ОтАлександр СтукалинОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата06.09.2003 03:06:56Найти в дереве
РубрикиСовременность; Флот;Версия для печати

Статья про ВМФ РФ


8 июля 2003 г.
Агентство Интегрум-Техно, Москва

Quo vadis, российский флот?*
Михаил БАРАБАНОВ, независимый эксперт

ВМФ России встречает XXI столетие, переживая один из наиболее тяжелых кризисов за всю историю своего существования. Интенсивность деструктивных процессов, переживаемых российским флотом, такова, что возникают опасения не только относительно статуса нашей страны как морской державы, но и по поводу возможности сохранения Российской Федерацией в обозримом будущем какой-либо морской силы вообще.


На момент начала "перестройки" в СССР советский ВМФ являлся первым флотом в мире по численности и суммарному водоизмещению кораблей и судов и по численности личного состава, хотя, насколько можно судить, по суммарному боевому потенциалу и уступал ВМС США. Начиная с 1989 года сперва процесс односторонних сокращений состава, а после 1991 года - и обвального многократного сокращения финансирования привел к радикальному подрыву боеготовности сил ВМФ и резкому сокращению их численности. Эти негативные тенденции были усугублены распадом СССР, вследствие чего одни группировки флота подверглись разделу, а другие - лишились баз, большая часть кораблей и судов для ВМФ, находившихся в постройке к моменту распада СССР, остались недостроенными, а закладка новых единиц практически прекратилась.


Результатом стало не только значительное сокращение численности флота, но и стремительное устаревание его состава. Согласно официальным данным доля современного вооружения и военной техники в ВМФ составляла к 2002 году всего от 10% до 20% 1 . Объемы ассигнований по государственному оборонному заказу на закупки ВВТ для ВМФ в 2001 году составили всего 10% от потребности, а на ремонт ВВТ - 10,9%. В результате в ремонте к началу прошлого года нуждалось 90% корабельного состава 2 . Хотя в 2002 году объем финансирования закупок для ВМФ был увеличен на 80% по сравнению с предыдущим годом 3 , совершенно ясно, что такое увеличение в, принципе, неспособно переломить негативные тенденции.


Доктринальные основы развития ВМФ


Основными документами, характеризующими взгляды нынешнего российского военно-политического руководства на состояние и развитие ВМФ страны, являются утвержденные указом президента РФ от 4 марта 2000 года "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года" и принятая 27 июля 2001 года "Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года". Не вдаваясь в детальное рассмотрение этих документов, выделим те положения, которые определяют роль и задачи ВМФ России на современном этапе.


Согласно "Основам политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года" - основными задачами Военно-морского флота являются:


"сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации и ее союзников с морских и океанских направлений, в том числе участие в стратегическом ядерном сдерживании;


защита интересов Российской Федерации в Мировом океане военными методами;


поддержание военно-морского потенциала Российской Федерации в готовности к применению по предназначению;


контроль деятельности военно-морских сил иностранных государств и военно-политических блоков в прилегающих к территории страны морях, а также в других районах Мирового океана, имеющих важное значение для безопасности Российской Федерации;


выявление, предупреждение и предотвращение военных угроз, отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников с морских и океанских направлений, участие в действиях по предотвращению и локализации вооруженных конфликтов на ранних стадиях их развития;


своевременное наращивание сил и средств в районах Мирового океана, откуда может исходить угроза интересам безопасности Российской Федерации;


обеспечение защиты государственной границы Российской Федерации в подводной среде;


оборудование акватории Мирового океана и прибрежной зоны Российской Федерации как возможной сферы военных действий;


создание и поддержание условий для безопасности экономической и других видов деятельности Российской Федерации в ее территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, а также в удаленных районах Мирового океана;


обеспечение военно-морского присутствия Российской Федерации в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы Российского государства, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации" 4 .


Приведенные формулировки, размытые и нечеткие, по существу, не определяют конкретных задач ВМФ ни в одной из перечисленных сфер и ни на одном из театров. Фактически указанные доктринальные положения не дают прикладных вводных ни для строительства флота, ни для его боевого применения. Примечательно, что полностью отсутствуют даже намеки на определение вероятных противников ВМФ. Таким образом, определение даже фундаментальных вопросов морской стратегии, по существу, подменено общими декларациями и передано на усмотрение исполнительных инстанций, которые вольны трактовать их так, как им заблагорассудится в меру своего понимания. На практике во многих случаях, как мы увидим, это ведет к явной дезориентации военно-морского строительства и отсутствию четкой направленности во многих его элементах.


Непосредственным практическим воплощением взглядов нынешнего руководства ВМФ России на состояние и конкретные пути строительства флота является принятый в конце 2000 года План строительства и развития Военно-морского флота на оды. По существу, данный документ является в значительной степени планом свертывания состава бывшего могучего советского флота и сокращения объема выполняемых задач. Прямо декларируется, что План нацелен на "перераспределение большинства стоящих перед ВМФ задач в ближнюю морскую зону", при этом, правда, "должна сохраниться способность флота решать задачи мирного времени в дальней морской и океанской зонах" 5 . Характеризуя существо Плана, Главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов заявлял: "Говорить о революционном прогрессе применительно к сегодняшним процессам строительства ВМФ, к сожалению, не приходится. Но именно плановый эволюционный регресс позволит нам избежать в будущем регресса революционного и перейти к прогрессу" 6 . Столь экстравагантная и не имеющая доселе прецедента в истории военно-морского строительства постановка вопроса - "развитие через регресс" - накладывает печать глубокой противоречивости на все практические мероприятия, предпринимаемые в ходе реализации данного Плана.


Сам Куроедов характеризовал облик Российского ВМФ на перспективу до 2016 года таким образом:


"ракетно-ядерный, способный выполнять весь объем задач мирного времени в пределах всех зон применения (океанская дальняя и ближняя морская);


способный выполнять задачи военного времени в пределах ближней морской зоны на минимально достаточном уровне;


имеющий в своем составе морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и морские силы обычного назачения (МСОН);


сбалансированный применительно к родам сил (войск), видам и системам обеспечения.


Основными направлениями строительства и развития МСЯС будут являться последовательный ввод в боевой состав ВМФ РПЛСН четвертого поколения, вооруженных новым ракетным комплексом стратегического назначения. С учетом максимального напряжения сил и концентрации усилий всех сил флота, МСЯС смогут при необходимости выполнить возложенные на них задачи в полном объеме. Уровень решения поставленных задач оценивается как "гарантированный".


Основные направления строительства и развития МСОН заключаются в следующем.


Первое . Исключение из состава ВМФ кораблей, катеров и подводных лодок резерва, ремонт которых экономически нецелесообразен, а дальнейшее содержание в составе сил резерва приводит к неоправданным затратам финансовых средств. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что по этим критериям боевой корабельный состав ВМФ будет в ближайшее время уменьшен еще на одну пятую часть…


Второе . Поддержание состава кораблей, катеров и подводных лодок в постоянной готовности и в строю на минимально допустимом уровне, обеспечивающем выполнение объема поставленных задач. Иначе говоря, мы должны сохранить наши "живые" корабли и на их потенциале продержаться до лучших времен.


Третье . Повышение боевых возможностей Морских сил общего назначения путем глубокой и частичной модернизации основных видов вооружения и военной техники. Это направление перекликается со вторым. Основа флота на ближайшие 10 лет - сегодняшние корабли, вооружение и техника. Их нужно сохранить и сделать их отвечающими требованиям нового века. Для этого мы планируем завершить приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентируясь в основном на исторически сильные для России направления.


Четвертое . Строительство подводных лодок и надводных кораблей с учетом минимально достаточного состава группировок сил по зонам действий. Ввиду невозможности адекватного восполнения убыли корабельного состава и в связи с требованиями времени нам придется изменить направления в военном кораблестроении и пересмотреть классификацию корабельного состава в связи с переходом к строительству действительно многоцелевых кораблей. Создание их придется осуществлять поэтапно, с малыми затратами. С применением новейших технологий будут созданы новые многоцелевые атомная и дизельная подводные лодки, многоцелевые надводные корабли и катера.


В целом корабельный состав будет ориентирован на возможность нанесения "критических (неприемлемых) потерь" любому агрессору и его союзникам - как в море, так и на берегу - на значительном удалении от границ России" 7 .


Чтобы оценить адекватность этих планов реальности, подробнее рассмотрим нынешнее состояние и возможные перспективы развития основных классов кораблей ВМФ России.


