ОтМихаил ЛукинОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата14.07.2000 13:58:32Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Статья про Гастелло-Маслова. Рекомендую! ЧАСТЬ 2


Дата: 19970129 Время 0121
Дата загрузки: 19970518
Время загрузки: 2012
Источник: Известия, Москва
Заголовок: ДВА КАПИТАНА
Автор: Эд. ПОЛЯНОВСКИЙ
Выпуск: 17
Текст:
Горькая правда о Гастелло, гастелловцах и о многом другом
Эд. ПОЛЯНОВСКИЙ, "Известия"
Зачем писать об этом? С нынешней-то войной, чеченской, разобраться не можем, шлем матерям в гробах чужих сыновей.
Потому и не можем, что лгать привыкли. Сумели бы разобраться с той большой войной - а время для этого было - и сейчас, может быть, были бы свободней от лжи.
Всякая предыдущая безнаказанная ложь подпитывает и укрепляет ложь нынешнюю.
Что изменилось с той Великой Отечественной до нынешней чеченской? Ничего. Бездарные полководцы так же безоглядно бросают в огонь своих солдат. Пленные теперь хоть и не враги народа, а все равно - чужие сыновья. Ушли войска из Чечни в сжатые сроки и бросили там своих пленных товарищей. Подумаешь - тысяча мальчиков, Россия и без них по-прежнему велика.
Смертники
О том, что Александр Маслов тарана не совершал, пролетел мимо колонны танков и уткнулся в поле, первой сказала мне с обескураживающей честностью Ирина Александровна Маслова - дочь: "Самолет горел, при посадке отец был, видимо, уже мертв".
Разберемся, что это за поколение - летчики 41-го года.
С мая 1937 года по сентябрь 1938 года из 16 командующих округами ВВС 11 были репрессированы. В итоге ВВС имели самый низкий уровень общего и военного образования. Только двое из 16 командующих имели высшее, 11 - среднее, а трое - начальное общее образование. Больше половины из них не заканчивали ни военных академий, ни даже училищ - только ускоренные курсы.
Новым генералам, возглавившим ВВС, было по 28-30 лет.
22 июня, в первый день войны, 1200 наших самолетов были уничтожены прямо на аэродромах, даже не успели подняться в воздух.
Это были в основном истребители. Дальнебомбардировочная авиация, в которой служили Маслов и Гастелло, располагалась дальше от границы и поначалу уцелела. Но ненадолго. Ведь тяжелые бомбардировщики должны были вылетать на задания только под прикрытием тех самых истребителей. Без них и бомбардировщики оказались обречены.
Герой Советского Союза Василий Решетников начал войну младшим лейтенантом, как раз в дальнебомбардировочной авиации. А закончил службу генералполковником, заместителем Главкома ВВС Советского Союза в 1980-1986 годах:
- Вылетать на дальнебомбардировочных машинах без прикрытия истребителей - самоубийство. И все эти атаки танковых колонн - от безысходности... Наша задача бомбить с высоты стационарные объекты - аэродромы, склады, крупные предприятия, административные центры, железнодорожные узлы, порты... А мы гонялись за танками без прикрытия. Даже штурмовиков должны сопровождать истребители.
Добавьте к этому: нашим неповоротливым бомбардировщикам задавались смертельно низкие высоты - для точности бомбометания. Они опускались на несколько сот метров. Малоподвижная мишень, доступная не только для "мессеров", скоростных и маневренных, не только для зениток, но даже для крупнокалиберных пулеметов. Вся броня в огромном самолете на четверых - бронеспинка пилота.
Только лишь долететь, пробиться к цели было уже почти подвигом для советских бомбардировщиков ДБ-ЗФ.
И Маслов, и Гастелло были обречены. Очень скоро погибнут и ведомые Гастелло - Воробьев и Рыбас, и ведомые Маслова - Витковский и Клята. Погибнут все друзья.
Помните, уже на третий день войны от полка осталось две эскадрильи? Помните, после пополнения, на пятый день войны, погибло еще 15 экипажей, осталось 12?
