ОтСергей ЗыковОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата23.01.2003 11:00:29Найти в дереве
РубрикиWWII;Версия для печати

Сенсацыя. Правда и ложь о Сталинградской битве (от Бешанова)


«Аргументы и факты» № 4, 2003 г.

СЕНСАЦИЯ
Правда и ложь о Сталинградской битве

О ТОМ, что в истории Великой Отечественной войны много черных страниц и белых пятен, начали писать еще при Горбачеве. Но на победу советского народа под Сталинградом у историков даже через 10 лет после распада СССР рука не поднималась. Первым, кто на это решился, стал Владимир БЕШАНОВ, автор ставших бестселлерами книг "Танковый погром 1941 года" и "Год 1942 - "учебный".

ПОБЕДА НА ВОЛГЕ БЫЛА ДОСТИГНУТА ЦЕНОЙ ПОЛУТОРА МИЛЛИОНОВ ЖИЗНЕЙ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ

НЕИЗВЕСТНЫЙ СТАЛИНГРАД

Война и миф
- ВСЕ мы выросли не на исто­рии войны, а на мифах о ней, - го­ворит В. Бешанов. - Мифы живучи. Перед тем как рассуждать о великой победе в Сталинградской битве, сто­ит разобраться, как могло случиться такое, что на втором году войны мы оказались на берегах Волги? Вроде бы немцев остановили еще под Моск­вой, никакой "внезапности", как в 41-м году, в помине не было...
После победы под Москвой Ста­лин находился в состоянии эйфории. Он уже собирался наступать, уже ви­дел себя в Европе. Немецкое наступ­ление на юге России началось 28 ию­ня. Через две недели боев рухнул Юго-Западный фронт. При этом надо учесть, что немцы наступали одновре­менно на Сталинград и на Кавказ, то есть в двух расходящихся направлени­ях. Причем армию Паулюса Гитлер постоянно ослаблял. В июле 270 ты­сяч немцев при 400 танках наступали против 540 тысяч советских войск, у которых была 1000 танков.
- Но во всех документальных и ху­дожественных произведениях, вклю­чая советские фильмы, про Сталин­град отмечается превосходство врага и в людях, и в технике.
- Это еще один миф. На самом деле под Сталинградом наших было при­мерно в 5 раз больше, чем немцев. До Волги армия Паулюса доползла на пос­леднем издыхании. А ведь по всем нор­мативам наступающая сторона должна иметь как минимум трехкратное пре­восходство. Сталинград же штурмова­ли 3 немецкие дивизии при 200 танках. Обороняли город 20 советских диви­зий, танков у них было в 2,5 раза боль­ше. В очередной раз проявилась стран­ная закономерность советской военной системы: чем больше у нас численный перевес, тем и потери выше!
- И кто же в этом виноват? Снова "преступный сталинский режим"?
- В первую очередь виноваты совет­ские полководцы. Наши маршалы вое­вали на Халхин-Голе, с Финляндией, год - с немцами. А в мемуарах они пи­шут, что воевать до 1943 года только учились! Немецкие полководцы после войны валили все на погоду, на превос­ходство противника, на Гитлера, в кон­це концов. Но никто из них не писал, что не умел управлять войсками.