Морские стратегические ядерные силы


Сохранение и развитие МСЯС России объявлено приоритетом в развитии ВМФ. В значительной степени это обусловлено договором СНВ-2, согласно которому подлежат ликвидации все наземные МБР с РГЧ и сохранение этого типа ракет возможно только на ПЛАРБ. Кроме того, сказалась и активная пропагандистская кампания руководства ВМФ, которое, испытывая явные затруднения в подборе аргументации для доказательства необходимости развития сил обычного назначения ВМФ, похоже, пытается выбить средства на флот, подчеркивая ключевую роль МСЯС в будущем стратегическом потенциале РФ.


Следует особо отметить, что исторически строительство МСЯС СССР велось откровенно в подражание американским действиям, без какого-либо учета того обстоятельства, что в условиях фактического господства на море ВМС США и НАТО в корне подрывалось главное преимущество МСЯС - скрытность и высокая боевая устойчивость по сравнению с обеими другими компонентами "стратегической триады". Кроме того, построив в 1,5 раза больше ПЛАРБ, чем США, ВМФ СССР оказался не в состоянии поддерживать высокий коэффициент оперативного напряжения своих лодок, что еще более снижало общую боевую устойчивость советских МСЯС и делало их относительно малоэффективными (с учетом произведенных затрат) относительно МБР наземного базирования РВСН. При полуторократном превосходстве по числу БРПЛ в составе МСЯС по сравнению с США ВМФ СССР по числу БРПЛ, постоянно развернутых на боевой службе, уступал американцам в 3,5 раза 8 .


В условиях постсоветского развала эти недостатки еще более обострились. Фактически ВМФ РФ со второй половины 90-х годов с большим трудом держал на постоянной боевой службе в море не более двух ПЛАРБ, (в сумме от 96 до максимум 248 боевых блоков 9 – т. е. столько же, сколько Англия или Франция, имеющие в составе своих ВМС только по четыре таких лодки! Таким образом, следует отметить, что реальный вклад ВМФ РФ в ядерное сдерживание невелик относительно РВСН РФ при относительно высоком уровне расходов.


После подписания в 1991 году договора СНВ-1 командование ВМФ планировало в рамках мер по его реализации сократить общее количество ПЛАРБ до 24 (шесть пр. 941, семь пр. 667БДРМ, 11 пр. 667БДР) 10 . Однако последующие политические и экономические потрясения, а также достижение новых договоренностей с американцами привели к серьезным изменениям этих планов. Вывод ПЛАРБ из состава российского флота велся не только в соответствии с международными обязательствами, но и по "факту" технического состояния лодок из-за резкого сокращения средств на их содержание и ремонт. К настоящему времени все лодки пр. 658, 701, 667А/АУ и 667БД выведены из состава флота, а последняя ПЛАРБ пр. 667Б Тихоокеанского флота подлежит списанию в этом году 11 .


На протяжении всех 90-х годов и по настоящее время самым многочисленным типом ПЛАРБ, реально ходящих на боевую службу, остаются лодки пр. 667БДР ("Кальмар"). Это объясняется главным образом тем, что лодки этого типа, построенные с 1976 по 1981 год, успели пройти плановые средние ремонты во второй половине 80-х - начале 90-х годов 12 , т. е. до обвального сокращения финансирования. К настоящему времени в ВМФ остается 11 таких лодок из 14 построенных. Вместе с тем истечение очередных межремонтных сроков наряду с истечением ресурса ракет Р-29Р и их модификаций, судя по всему, приведет в ближайшее время к массовому выводу лодок пр. 667БДР из состава флота. Уже сейчас на СФ полноценно боеспособными лодками являются, видимо, только "Рязань" и "Борисоглебск" , а на ТОФ - "Петропавловск-Камчатский" , "Подольск" , "Святой Георгий Победоносец" и "Зеленоград" 13 . Одна лодка этого типа с 1994 года находится на МП "Звездочка" на переоборудовании в лодку обеспечения действий сил специального назначения по пр. 09786 14 .


Основные усилия командования ВМФ, насколько можно судить, сейчас прилагаются к поддержанию в боеготовом состоянии более современных ПЛАРБ пр. 667БДРМ ("Дельфин") постройки 80-х годов. Благодаря целенаправленному финансированию в последние годы был проведен средний ремонт на "Звездочке" двух первых лодок этого типа "Верхотурье" (передана флоту после ремонта в декабре 1999 года 15 ) и "Екатеринбург" (в начале 2003 года 16 ) и июле 2002 года поставлена в ремонт и модернизацию ПЛАРБ "Брянск" 17 . В то же время из-за отсутствия средств заморожен ремонт находящейся там же в ремонте лодки "Тула" 18 . Таким образом, в боевом составе ВМФ в настоящее время реально находится не более четырех ПЛАРБ этого проекта (кроме "Верхотурья" и "Екатеринбурга" также "Карелия" и "Новомосковск" ). С целью сохранения боевого потенциала ПЛАРБ пр. 667БДРМ их предполагается вооружить новой модификацией БРПЛ Р-29РМ - Р-29РМУ "Синева", производство которых было решено возобновить на Красноярском машиностроительном заводе с 2000 года 19 . БРПЛ "Синева" оснащается 10 РГЧ и системой управления, созданной для БРПЛ "Барк" 20 . Однако эта программа также сталкивается с недостатком финансирования. Можно ожидать, что лодки пр. 667БДРМ останутся основой МСЯС России примерно до одов.


Наиболее крупными и мощными ПЛАРБ отечественного флота остаются "тяжелые крейсера" пр. 941 ("Тайфун"). Однако судьба этих кораблей складывается неблагополучно в силу как дороговизны их эксплуатации и ремонта, так и проблем с их главным ракетным комплексом. Твердотопливные ракеты Р-39 имеют небольшие сроки хранения 21 , а их производство было завязано на украинский "Южмаш", который изготавливал первые ступени этих ракет 22 . Для их замены в ГРЦ "КБ им. Макеева" разрабатывался ракетный комплекс "Барк". Однако в 1998 году работы над "Барком" были по доселе не вполне понятным причинам прекращены после трех неудачных пусков 23 . В результате головная лодка пр. 941 "Дмитрий Донской" , с 1991 года проходившая средний ремонт и модернизацию на Севмашпредприятии (СМП) по пр. 941У, предполагавшему оснащение комплексом "Барк", была в конце 2002 года передана для послеремонтных испытаний без основного вооружения 24 . По некоторым данным, лодку планируется в дальнейшем использовать для морских испытаний разрабатываемого в настоящее время МИТ ракетного комплекса "Булава-30" 25 . Впрочем, даже официально ввод "Дмитрия Донского" в состав ВМФ ожидается только в 2005 году 26 .


Отсутствие замены для ракетного комплекса при истечении гарантийного ресурса последних ракет Р-39 в 2003 году 27 делает перспективы остальных пяти лодок пр. 941 крайне неопределенными. Реально сейчас в строю находятся, насколько можно судить, только две последние ПЛАРБ этого проекта - "Архангельск" и "Северсталь" , у которых уже давно вышли межремонтные сроки, хотя и заявлялось о возможности продления ресурса для их эксплуатации до одов 28 . Лодки "Симбирск" и ТК-13 уже давно выведены в резерв и, видимо, будут утилизированы 29 . Стоит заметить, что еще в 1998 году планы американской программы "Совместное прекращение угрозы" (CTR) предусматривали финансирование утилизации именно пяти ПЛАРБ типа "Тайфун" 30 .


Ключевой программой совершенствования МСЯС России считается строительство новых ПЛАРБ четвертого поколения пр. 955 ("Борей"), разработанных ЦКБ "Рубин". Головной корабль нового проекта "Юрий Долгорукий" был с большой помпой заложен на СМП 2 ноября 1996 года 31 . Реально техническая готовность его до сих пор весьма невелика (на конец 2003 года намечается только завершение корпусных работ) 32 , а скудное финансирование делает перспективы завершения строительства даже головного корабля в обозримом будущем достаточно сомнительными. Сроки сдачи корабля многократно переносились, и последний объявленный - 2007 год 33 - является столь же маловероятным, как предыдущие. Ситуация усугубляется чехардой с главным вооружением лодки. Изначально ПЛАРБ пр. 955 должна была вооружаться БРПЛ "Барк" 34 , но, как уже говорилось, работы по этому комплексу были прекращены, а взамен него МИТ начал разработку новой твердотопливной БРПЛ "Булава-30", которой и должны были быть вооружены новые ПЛАРБ 35 . Это повлекло за собой значительную переработку проекта уже строящегося корабля. Тем не менее в 2002 году работы на " Юрии Долгоруком" были несколько активизированы, а на СМП были даже подготовлены заделы для корпусов еще двух лодок этого проекта 36 . Заявлено о планах начала серийного строительства ПЛАРБ пр. 955 после 2005 года 37 .


