ОтГеннадийОтветить на сообщение
Кoleg100Ответить по почте
Дата17.01.2004 02:36:45Найти в дереве
Рубрики11-19 век;Версия для печати

Вечный вопрос :о)





Клаузевиц и Жомини считали, что победил Наполеон. После сражения французы безусловно так считали, хотя были диссиденты вроде Нея («такая бойня! и без малейших результатов»). После оставления Москвы и русские ан масс стали так считать. Однако, после бегства и уничтожения Великой Армии стали больше склоняться к тому, что победа-то победа, но «победа, не принесшая ожидаемых результатов» (А.П.Ермолов).

Считать же Бородино победой русских, (победой, после которой была оставлена Москва) по моему мнению нескромно.

Мое такое мнение: после Бородино инициатива стала переходить к русским. Это вжанее, чем просто победа. Русские ночевали на поле битвы и спокойно ушли. Наполеон их не преследовал, как до Бородино, когда арьергард русских практически не выходил из боев. Тогда Наполеон активно искал генерального сражения.
После Бородино Наполеон искать генерального сражения практически перестал. В результате Бородино он принял НЕСВОЙСТВЕННЫЙ ему способ действий: не искать решительного разгрома армии противника в генеральном сражении, а занимать пункты.

После был еще Малоярославец, уникальный в первую очередь тем, что там Наполеон ВПЕРВЫЕ САМ отказался от генерального сражения. После Марояславца инициатива безусловно оказалась и осталась у русских. А у кого инициатива – за тем и победа.

Давайте лучше поспорим, кто победил под Ватерлоо – Блюхер или Веллингтон? :о)

С уважением, Геннадий