Сталинградское чудо

- НО ВЕДЬ Сталинград отстояли -это тоже не миф!
- Нет, оборона Сталинграда - не миф, а самое настоящее чудо. Ведь к обороне город, вытянутый узкой поло­ской вдоль Волги, был приспособлен очень плохо. Огневых точек в подвалах там почему-то не создавали. Когда нем­цы стали Сталинград бомбить, вот тог­да появились руины, в которых можно было прятаться. Дело в том, что нем­цев в город пускать никто не собирался. Ведь и сил для обороны было достаточ­но, и времени на подготовку...
До самого последнего момента на­селение из города было запрещено эвакуировать. Частично из-за того, что оно работало на заводах, частично - чтобы не создавать паники. А потом стало поздно. Как всегда неожиданно, 22 сентября к Волге прорвался немец­кий танковый корпус и разрезал груп­пировку надвое. В разрушенном Ста­линграде осталось 200 тыс. жителей, кормить которых, естественно, никто не собирался. Но не за это приехав­ший из Москвы Маленков распекал местные партийные власти, а за то, что прекратился выпуск газеты "Ста­линградская правда". К тому моменту все начальство - партийное, советское, да и большая часть военного - слиняло за Волгу.
- А как же Чуйков, сказавший за­мечательные слова: "За Волгой для нас земли нет!"?
- Василий Чуйков был из той же замечательной плеяды советских ге­нералов, которые "академиев не кон­чали". Под горячую руку мог запросто выбить зубы начштаба дивизии за не­понравившийся доклад. До 1942 года он работал военным советником у Чан Кайши - по словам Сталина, "дер­гал за хвост японского тигра руками китайских товарищей".
Чуйкова бросили в Сталинград за сутки до немецкого штурма. Василий Иванович, тоже не бог весть какой полководец, оказался в ситуации без выбора: вот тебе неподготовленный к обороне город, вот тебе остатки непо­нятно каких частей. Делай что хо­чешь, а Сталинград не сдавай. За все отвечаешь головой!
- Если генералы в Красной Армии были бездарны, потери - огромны, то почему же все-таки победили?
- Когда 62-я армия заняла жесткую оборону (отступать-то некуда!), сол­дат, как ни парадоксально, стал жить дольше. Значит, успевал кое-чему на­учиться и передать навыки боев в го­родских условиях пополнению. Ведь все "сталинградское чудо" - это сплошная инициатива снизу, свобод­ное творчество масс. Все "великие полководцы" сбежали за Волгу, са­мым старшим начальником солдату стал комбат, который сражался и уми­рал рядом. Тут и проявились лучшие природные качества русского солдата - решительность, инициативность, а не только способность бесконечно "пере­носить тяготы и лишения воинской службы". К тому же в город беспре­станно везли через Волгу подкрепле­ние. Виктор Некрасов писал, что к то­му моменту, когда новички добира­лись до передовой, немцы успевали убить 5-10 человек из 20. Но те, кто добирался, очень быстро становились закаленными бойцами.

Операция «Уран»

- КОМУ принадлежал замысел на­ступательной операции?
- "Отцов" у Сталинградской битвы подозрительно много. Кажется, пер­вым предложил себя на эту роль Хру­щев. Еременко писал в мемуарах, что он выдвинул эту идею прямо в день своего назначения командующим фронтом. Жуков, который вообще-то под Сталинградом особо не светился, приписывал авторство себе и Василев­скому. При этом сам товарищ Жуков, как всегда, был на главном направле­нии - под Ржевом. Именно так: в 1942 году Красная Армия собиралась про­рвать там немецкую оборону и дойти до Прибалтики. Сталинград же тогда считался направлением вспомогатель­ным. Это после войны советские исто­рики все поставили с ног на голову.
Правда выплыла на свет сравнительно недавно. Оказалось, что у Жукова было 1,9 млн. человек, 3300 танков и 1100 самолетов, а под Сталинградом осталось почти вдвое меньше - 1,1 млн. солдат и офицеров, 1400 танков и 900 самолетов. Итог жуковского насту­пления на Ржев: ударные группировки Калининского и Западного фронтов попали в окружение и потеряли пол­миллиона человек и 1850 танков. Ржев так и не взяли, а у солдат появилось по­нятие "жуковская трехрядка". Это ко­гда "гениальный полководец" устилал дорогу трупами в три ряда, а успеха все равно не добивался...
- Каковы потери русских и немцев в Сталинградской битве?
- По официальной статистике, мы потеряли в Сталинградской битве бо­лее 1 млн. 100 тыс. человек. На самом деле - примерно на 20% больше. Нем­цы (по нашим данным) - более полу­тора миллионов. Если разделить эту цифру примерно на три, можно полу­чить близкий к истинному результат.
У советских военных историков все­гда были проблемы с арифметикой...
- Но ведь уничтожили же армию Паулюса! В плен взяли 91 тысячу!
- Бесспорно. Другое дело, стоило ли уничтожать ее? Без снабжения группировка скончалась бы сама со­бой, причем, возможно, в те же сроки - в начале февраля 1943 года. Вместо этого можно было бы отрезать от ты­лов всю немецкую армию на Кавказе, и тогда в окружении оказалось бы не 270 тысяч, а почти миллион. Но для этого надо было иметь стратегиче­ское мышление и элементарную штабную культуру, чего у "красных наполеонов" не наблюдалось. Оборо­няться наши полководцы научились только к 1943 году, пользоваться ра­диосвязью - к 1944-му, а искусство ма­невра освоить так и не успели - война закончилась!