В целом, по мнению автора, затея со строительством ПЛАРБ пр. 955 в нынешних экономических условиях - явная авантюра . ВМФ вряд ли получит новую лодку с новым ракетным комплексом в обозримом будущем, не говоря уже о серии, а потраченные средства могли бы быть с гораздо большим успехом направлены на поддержание в боевом строю, ремонт и модернизацию ПЛАРБ пр. 941 и 667БДРМ, доводку ракетных комплексов "Барк" и "Синева", а также повышение боеготовности и коэффициента оперативного напряжения существующей группировки МСЯС. К вопросу строительства же ПЛАРБ нового поколения вполне можно было обратиться и после 2010 года. Уместно отметить, что в США замена ПЛАРБ типа Ohio не планируется до 2020 года, при том что сроки ввода в строй большинства ПЛАРБ этого типа примерно соответствуют аналогичным срокам наших лодок пр. 941 и 667БДРМ. Пока же по самому благоприятному сценарию в составе ВМФ России к 2015 году, вероятнее всего, будет насчитываться максимум 5-6 ПЛАРБ пр. 667БДРМ и одна-две ПЛАРБ пр. 955.


Подводные силы


Некогда самые многочисленные в мире подводные силы подверглись в 90-е годы самым серьезным сокращениям. В настоящее время ВМФ России по количеству атомных подводных лодок уже уступает ВМС США и имеет тенденцию к дальнейшему упадку.

Особенностью ВМФ СССР и России являлось наличие в их составе специализированных ПЛАРК, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами и являвшихся основой так называемых "противоавианосных сил". К сегодняшнему дню класс ПЛАРК представлен подводными крейсерами пр. 949А ("Антей"). Это мощные крупные подводные корабли, уступающие по водоизмещению только ПЛАРБ пр. 941 и вооруженные каждый 24 сверхзвуковыми КР 3М45 комплекса П-700 "Гранит" 38 . В условиях обвального сокращения надводных сил и морской ракетоносной авиации и общей слабой оснащенности отечественного флота ПКР ПЛАРК пр. 949А остаются фактически единственной силой ВМФ России, сохраняющей значительный противокорабельный потенциал и способной угрожать американским авианосным соединениям. Однако в условиях, когда приоритет в финансировании отдан МСЯС, ВМФ оказался явно неспособным в должной мере содержать почти столь же дорогие подводные "противоавианосные силы". Еще в 1996 году из-за отсутствия средств на средний ремонт были списаны две ПЛАРК "чистого" пр. 949 (Гранит) - "Архангельск" и "Мурманск" 39 . Хотя с 1982 и до конца 1991 года на СМП успели заложить 17 лодок пр.949А 40 , из них до распада СССР было введено в строй шесть единиц, а после - достроено еще пять, находившихся к тому времени относительно в высокой степени готовности и обеспеченных уже во многом произведенными поставками смежников 41 . ПЛАРК этого проекта "Курск" погибла в результате известной катастрофы в Баренцевом море 12 августа 2000 года, а однотипные лодки "Краснодар" и "Красноярск" к настоящему времени поставлены на прикол вследствие отсутствия финансирования необходимого среднего ремонта 42 , также небоеготовой является и лодка "Вилючинск" (бывшая "Касатка" ) 43 . Лодка "Иркутск" находится на ремонте на дальневосточном заводе "Звезда" 44 . К настоящему времени реально в строю из лодок пр. 949А на СФ являются "Смоленск" , "Воронеж" и "Орел" 45 , причем у всех подходят к концу межремонтные сроки, а на ТОФ - "Челябинск" , "Томск" и "Омск" 46 , однако фактически одномоментно на каждом из флотов из-за нехватки запчастей, аккумуляторов, необходимости ремонтов и прочего полноценно боеспособными являются только одна-две ПЛАРК этого типа 47 .


Неудивительно, что при таких обстоятельствах дальнейшее строительство ПЛАРК типа "Антей" в России практически заморожено, что связано, впрочем, не только с нехваткой средств, но и с явным устареванием проекта, а также, судя по всему, с колебаниями руководства ВМФ по поводу возможности его полноценного боевого применения в современных условиях. Постройка находящейся в 70%-ной готовности на СМП лодки "Белгород" , строившейся по модифицированному пр. 949АМ 48 , которая должна была получить на вооружение модернизированный ракетный комплекс "Гранит-2" (в дальнейшем им планировалось вооружить и ранее построенные корабли пр. 949А), была официально прекращена в начале 2003 года 49 . Строительство находящейся в невысокой степени готовности лодки "Волгоград" было остановлено еще в начале 1998 года 50 и ее название передано ремонтирующейся лодке пр. 671РТМ, а подлодка "Барнаул" и еще три "безымянных" корпуса существуют, по всей видимости, фактически только в виде отдельных секций и заделов 51 .


Наиболее современным типом российских ПЛА являются лодки семейства пр. 971 ("Щука-Б"), объединяющего ряд постоянно совершенствующихся модификаций проекта. Строительство ПЛА пр. 971 велось на СМП и Амурском судостроительном заводе, где с 1983 и по конец 1991 года было заложено, соответственно, 12 и 13 единиц 52 . Всего к настоящему времени в Северодвинске была завершена постройка семи лодок, последняя из которых, "Гепард" , переданная флоту в конце 2001 года, представляет собой серьезную модернизацию проекта с внедрением комплекса активного снижения шумов и измененными обводами корпуса (ранее этот же комплекс мероприятий по модернизации, но с сохранением старых обводов корпуса был внедрен на предыдущей севмашевской лодке "Вепрь" сдачи 1996 года) 53 . В Комсомольске-на-Амуре построено также семь ПЛА, из которых последняя, "Дракон" , была сдана еще в 1995 году (в 1999 году переименована в "Самару" ) 54 . Фактически со второй половины 90-х годов дальнейшее строительство серии застопорилось из-за нехватки средств и разрыва экономических связей с субподрядчиками. До сих пор неясна судьба находящихся на СМП следующих за "Гепардом" заказов - ПЛА "Кугуар" и "Рысь" , для которых уже несколько лет как сформированы экипажи 55 . Хотя заявлялось, что "Гепард" станет последним достроенным кораблем пр. 971 56 , возможность достройки еще одного-двух кораблей этого типа не исключена. Более сложным является положение на Амурском судостроительном заводе. Еще в 1993 году было принято решение вообще прекратить в перспективе атомное подводное кораблестроение на Дальнем Востоке, в связи с чем были утилизированы заделы по корпусам для трех начатых ПЛА пр. 971, а корпус заказа со строительным номером С-520, который, как предполагалось, должен был стать головной дальневосточной модернизированной лодкой по типу "Гепарда" , был разобран на стапеле в 25%-ной готовности 57 . Заказы С-518 и С-519 было решено доделать, однако обе эти лодки из-за отсутствия финансирования и по сей день находятся на стапелях в готовности соответственно около 86,5% и 60 % (первая носит название "Нерпа" и имеет загруженный еще в 1998 году реактор 58 ), и перспективы их достройки для ВМФ России являются крайне неопределенными. В то же время известно о ведущихся с 2001 года переговорах о возможности достройки ПЛА "Кугуар" и "Нерпа" для индийских ВМС 59 .

Ввиду хронического недофинансирования флота техническое состояние находящихся в строю лодок пр. 971 неудовлетворительное. На ТОФ из семи ПЛА этого проекта боеспособными реально являются только две - "Самара" и "Кузбасс" (бывший "Морж" ). Головной корабль всей серии "Акула" с 1994 года находится в безвылазном ремонте на "Звезде". Лодки "Барнаул" (до 2002 года - "Дельфин" ), "Кашалот" , "Братск" (бывший "Кит" ) и "Магадан" (бывший "Нарвал" ) также находятся либо в ремонте, либо в отстое. Сообщается, что из-за технических и финансовых проблем "новые лодки третьего поколения с трудом поддерживают свою техническую готовность" 60 . Несколько лучше обстоят дела на СФ, где в строю находятся новые "Гепард" и "Вепрь" , а также "Леопард" и прошедший на СМП в 1997-2002 годах ремонт "Тигр" 61 . В ремонте на СМП находятся "Пантера" и "Волк" , а подлодка "Ак-Барс" (бывший "Барс" ), судя по всему, выведена в резерв.


