| От | Exeter | |
К | All | |
Дата | 10.12.2000 19:05:55 | |
Рубрики | Современность; Флот; | |
Кому интересно - организация палубной авиации ВМФ СССР и России
Привет всем!
Помнится, весной была тут огроменная дискуссия по поводу организации морской авиации ВМФ СССР и РФ. Причем полностью тогда все не выяснили. Но вот, возможно, собранная мною весьма подробная информация о палубной авиации заинтересует уважаемых Вада, Александра Стукалина, Евгения Путилова, Дмитрия Болтенкова и еще кого-нибудь.
Очень неплохой источник - попавший мне в руки только недавно "Морской Сборник" №8/2000 г. Плюс масса других данных из разных мест. Складывается такая вот картина:
Приказом ГК ВМФ СССР от 15.09.1973 на аэродроме Саки в Крыму начато формирование первого отечественного полка корабельной авиации - 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка (ОКШАП) на самолетах Як-38 (тогда еще обозначался как Як-36МП). Полк предназначался специально для базирования на ТАКР "Киев" и должен был быть постоянно дислоцирован на СФ. В конце 1974 г начаты полеты с палубы "Киева", в 1976 г полк передислоцирован в Североморск-3.
Первоначально планировалось иметь по ОКШАП на каждый ТАКР, но в связи с заменой на них после ввода в строй одной эскадрильи Як-38 на эскадрилью вертолетов ПЛО, было принято решение формировать по полку на два ТАКР пр.1143.
Для подготовки личного состава палубной авиации 17.09.1976 в составе 33-го центра боевого применения и подготовки летного состава морской авиации в Кульбакино под Николаевым сформирован 299-й инструкторско-испытательный корабельный авиаполк (ИИКАП) на самолетах Як-38 и МиГ-21 (базирование - аэродром Саки), а в составе 555-го инструкторско-испытательного полка того же центра - учебная эскадрилья на самолетах L-39.
В 1977 г в связи с предстоящим вступлением в строй ТАКР "Минск" в Саках сформирован 311-й ОКШАП на Як-38 для ТОФ, в 1978 г убывший к месту дислокации на аэродром Пристань Приморского края.
В рамках перехода к строительству авианесущих кораблей с горизонтальным взлетом и посадкой в 1981 г в Саках началось создание 23-го испытательного учебно-тренировочного комплекса (ИУТК). 21.08.1986 он переформирован в 39-е управление испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации, а сам комплекс получил название НИТКА.
Директивой ГШ ВМФ от 13.12.1988 на базе этого 39-го управления в Саках создан 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации (ЦБПКА). В его состав вошли:
299-й ИИКАП на Як-38 и МиГ-21.
Специально формируемый новый 100-й корабельный истребительный авиаполк (КИАП) с пока еще "чисто сухопутными" истребителями Су-27 и МиГ-29 (командир - Апакидзе).
Учебная эскадрилья на L-39 из состава 555-го ИИПЛСАП.
В конце 1989 г приказом МО СССР самолет Як-38 снят с вооружения. После этого 279-й ОКШАП на СФ и 299-й ИИКАП в Саках были в 1990 г перевооружены переданными из ВВС штурмовиками Су-25 и переформированы в отдельные морские штурмовые авиаполки (ОМШАП), при этом 299-й ОМШАП выведен из состава 1063-го ЦБПКА и передан в состав авиации ЧФ. 311-й ОКШАП на ТОФ расформирован около 1992 г.
Дальше начинается развал СССР. После "Беловежской Пущи" личный состав 100-го КИАП категорически отказался принимать укратнскую присягу, и в полном составе во главе с Апакидзе вместе со знаменем полка убыл в Россию. Техника полка, по-видимому, была "приватизирована" Украиной, включая и первый палубный истребитель полка - Т-10К-3. Тем не менее 100-й КИАП в России был расформирован из-за неодобрения излишней самостоятельности его личного состава. 299-й ОМШАП был "украинизирован" полностью.
На СФ в 1993-1994 гг все Су-25 279-го ОМШАП были снова возвращены ВВС, а сам полк переформирован в 279-й КИАП на основе личного состава 100-го КИАП во главе с Апакидзе. Полк начал вооружаться истребителями Су-27К, но из-за общего развала был укомплектован техникой по штату только к концу 1999 г. Около 1994 г на СФ была сформирована 1-я смешанная корабельная авиадивизия (СКАД), командир - Апакидзе.
Нынешний состав 1-й СКАД:
279-й КИАП - на начало 2000 г имел 36 Су-33 (видимо, 24 серийных 1-й серии, 10 предсерийных, 2 прототипа) и 4 Су-25УТГ.
830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк (ОКПЛВП) - хотя сохранил в названии слово "отдельный", но входит в состав СКАД. Имеет не более 30 машин Ка-27.
С уважением, Exeter