Беседу вел Сергей ОСИПОВ
Фото из книги "Война Германии против Советского Союза 1941-1945"

ВОПРЕКИ ФАКТАМ И ДОКУМЕНТАМ
ЭТО интервью мы попросили прокомменти­ровать руководителя Центра военной истории России Института российской истории РАН до­ктора исторических наук Георгия КУМАНЕВА:
- СРАЗУ вспомнилось изречение д-ра Геббельса:
"Для того чтобы обыватель поверил в ложь, она должна быть как можно более абсурдной". Но - к де­лу. Демонстрируя свое незнание военных событий лета 1942 г., В. Бешанов задается вопросом; "...Как могло случиться, что на втором году войны мы ока­зались на берегах Волги?" Между тем основные при­чины давно известны. Ставка Верховного главноко­мандования ожидала нового наступления противни­ка не на Южном направлении, а снова под Москвой.
Не выдерживают критики и взятые В. Бешано-вым "с потолка" данные о соотношении сил под Сталинградом. Документы Центрального архива МО РФ свидетельствуют, что в течение июля и ав­густа перевес был на стороне противника. Так, к 17 июля на Сталинградском направлении действовало 14 дивизий 6-й немецкой армии - 270 тыс. человек, 3 тыс. орудий и минометов и до 500 танков. Таким си­лам врага противостояли 12 дивизий наших двух ар­мий, в которых насчитывалось около 100 тыс. чело­век, 2200 орудий и минометов и около 400 танков,
К 23 июля соотношение еще более изменилось в худшую для нас сторону: противник обладал превос­ходством в людях в 1,4 раза, в танках - в 2, в авиации - в 3,5 раза, по количеству артиллерии силы были примерно равными. Ни о каком "последнем издыха­нии" армии Паулюса речь не могла идти.
Далее В. Бешанов, давая волю своей буйной фантазии, пускается на смехотворное, а по сути кле­ветническое утверждение, что в разгар боев за Ста­линград там остались с солдатами одни комбаты. Факты и документы неопровержимо свидетельству­ют, что под Сталинградом, в прилегающих к нему районах правобережья постоянно было не только командование и штабы фронтов, армий, дивизий, но и партийные и советские руководители: первый сек­ретарь Сталинградского обкома и горкома партии А. С. Чуянов, председатель Сталинградского облис­полкома И. Ф. Зименков, нарком речного флота СССР 3. А. Шашков и другие.
Всю вину за крупные неудачи автор "прежде все­го" сваливает на советских полководцев и утвержда­ет, что Г. К. Жуков незаслуженно приписывал ав­торство Сталинградской наступательной операции себе и А. М. Василевскому. Но ведь хорошо извест­на выдающаяся роль обоих в великой победе на бе­регах Волги, а их приоритет в создании операции "Уран" зафиксирован в документах. Именно после Сталинградской битвы оба полководца стали Мар­шалами Советского Союза.
Что касается операции "Марс" (наступление на Ржев. - Ред.), которую проводил Г. К. Жуков, то, не­смотря на ограниченный размах, она имела важное стратегическое и политическое значение. Она скова­ла основные силы немецкой группы армий "Центр" и притянула к себе 12 резервных дивизий, и тем самым переброска крупных сил противника с центрального направления на юг, к Сталинграду, была сорвана.
Публикация заканчивается авторскими рассуж­дениями о фантастических потерях Красной Армии в Сталинградской битве и о неизмеримо меньших -противника. Между тем, согласно официальному статистическому исследованию "Россия и СССР в войнах XX века: Потери Вооруженных Сил", кото­рое основывается и на немецкой статистике, про­тивник только в ходе проведенной Красной Армией Сталинградской стратегической наступательной операции потерял свыше 800 тыс. человек.
Общий вывод: подобные "новаторские" поделки, претендующие на "истину в последней инстанции", как правило, не опираются на серьезные источники, в то время как нам нужна объективная история, без очернительства и отсебятины.

«Аргументы и факты» № 4, 2003 г.