Вследствие нехватки средств печально складывается и судьба другой серии отечественных многоцелевых ПЛА третьего поколения - пр. 945 с титановым корпусом. Еще в 1993 году на "Красном Сормове" была прекращена постройка в 30% готовности и разделана в цехе лодка модифицированного пр. 945Б ("Марс") К-536 62 . Из двух построенных лодок "чистого" пр. 945 ("Барракуда") головная "Карп" списана в 1998 году из-за невыделения финансирования на средний ремонт, а "Кострома" (бывшая "Краб" ) последние годы была небоготова и в настоящее время находится в ремонте на СРЗ "Нерпа" с неясными перспективами его завершения 63 . Также на "Нерпе" находится лодка пр. 945А ("Кондор") "Нижний Новгород" (бывшая "Зубатка" ), причем некоторое время обсуждался вопрос о ее списании, но в 2002 году было решено все-таки профинансировать ее ремонт 64 . Таким образом, единственным действующим кораблем проекта является "Псков" (бывший "Окунь" ).


Основным типом перспективной ПЛА ВМФ России является разработанный СПМБМ "Малахит" пр. 855 ("Ясень"). Изначально для ВМФ СССР велось создание трех "специализированных" лодок четвертого поколения - ПЛАРК в ЦКБ "Рубин" (предположительно пр. 881 с ПКР "Болид") 65 , противолодочной ПЛА в ЦКБ "Лазурит" и многоцелевой ПЛА в СПМБМ "Малахит" (пр. 885), однако в конце 80-х годов было принято решение о строительстве одного единого типа многоцелевой ПЛА пр. 885, "которую уже после окончания технического проекта пришлось оснастить боевыми средствами для решения расширившегося круга задач" 66 . ПЛА пр. 885 имеет ряд принципиальных для отечественного атомного подводного кораблестроения новшеств - смешанную одно-двухкорпусную конструкцию, оснащение перспективным гидроакустическим комплексом "Иртыш" с носовой сферической антенной ГАС "Амфора", бортовое размещение торпедных аппаратов (ТА) в средней части корабля под углом к диаметральной плоскости, использование ядерной энергетической установки четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме, оснащение водометным движителем 67 . Наряду с ТА корабль оснащается восемью трехзарядными вертикальными универсальными пусковыми установками СМ-315, из которых производится пуск ПКР 3М55 "Оникс", а также стратегических КР 3М10 "Гранат" и неядерных КР 3М14 "Калибр" 68 . Предполагается, что лодка пр. 885 будет обладать высоким уровнем акустической скрытности, сопоставимым с таковым уровнем американских ПЛА четвертого поколения. Головная лодка нового проекта "Северодвинск" была заложена на СМП еще 21 декабря 1993 года, но ее строительство вылилось с долгострой, и завершение возможно скорее всего не ранее 2005 года. Второй начатый корпус, видимо, находится в невысокой степени готовности 69 . Перспективы дальнейшего строительства серии в этих условиях выглядят совершенно неясными.


Флот дизель-электрических подводных лодок представлен в настоящее время в РФ практическим одним типом - 24 ПЛ пр. 877 нескольких модификаций, из которых боеспособными, по оценке автора, являются не более 10-12. Сильнейшим фактором подрыва боеготовности флота ДЭПЛ является в настоящее время острейшая нехватка аккумуляторных батарей, на закупку которых в необходимых количествах у ВМФ попросту нет средств. Массовое списание в 80-90-е годы старых дизельных ПЛ пр. 611, 613, 633 и 641 без адекватной замены привело к практически полной ликвидации подводных сил отечественного ВМФ на Балтийском и Черном морях. В настоящее время на БФ осталось две ПЛ, а на ЧФ - одна, причем используются они главным образом для подготовки противолодочных сил 70 .


С декабря 1997 года на "Адмиралтейских верфях" ведется строительство неатомной подводной лодки нового поколения "Санкт-Петербург" пр. 677 ("Лада"), созданной ЦКБ "Рубин", одновременно еще одна лодка строится там же в качестве прототипа экспортной модификации пр. 677Э ("Амур"). По неоднократным заявлениям намечается передать "Санкт-Петербург" на испытания в 2003 году 71 , а самому строительству по известным обстоятельствам придано политическое значение. Все это заставляет проявлять некоторый оптимизм по поводу судьбы головного корабля, однако данных о планах серийного строительства ПЛ этого проекта нет. Следует отметить, что изначально ПЛ пр. 677 разрабатывалась также в варианте с использованием на ней в качестве главного двигателя анаэробной энергетической установки "Кристалл-27" на основе использования электрохимического генератора 72 . Однако внедрение этой технологии в нынешних экономических условиях, в которых находится ВМФ РФ, представляется достаточно маловероятным ввиду высокой стоимости эксплуатации ПЛ с ЭУ такого типа.


Надводный флот


Сокращение надводных сил ВМФ в 90-е годы носило обвальный характер. Фактически оно продолжается и по настоящее время - так, в начале 2003 года главкомом Куроедовым было объявлено о предстоящем списании еще примерно 20% кораблей и судов, числящихся в составе флота 73 . Однозначный приоритет поддержанию МСЯС при общем скудном его финансировании на практике ведет к "иссушению" сил обычного назначения, в первую очередь надводных. Если на Северном и в меньшей степени на Тихоокеанском флотах финансирование надводных сил еще ведется в объемах, призванных поддержать минимальное значение этих сил для поддержания боевой устойчивости ПЛАРБ в своих прибрежных районах, то на Балтике и Черном море флоты за последние годы "скукожились" буквально до размеров флотилий и утратили в значительной мере боевое значение, будучи способны выполнять только самые ограниченные боевые задачи.


Распад СССР поставил точку в развитии советской авианосной программы. Находившийся на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в постройке в 20% готовности к осени 1991 года первый советский атомный авианосец "Ульяновск" пр. 11437 был разделан украинскими властями на металл, а находящийся на плаву в 67% готовности тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Варяг" пр. 11436 был в 2000 году продан в Китай. Три первых советских тяжелых авианесущих крейсера "Киев" , "Минск" (пр. 1143) и "Новороссийск" (пр. 11433) были исключены из списков флота в 1993 году и затем проданы при скандальных обстоятельствах за границу. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (бывший "Баку" ), формально до сих пор числящийся в составе ВМФ России, с 1999 года находится на СМП в ожидании продажи Индии и переоборудования. В настоящее время с него уже демонтировано все вооружение 74 .


Таким образом, единственным оставшимся в российском флоте авианесущим кораблем стал первый и последний построенный советский ТАКР с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолетов "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр. 11435. Этот корабль, безусловно, имеет большое значение для отечественного ВМФ как по престижным, так и по практическим соображениям, являясь школой палубной авиации и позволяя накопить бесценный опыт, который может быть использован в будущем. В силу этого командование флота уделяет огромное внимание сохранению этого корабля в строю, что дается с немалым трудом, поскольку все сроки до среднего ремонта ТАКРа, впервые вышедшего в море на испытания еще осенью 1989 года, к настоящему времени истекли. Износ механизмов, отсутствие нормальной береговой инфраструктуры (заставившее прибегнуть к экзотическому способу постоянного базирования авианосца на судоремонтном заводе "Севморпуть"), невысокая надежность капризных высоконапорных главных котлов, нехватка квалифицированного личного состава привели к тому, что к концу 90-х годов состояние "Кузнецова" стало из рук вон плохим, а неудовлетворительное состояние машинно-котельной установки не позволяло кораблю длительно развивать ход более 16-18 узлов 75 . Руководство ВМФ вплоть до настоящего времени не хотело ставить корабль в полноценный средний ремонт, справедливо опасаясь, что "Кузнецов" при нынешнем уровне финансирования никогда из него не выйдет. Поэтому с 2001 года крейсер проходит текущий плановый заводской ремонт на "Севморпути", имеющий целью путем ограниченных затрат "подтянуть" уровень машинно-котельной установки корабля. Выход корабля на послеремонтные испытания запланирован на 1 августа 2003 года 76 .


Тем не менее, несмотря на все трудности, довольно активно по нынешним временам производится подготовка авиакрыла авианосца, представляющего собой 57-ю смешанную корабельную авиадивизию, основой которой является 279-й корабельный истребительный авиаполк (КИАП) 77 . Палубные истребители Су-33 (Су-27К) были едва ли не единственным типом боевых самолетов, серийно производившихся в России в 90-е годы. К настоящему времени помимо девяти прототипов построены 12 предсерийных самолетов (сданы в 1991-1992 годах), 24 серийных самолета первой серии (1993-1999 годы) и несколько машин второй серии 78 . Хотя два опытных и три серийных самолета к 2003 году потеряны, в целом число уже выпущенных самолетов достаточно для укомплектования 279-го КИАП. Для подготовки личного состава полетам с палубы используются шесть оставшихся в России из 12 выпущенных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ на регулярно арендуемом у Украины наземном комплексе НИТКА в Саках. Штатный состав авиагруппы "Кузнецова" составляет от 20 до 24 истребителей Су-33 и 18 вертолетов Ка-27 и Ка-31.


В целях повышения боевого потенциала палубной авиации ведутся работы по планам модернизации истребителя Су-33 с целью оснащения его новой многофункциональной РЛС и управляемым оружием класса "воздух - поверхность", включая ПКР, что придаст авиагруппе "Кузнецова" также и ударные возможности. Важным событием стало начало летных испытаний в 1999 году перспективного многофункционального двухместного палубного истребителя Су-33УБ (Су-27КУБ), который, как ожидается, в будущем может составить основу парка палубной авиации ВМФ России, в том числе и для возможных к постройке авианосцев 79 .

Хотя необходимость строительства авианосцев для ВМФ России неоднократно декларировалась руководящим составом флота 80 и прямо прописана в "Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года", тем не менее совершенно ясно, что в настоящее время эти планы нереализуемы. Однако, насколько можно судить, определенные проектные проработки по полноценным авианесущим кораблям в виде задела на будущее в России ведутся 81 .


Класс ракетных крейсеров является, по существу, отмирающим в отечественном флоте, что связано не только с финансовыми трудностями, но и с общемировой тенденцией превращения многоцелевого эскадренного миноносца в основной корабль океанской зоны. Это особенно ярко видно в отношении огромных дорогостоящих тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР) пр. 1144, тактическое назначение которых не вполне ясно, а боевая устойчивость без прикрытия с воздуха палубной авиацией явно недостаточна. Хотя достроенный с большим трудом "Петр Великий" и объявлен "флагманом Российского флота", ВМФ явно не способен содержать одновременно в строю еще три корабля этого типа. Головной ТАРКР "Адмирал Ушаков" (бывший "Киров" ) с 1990 года находится в отстое из-за необходимости замены аварийной ЯЭУ и, вероятнее всего, будет списан из-за отсутствия средств для этого 82 . Тихоокеанский крейсер "Адмирал Лазарев" (бывший "Фрунзе" ) в настоящее время законсервирован в бухте Стрелок, шансов на его возвращение в строй, видимо, нет 83 . Некоторые подвижки имеются только в работах по среднему ремонту на СМП третьего корабля серии "Адмирал Нахимов" (бывший "Калинин" ), на котором в начале февраля 2003 года были наконец начаты мероприятия по перезарядке активных зон реакторов, хотя, как ожидается, весь ремонт продлится не менее трех лет 84 .


В составе российского ВМФ сохраняются три газотурбинных ракетных крейсера пр. 1164, причем головной "Москва" (бывший "Слава" ) и "Маршал Устинов" прошли средние ремонты в 90-е годы, что делает их относительно активными кораблями. Тихоокеанский "Варяг" (бывший "Червона Украина" ) к настоящему времени исчерпал межремонтные сроки до среднего ремонта, хотя в 2002 году и прошел текущий ремонт на Дальзаводе 85 . Четвертый корабль серии "Адмирал флота Лобов" , строившийся в Николаеве по модифированному проекту, еще в 1993 году был в 85% готовности передан в собственность Украины и впоследствии переименован в "Украину" . Украина так и не смогла достроить корабль своими силами, не говоря уже о явной ненужности такой крупной единицы для ее ВМС. Последние несколько лет украинские власти пытались продать все еще не доделанный крейсер обратно России, что, однако, похоже, не вызвало особого интереса у руководства российского ВМФ вследствие явного устаревания проекта 86 . Вообще, складывается впечатление, что крейсера пр. 1164 рассматриваются сейчас во многом как парадно-ритуальные корабли, чем и вызвано, к примеру, пребывание "Москвы" на ЧФ.


Весьма плачевное положение складывается с эскортными боевыми кораблями. Эскадренные миноносцы пр. 956 (типа "Современный") пали жертвой своих ненадежных высоконапорных котлов и неудовлетворительного технического обслуживания, в результате чего из 17 построенных с 1980 по 1994 год кораблей шесть к настоящему времени исключены из списков флота, а из оставшихся 11 полноценно боеспособными кораблями являются, видимо, только балтийские "Беспокойный" и "Настойчивый" 87 . Кроме того, в 2003 году возможен ввод в боевой состав СФ после ремонта на "Звездочке" эсминца "Бесстрашный" 88 . Эсминцы СФ "Расторопный" и "Безупречный" находятся в перманентном ремонте на "Северной верфи" в Петербурге. Из остальных североморских кораблей "Гремящий" находится в резерве и только "Безудержный" номинально пребывает в строю, хотя и в неудовлетворительном техническом состоянии. На ТОФ в "ограниченно годном" виде пребывают "Быстрый" , "Бурный" , "Безбоязненный" и "Боевой" 89 . Два эсминца пр. 956, строившихся на "Северной верфи", были, как известно, достроены по заказу КНР.


Более благополучная судьба у больших противолодочных кораблей пр. 1155 (типа "Удалой"), из которых к настоящему времени списано только три, еще один "Вице-адмирал Кулаков" находится в "вечном" ремонте (ранее на Кронштадском морском заводе Минобороны России (КМОЛЗ), а с 2000 года - на "Северной Верфи"), но остальные восемь находятся в относительно боеспособном состоянии. Ряд кораблей прошли средние ремонты - на СФ "Североморск" и "Адмирал Левченко" , а на ТОФ все четыре. В апреле 2003 года тихоокеанские "Адмирал Виноградов" и "Адмирал Пантелеев" отправились на боевую службу в Индийский океан 90 . В то же время известно, что боеготовность этих кораблей до сих пор поддерживалась во многом за счет возможности производить замену газотурбинных агрегатов ГЭУ из имеющегося запаса, в то время как закупка новых турбин, выпускаемых на Украине николаевским НПО "Зоря", более не производится 91 . Следует отметить и явное устаревание кораблей пр. 1155 по многим системам. На ЧФ продолжают числиться старые БПК пр. 1134Б "Керчь" и "Очаков" . Хотя первый из них прошел недавно текущий ремонт, а "Очаков" должен быть вновь введен в строй после 15-летнего среднего ремонта, полная устарелость и значительная изношенность этих кораблей делает их боевую ценность эфемерной 92 .


Радиоэлектронное и огневое вооружение БПК "чистого" пр. 1155 тоже в настоящее время является в значительной мере устаревшим. Эти средства были обновлены в модернизированном проекте 11551, но вследствие развала СССР и общего кризиса с большим трудом был достроен к 1999 году только единственный корабль этого типа "Адмирал Чабаненко" , вошедший в состав СФ. Второй корпус был разрезан на "Янтаре" в 1993 году 93 .


Дальнейшее развитие надводных боевых кораблей 1-го ранга в отечественном ВМФ связано с попытками создания многоцелевого эскадренного миноносца, оснащенного многофункциональной единой системой управления оружием, "унифицированными пусковыми установками для применения практически всех видов ракетного оружия и новой зенитно-ракетной системой, обеспечивающей поражение воздушных целей во всем диапазоне высот на расстоянии до нескольких десятков километров от корабля" 94 . Фактически речь идет о корабле, подобном американским, оснащенным системой оружия AEGIS. К настоящему времени известно два варианта проекта этого корабля - 1 ЦНИИ МО (внешне подобного американским эсминцам типа Arleigh Burke серии Flight IIA) и Северного ПКБ 95 . Можно предположить, что строительство таких эсминцев для российского флота дело в лучшем случае отдаленного будущего.


Из некогда многочисленного флота из 32 сторожевых кораблей пр. 1135 к настоящему времени в составе ВМФ остались лишь восемь единиц - "Задорный" , "Легкий" (СФ), "Пылкий" , "Неукротимый" (БФ), "Ладный" , "Пытливый" (ЧФ), "Летучий" и "Ревностный" (ТОФ) 96 , причем, как можно ожидать, и их списание не за горами. На ЧФ в качестве своего рода музейного экспоната сохранился СКР "Сметливый" - бывший БПК пр. 61 постройки 1969 года, прошедший в первой половине 90-х годов модернизацию в опытовый корабль по пр. 01090. В 80-е годы развитие класса СКР связывалось в отечественном флоте с массовым строительством сторожевых кораблей нового пр. 11540, однако этот проект Зеленодольского ПКБ оказался не слишком удачным в плане мореходных качеств и внутреннего расположения, а за годы затянувшейся разработки в немалой степени устарел. В результате строительство было фактически ограничено первым кораблем серии "Неустрашимый" , вышедшим на испытания еще в конце 1990 года 97 . После этого ВМФ, похоже, потерял интерес к этим кораблям, в результате строительство второго однотипного СКР "Ярослав Мудрый" (бывший "Неприступный" ) вылилось в рекордный долгострой, сооружающийся на ССЗ "Янтарь" уже 15 лет, причем в настоящее время готовность корабля составляет только 77%. Начиная с 2002 года, впрочем, строительство корабля для ВМФ активизировалось, и по "Программе вооружений до 2010 года" многострадальный корабль планируется сдать в 2004 году 98 . Третий корпус - "Туман" был прекращен строительством в 30% готовности еще в 1996 году, а в 1998 спущен на воду с целью освобождения стапеля и законсервирован 99 .


Ввиду устаревания пр. 11540 в 80-е годы в ЦМКБ "Алмаз" создавался перспективный СКР нового поколения пр. 12440 ("Гром"). После распада СССР проект был откорректирован с целью использования исключительно российских комплектующих и получил обозначение пр. 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен на "Янтаре" 27 июля 1997 года. Пр. 12441 стал первым отечественным кораблем, спроектированным с применением технологии Stealth и должен был быть оснащен примерно 30 новыми системами вооружения и техники, включая ПКР "Оникс" и ЗРК "Полимент" в ВПУ 100 . Однако именно это наряду со скудным финанированием и сыграло негативную роль в судьбе корабля - из-за "чрезмерной сложности и технической рискованности" проекта его строительство несколько раз приостанавливалось, затем снова принимались решения о возобновлении. Общая готовность "Новика" не продвинулась далее 20%. В настоящее время корабль вновь решено достраивать, однако "средств на этот стратегический объект недостаточно" 101 .


Судя по всему, осознание проблематичности постройки не только серии пр. 12441, но и головного корабля подвигло ВМФ на решение начать строительство более простого и дешевого типа кораблей, получивших название корветов (официально - многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны). Оперативно проведенный конкурс выиграло ЦМКБ "Алмаз", предложившее пр. 20380. Первый корабль нового типа "Стерегущий" был заложен на "Северной верфи" 21 декабря 2001 года с планируемым сроком сдачи в 2005 году 102 . Всего согласно "Программе вооружения до 2010 года" планируется в этот период ввести в строй четыре таких корвета, а общие планы строительства серии простираются от 10 до 20 единиц 103 . В полном соответствии с тенденциями к удешевлению пр. 20380 оснащен чисто дизельной ЭУ, имеет умеренную скорость хода, а также вооружен уже освоенными системами, такими как ПКРК "Уран", при наличии откровенно слабой ПВО. По заявлениям официальных лиц, планируется, что следующие за "Стерегущим" корабли серии получат новые противокорабельный и зенитный ракетный комплексы, в том числе и в УВПУ 104 . Тем не менее очевидно, что, несмотря на усиленную рекламу "корвета XXI века", в своем современном виде он, если не считать использования элементов технологии Stealth, представляет собой скорее заурядный европейский фрегат 80-х годов. Для корабля же, призванного действовать на закрытых театрах, пр. 20380 откровенно переразмерен и имеет явно недостаточный ударный потенциал при излишне развитых компонентах ПЛО.

Наконец, в 2002 году был достроен и введен в строй Каспийской флотилии сторожевой корабль "Татарстан" пр. 11661 ("Гепард") - головной из четырех заложенных изначально на экспорт еще в начале 90-х годов на Зеленодольском ССЗ кораблей. За прошедшие годы на эти СКР так и не нашлось покупателя вследствие очевидной малоценности и устарелости проекта, и спущенный на воду головной сторожевик ржавел у достроечной стенки с 1993 года. Целесообразно напомнить, что еще в конце 80-х годов ВМФ СССР отказался даже от изначально более продвинутого варианта этого корабля - пр. 11660, предлагавшегося для замены МПК пр. 1124 105 . В этих условиях ввод в состав флота "Татарстана" не может не вызвать удивления, не говоря уже о том, что совершенно не ясно, зачем специализированный противолодочный корабль нужен на Каспии. Более того, объявлено о предстоящей достройке и второго корпуса, получившего название "Дагестан" 106 . Судя по всему, руководство флота отнюдь не смущает абсурдная ситуация, когда в условиях острейшей нехватки средств в России одновременно ведется строительство четырех типов сторожевых кораблей по четырем различным проектам, причем ни один из них в полной мере не удовлетворяет ни современному техническому уровню, ни оперативным потребностям флота.


Следует отметить, что еще 10 лет назад тогдашним командованием ВМФ излагался куда более продуманный взгляд на облик перспективного СКР, когда заявлялось, что "приоритетным кораблем морской зоны становится малый сторожевой корабль, оснащенный противокорабельным и противолодочным оружием тех же типов, что и эскадренный миноносец, с несколько меньшим суммарным боекомплектом" 107 . В этом же русле находились и конкретные предложения 1 ЦНИИ, опубликованные в известной книге "Военно-морской флот СССР 1945-1991 годов" 108 .


Тем не менее еще в 2001 году было объявлено о планах проведения конкурса для ВМФ России на еще один проект фрегата. Сообщается, что конкурс будет объявлен на постройку лишь головного корабля серии фрегатов. "Исходя из возможности финансирования, результатов испытаний корабля, который будет заложен также в 2004 году, его стоимости и сроков постройки командование ВМФ будет принимать решение о размещении контракта на строительство других кораблей серии" 109 .


Из 68 построенных в советское время малых противолодочных кораблей пр. 1124 различных модификаций к настоящему времени в строю осталось не более двух десятков пр. 1124М 110 , причем одной из главных причин их массового списания было отсутствие возможности замены форсажных газовых турбин их ГЭУ. Более "живучими" в этих условиях оказались 12 чисто дизельных балтийских МПК пр. 1331М постройки ГДР, прошедших средние ремонты на немецких верфях в 90-е годы. Из 38 малых ракетных кораблей всех модификаций пр. 1234 в боевом составе сохраняется лишь половина, преимущественно пр. 12341. В то же время серьезной проблемой для остающихся кораблей этого проекта является массовое истечение сроков хранения составляющих их главное вооружение твердотопливных ПКР 4К85 комплекса П-120 "Малахит". Наиболее новыми ударными кораблями ближней морской зоны являются вооруженные ПКРК "Москит" два черноморских скеговых ракетных корабля пр. 1239 "Бора" и "Самум" , специально для которых был введен класс "ракетных кораблей на воздушной подушке 2-го ранга" 111 . Однако высокая стоимость этих оригинальных кораблей при наличии конструктивных дефектов делает их серийное строительство нецелесообразным.


"Иссушение" надводных сил флотов заметно проявляется и в резком сокращении количества ракетных катеров в ВМФ России. Фактически массовый вывод в 80-90-е годы боевых катеров старых типов пр. 205 и 206 всех модификаций не нашел адекватной замены, а количество имеющихся ракетных катеров различных вариантов пр. 12411 ("Молния") на ЧФ (пять) и БФ (10) откровенно недостаточно для решения наступательных задач. Сами по себе катера пр. 12411 являются слишком крупными и дорогими и в то же время не обладают при этом должной универсальностью, имея слабую ПВО и полное отсутствие какого-либо противолодочного и минного оружия, а их ракетные комплексы "Термит" и "Москит" приспособлены главным образом для борьбы с крупными надводными кораблями, в то время как в возможной зоне действия этих катеров им придется сталкиваться в основном с легкими и катерными силами противника.


Насколько можно судить, у отечественного ВМФ отсутствуют в настоящее время устойчивые взгляды на роль и место легких прибрежных ударных сил в составе флота, в силу чего пополнение их фактически не производится. Хотя 5 июня 2001 года в Рыбинске на верфи АО "Вымпел" была произведена закладка головного прототипа нового ракетно-артиллерийского катера пр. 12300 ("Скорпион") разработки ЦМКБ "Алмаз" 112 , насколько можно судить, этот катер рассматривается в основном в качестве экспортного образца. Срок сдачи ожидается не ранее 2005 года, что необычайно много для столь малой единицы. Сообщается, что для ВМФ РФ разработаны модификации этого катера пр. 12301 (с ПКР "Оникс") и 12302 (с ПКР "Уран"), однако, видимо, начало серийного строительства можно ожидать не ранее завершения испытаний строящегося прототипа 113 . Судя по известным данным, "Скорпион" продолжает тенденцию катеров типа "Молния", представляя собой довольно крупный (более 500 т) и дорогой неуниверсальный корабль, в то же время явно уступающий по ряду важных параметров более крупным корветам, к строительству которых взамен ракетных катеров переходят в мировом кораблестроении. В свете этого автору пр. 12300 в его нынешнем виде видится малоперспективным. Более целесообразным представляется возложить ударные задачи в ближней морской зоне, с одной стороны, на более крупные и мощные многоцелевые корветы, обладающие более развитой номенклатурой вооружения и боезапасом и собственными средствами авиационного целеуказания, а с другой - на большое количество небольших дешевых катеров, пригодных для массовой постройки (в том числе и в военное время) и могущих служить "расходным материалом" в боевых действиях.


Флот десантных сил в настоящее время стабилизировался на уровне 28 больших десантных кораблей (БДК), из которых 21 является большими десантными кораблями польской постройки пр. 775 различных модификаций, а пять - старыми советскими БДК пр. 1171 114 . Из "океанских" БДК пр. 1174 с вертолетным ангаром и доковой камерой к настоящему времени головной "Иван Рогов" списан, а оба других - "Александр Николаев" (ТОФ) и "Митрофан Москаленко" (СФ) пребывают в отстое 115 . Исключена из состава флота вследствие полного износа и большая часть средних и малых десантных кораблей. Относительно интенсивная эксплуатация БДК для транспортных перевозок и необходимость замены кораблей польской постройки вследствие проблем с запчастями и ремонтом вынуждают командование ВМФ России рассматривать строительство больших десантных кораблей нового поколения как одну из приоритетных задач. Сообщалось, что средства на это запрашивались еще в 2001 году 116 . Предположительно в качестве прототипа для постройки будет выбран созданный Невским ПКБ большой десантный корабль пр. 11711Э 117 .


К настоящему времени практически полностью ликвидирован некогда самый многочислнный в мире флот десантных кораблей и катеров на воздушной подушке. Из малых десантных кораблей на воздушной подушке осталось только восемь пр. 12322 ("Зубр") на Балтике (причем почти все в неудовлетворительном техническом состоянии) и три более старых пр. 12321 ("Джейран") на Каспии 118 . Также доживают свой век в ожидании списания несколько катеров пр. 1205 и 1206. Восемь современных амурских катеров на воздушной подушке пр. 12061 были переданы в 1994 году погранвойскам, а в 2001 году выведены из боевого состава и в ближайшее время, видимо, будут проданы или ликвидированы 119 .


Заключение


В данной статье не рассматривались вопросы организационной структуры нынешнего ВМФ России, вопросы доктрины, боевой подготовки и обучения, состояния и перспектив береговых войск, авиации ВМФ, вспомогательного флота и т. д. Не затронуто подробно и состояние дел на флотах по отдельности - при всей важности этой темы с точки зрения выявления взглядов нынешнего руководства России на роль ВМФ. Тем не менее, как представляется, настоящий обзор позволяет сделать следующие выводы.


Недофинансирование ВМФ России в современных условиях носит тотальный характер, радикально подрывает боеготовность сил и средств флота и делает невозможным не только реализацию каких-либо долгосрочных программ развития, но и поддержание уже имеющегося потенциала.


Некоторое увеличение финансирования ВМФ, имевшее место в последние годы, недостаточно и не обеспечивает преодоления основных кризисных тенденций.


В этих условиях массирование недостаточных средств для поддержания МСЯС ведет к "иссушению" сил обычного назначения и к усугублению их упадка.


Необходимость превращения МСЯС в основной компонент отечественной "стратегической триады", пропагандируемая сейчас на официальном уровне, представляется достаточно спорной.


За исключением концепции "приоритетного финансирования МСЯС" какие-либо устойчивые представления о роли и месте ВМФ у высшего политического руководства страны отсутствуют, а руководство ВМФ таковые сформулировать самостоятельно вряд ли способно.


По-прежнему имеет место распыление средств на параллельные проекты и программы без должной концентрации ресурсов на приоритетных областях.


Несмотря на заявления руководства ВМФ о приоритете модернизации уже существующих кораблей никаких особых усилий в этом направлении не заметно, а основные ресурсы в последние пару лет направлялись на попытки развернуть новую кораблестроительную программу, в нынешних финансовых условиях заведомо обреченные на провал.


В результате не решается ни задача поддержания на современном уровне и в боеготовом состоянии уже имеющихся единиц, ни задача замены их новыми единицами.






--------------------------------------------------------------------------------



1 Коваленко Н. Информационные технологии в управлении развитием вооружения и военной техники ВМФ, "Морской сборник", № 4/2002, с. 70. Капитан 1-го ранга Н. Коваленко является начальником Управления заказов и поставок вооружения и военной техники ВМФ.

2 Там же.

3 Сообщение генерал-полковника А. Московского агентству "Интерфакс-АВН" от 19.02.2002.

4 "Независимое военное обозрение", 31.03.2000.

5 Конорев Н. (вице-адмирал). Будущее России и Военно-морской флот, "Морской сборник", № 10/2001, с. 19.

6 Интервью В. И. Куроедова от 21.12.2001 на сайте www.strana.ru.

7 Там же; Конорев Н. (вице-адмирал). Будущее России и Военно-морской флот, "Морской сборник",

№ 10/2001.

8 Шкирятов О., Золотов А. Системный подход к обеспечению и оценке боеготовности сил, "Морской сборник", № 2/2002, с. 30.

9 96 боевых блоков при нахождении на боевом дежурстве двух ПЛАРБ пр. 667БДР, 248 блоков - при нахождении на боевом дежурстве одной ПЛАРБ пр. 941 и одной пр. 667БДР.

10 Ядерные вооружения и республиканский суверенитет. Отв. ред. А. Г. Арбатов, М., 1992, с. 45-47.

11 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 24.

12 Апальков Ю.В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т.1. Подводные лодки. Ч.1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 28-31; Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России, Морской исторический альманах "Наваль-Коллекция" № 7. Специальный выпуск 2001 г., с. 71-75.

13 Информация сайта www.submarine.id.ru.

14 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 31.

15 Там же.

16 Информация сайта www.shipbuilding.ru от 16.01.2003.

17 "Северная неделя", 29.07.2002.

18 Информация сайта shipbuilding.ru от 17.02.2003.

19 Виктор Литовкин, "Синева" поднимется над морем", "Независимое военное обозрение", 12.05.2000.

20 Там же.

21 Там же.

22 Подробное обсуждение вопроса о возможности кооперации с "Южмашем" и судьбе ракет Р-39 - на сайте www.altrs.narod.ru/F/File2_4.htm.

23 Виктор Литовкин, "Синева" поднимется над морем", "Независимое военное обозрение", 12.05.2000.

24 Там же.

25 "Корабельная сторона", 28.01.2003.

26 Богатырев А., Гаравский А. "Дмитрий Донской" еще послужит Отечеству", "Красная Звезда", 27.06.2002.

27 Виктор Литовкин, "Синева" поднимется над морем", "Независимое военное обозрение", 12.05.2000.

28 Информация сайта www.bellona.no от 11.06.2000.

29 Информация сайта www.submarine.id.ru.

30 Информация сайта www.bellona.no от 11.08.1999.

31 Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России, Морской исторический альманах "Наваль-Коллекция" № 7. Специальный выпуск 2001 г., с. 80.

32 "Интерфакс-АВН", 5.02.2003.

33 Информация сайта www.shipbuilding.ru от 3.03.2003.

34 Литовкин Д., "Тайфуны" держат курс на утилизацию", "Ядерная безопасность", декабрь 1999.

35 Виктор Литовкин, "Синева" поднимется над морем", "Независимое военное обозрение", 12.05.2000.

36 Информация сайта www.shipbuilding.ru от 20.02.2003.

37 Заявление контр-адмирала Г. Перминова агентству "Интерфакс", 29.10.2002.

38 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 58.

39 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 60.

40 Кузин В. П., Никольский В. И., Военно-морской флот СССР 1945-1991, СПб, 1996, с.460, 462.

41 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 60-64; Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России, Морской исторический альманах "Наваль-Коллекция" № 7. Специальный выпуск 2001 г., с. 47-52.

42 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 60, 62. Также информация с сайта www.submarine.id.ru.

43 Информация с сайта www.submarine.id.ru.

44 "Восточно-Сибирская правда", 6.12.2001.

45 Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 60, 62. Также информация с сайта www.submarine.id.ru.

46 Там же.

47 Информация с сайта www.submarine.id.ru. Также о состоянии отдельных единиц пр. 949А см.: Павлов А. С. Ударная сила флота, Якутск, 2001, с. 38-46.

48 Павлов А.С. Ударная сила флота, Якутск, 2001, с.28. Также: Ильин В., Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", "Техника и вооружение", № 5-6, 2000, с. 50-51.

49 Информация сайта www.shipbuilding.ru от 3.01.2003.

50 Апальков Ю.В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Многоцелевые подводные лодки, СПб., 2002, с. 64.

51 Павлов А. С. Ударная сила флота, Якутск, 2001, с. 38-46; Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России, Морской исторический альманах "Наваль-Коллекция" № 7. Специальный выпуск 2001 г., с. 47-52.

52 Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, СПб, 1996, с. 460, 462.

53 "Крейсерская атомная ПЛ пр. 971 ("Щука-Б")", Тайфун, № 8/2000, с.13. В НАТО "Гепард" принято относить к классу Akula-II.

54 Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России, Морской исторический альманах "Наваль-Коллекция" № 7. Специальный выпуск 2001 г., с. 26-32.

55 "Крейсерская атомная ПЛ пр. 971 ("Щука-Б")", "Тайфун", № 8/2000, с. 13, 15. Согласно данным С. С.Бережного, строительство обеих этих лодок было прекращено еще в 1997 году.

56 Богорад Н., "Гепард" готов к погружению", "Час пик", № 48/2000. "Кугуар" демонстрировался

В. В. Путину при посещении им СМП в конце 2001 года, см. Коммерсант, 4.12.2001.

57 "Крейсерская атомная ПЛ пр. 971 ("Щука-Б")", "Тайфун", № 8/2000, с. 13.

58 Информация сайта www.rgz.ru от 29.01.2002.

59 Сообщение сайта www.grani.ru от 7.02.2003.

60 "Тихоокеанская вахта", 14.02.2001.

61 "Правда Севера", 25.12.2002.

62 Павлов А. С., Военные корабли России

1997-1998 г., Якутск, 1997, с. 24.

63 Бережной С. С., "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", Морской исторический альманах "Наваль-Коллекция" № 7. Специальный выпуск 2001 г., с. 23. Также использована информация с сайта www.submarine.id.ru.

64 Заявление командующего СФ Г. Сучкова 18.03.2002.

65 Conway's All the World's Fighting Ships 1947-1995. - L., 1995. - P. 354.

66 Антонов А. М., "Многоцелевые подводные лодки на пороге XXI века", "Гангут", № 14, с. 31. А. М. Антонов является заместителем главного конструктора пр. 885.

67 Александров Ю. И., Гусев А. Н. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Ч. I. Подводные лодки. Справочник, СПб, 2000, с. 67-68.

68 Антонов А. М., "Многоцелевые подводные лодки на пороге XXI века", "Гангут", № 14, с. 31. Также: Ильин В., Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", "Техника и Вооружение", № 5-6, 2000, с. 46-47; Павлов А. С. Военные корабли России 2001 г., Якутск, 2001, с. 2, 5.

69 Данные сайта www.shipbuilding.ru.

70 Павлов А. С. Военные корабли России 2001 г., Якутск, 2001, с. 7, 33-37.

71 "Ленинградская правда", 12.08.2001.

72 Зинин В., Аваков В., "Подводным лодкам XXI века - совершенные энергоустановки", Военный парад,

№ 10/1998.

73 Интервью В. Куроедова газете "Красная Звезда", 06.01.2003.

74 "Экономика и время", 21.01.2003.

75 "Тайфун", № 6/1999; Хайминов В.А., "От "Киева" к "Кузнецову", "Тайфун", № 6/2001.

76 Заявление вице-адмирала В. Моцака агентству "Интерфакс", 5.06.2002.

77 Данные сайта www8.brinkster.com/vad777.

78 Всего вместе с прототипами было заказано 67 машин. См. Валуев Н., "Его Величество Авианосец", "Вестник Воздушного флота", № 1/1995, с. 29.

79 Carrier Aviation Air Power Directory. - AIRTime Publishing, 2001. - P. 153-154.

80 Например: Патрушев В. (вице-адмирал), "Вожделенные авианосцы", "Независимое военное обозрение", 11.04.2003.

81 Один из примеров приводится в: Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, СПб, 1996, с. 588-592.

82 Заявление В. Поспелова ИТАР-ТАСС 29.10.2002. Стоимость ремонта и модернизации одного крейсера пр. 1144 еще в 1999 году оценивалась в сумму от 2 млрд до 7 млрд руб. См. "Независимое военное обозрение", 19.11.1999.

83 Информация сайтов www.bellona.no и www.shipbuilding.ru; состояние "Адмирала Лазарева" широко освещалось в сообщениях прессы по поводу пожара, произошедшего на крейсере 6.12.2002.

84 ИТАР-ТАСС, 5.02.2003. Крейсер не выходил в море с 1997 года.

85 "Новые Известия", 28.08.2002.

86 Сообщение РБК от 25.01.2002.

87 Данные сайта www8.brinkster.com/vad777, а также: Павлов А. С. Эсминцы первого ранга, Якутск, 2000.

88 "Северный рабочий", 19.03.2003.

89 Последний эскадренный миноносец ВМФ СССР, СПб, 2001.

90 Остальные корабли: СФ - "Маршал Василевский" и "Адмирал Харламов", ТОФ - "Адмирал Трибуц" и "Маршал Шапошников".

91 Информация с сайта www.submarine.id.ru.

92 "Тайфун", № 4/2002, с. 44.

93 Осинцев В. В., "БПК "Адмирал Чабаненко", "Тайфун", № 2/2000.

94 Селиванов В., "Проблемы и направления развития ВМФ", "Морской сборник", № 8/1993, с. 3; Громов Ф., "Флот России: вчера, сегодня, завтра", Морской сборник, № 1/1993, с. 7.

95 Оба варианта опубликованы в книге: Последний эскадренный миноносец ВМФ СССР, СПб, 2001, с. 179-181. Более подробные данные по варианту 1 ЦНИИ МО России приводятся в: Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, СПб, 1996, с. 588-592. 96 Данные сайта www8.brinkster.com/vad777.

97 Кузин В. П., Литинский Д. Ю., "Сторожевые корабли типа "Ястреб" проекта 11540. История создания", "Тайфун", № 2/1996, № 1/1997.

98 Интервью генерального директора "Янтаря"

Н. Волова на сайте www.foris.ru.

99 Информация сайта www.wps.ru от 16.11.1998.

100 Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Ч. III. Фрегаты. Справочник, СПб, 2001, с. 30-32; Павлов А. С., Военные корабли России 1997-1998 г., Якутск, 1998, с. 52.

101 Интервью генерального директора "Янтаря"

Н. Волова на сайте www.foris.ru.

102 Мозговой А., "Сегодня мы начинаем", "Военный парад", № 2/2002.

103 Путилов С., Степанова И., "Слишком "невидимый" корабль", "Время МН", 15.06.2001. Также: Мозговой А., "Сегодня мы начинаем", "Военный парад",

№ 2/2002.

104 Мозговой А., "Сегодня мы начинаем", "Военный парад", № 2/2002.

105 Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, СПб, 1996, с. 172.

106 Пресс-конференция командующего КВФ контр-адмирала Ю. Старцева, 20.02.2003.

107 Селиванов В., "Проблемы и направления развития ВМФ", "Морской сборник", № 8/1993, с. 3

108 Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, СПб, 1996, с. 589-592.

109 Заявление начальника Управления кораблестроения ВМФ А. Шлемова. См. "Интерфакс", 20.02.2003.

110 Бережной С. С., "Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России", "Морская коллекция", № 2/2001.

111 Там же, с. 31-32.

112 Сообщение АВН, 5.06.2001.

113 Ходаренок М., "Новая продукция рыбинских корабелов", "Независимое военное обозрение", 9.06.2001.

114 Павлов А. С. Военные корабли России 2001 г., Якутск, 2001, с. 20. Также данные сайта www8.brinkster.com/vad777. К настоящему времени по одному БДК пр. 775 и 1171 переданы ВМС Украины, а по восемь кораблей каждого проекта списаны.

115 Павлов А.С. Военные корабли России 2001 г., Якутск, 2001, с. 20.

116 "Северная неделя", 15.04.2002.

117 Коробков О., Архипов А., "Россия предлагает десантные корабли нового поколения", "Военный парад", № 10/1998.

118 Материалы сайта www8.brinkster.com/vad777.

119 "Интерфакс-АВН", 30.07.2001.