К 8 июля (полмесяца войны!) от полка не осталось ничего. Об этом вспоминал потом начальник штаба полка А.Г.Павлов. Чтобы как-то сохранить полк, пригнали выпускников Рязанской школы. Но и пацанов очень скоро перебили.
В Центральном архиве Министерства обороны документы 207-го авиаполка не сохранились. Только эта запись: 18 августа 1941 года 207-й полк прекратил свое существование.
Вся война еще была впереди.
Маслов и Гастелло, конечно, смертники.
Но и те, кто возглавил авиацию, тоже смертники.
Смотрите, какой кровавый круговорот. Довоенные репрессии привели к неграмотному обновлению, омоложению руководства авиацией. Как следствие - повальная гибель летчиков, которая привела к следующим репрессиям в начале войны новых руководителей - новоиспеченных генералов.
Дальнебомбардировочной авиацией, в которой служили Маслов и Гастелло, командовал генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Иван Иосифович Проскуров. Назначили на должность 30 ноября 1940 года, а через четыре месяца - в начале апреля 41-го - сняли.
В октябре 41-го - расстреляли.
Это были два разных боя
Эдуард Васильевич Харитонов виновниками путаницы считает ведомых Гастелло:
- Пятый день войны - кромешный ад. Немцы двумя танковыми группами Гудериана и Готта подошли к Минску. То есть наступали со скоростью 100 км в день. Эти танковые соединения окружили две наши общевойсковые армии в три кольца. Через день падет Минск. Северное кольцо окружения проходило через Радошковичи, там наши должны были выходить из окружения. Вот почему 207-му авиаполку дали задание бомбить живую силу и технику на участке Молодечно-Радошковичи.
Вылетело два звена истребителей - Маслова и Гастелло. Всей группой командовал Маслов. Он первым отбомбился и ушел на разворот, отбомбился и Гастелло. И когда подбитый горящий экипаж Маслова пошел на второй круг - на таран, ведомые Гастелло - Воробьев и Рыбас были только на подходе и приняли Маслова за своего командира.
Маслова подбила зенитка, и он, развернувшись, протаранил именно эту зенитку.
Харитонов по-прежнему считает: Гастелло получил награду Маслова.
Такого друга, как Харитонов, хорошо иметь даже мертвому - не забудет, не оставит. Но эта привязанность к Маслову, как род недуга, неизбежно становится помехой.
По логике мог ли полуразбитый полк, в котором осталось только два опытных командира, отправлять сразу обоих, да еще в качестве командиров звеньев?
История с зениткой была бы романтична, если бы речь шла не о гибели и если бы рядом по шоссе не шли могучие колонны немецких танков - цель куда более важная. Вместо танков - зенитка: личная месть.
Оставим, однако, логику. Обратимся к фактам. Все-таки они обнаружились, несмотря на отсутствие полковых документов в архиве.
В Центральном музее вооруженных сил в Москве я увидел копию коротеньких воспоминаний о Гастелло бывшего начальника штаба полка А.Павлова: Гастелло вылетел "во второй половине дня, т.к. с утра по этим дорогам действовали другие звенья". Какие?
Ответ нашел в другой столице другой теперь уже страны. В минской средней школе N104- замечательный музей боевой славы, которым руководит Николай Тихонович Михей. Там тоже есть свидетельства Павлова: "С утра вылетело звено с ведущим командиром эскадрильи капитаном Масловым".
Итак, это были два разных боя в разное время.
Капитан Маслов
Если из Минска ехать на Молодечно, а потом свернуть на Миговку и Мацки здесь, на повороте, и упал самолет экипажа Маслова. На место гибели между поселком Радошковичи и деревней Декшняны я еду вместе с Ириной Александровной - дочерью Маслова и корреспондентом "Вечернего Минска" Константином Столярчуком. Обходим все окрестные деревни, ищем стариков, помнящих те события.
Шнейдер Михаил Андреевич, житель деревни Миговка:
- Когда наши оставили Радошковичи, они деревню сверху серой посыпали и зажигательные бомбы сбросили, чтобы немцам негде было ночевать. Большая часть деревни сгорела вместе с церковью XV века. Самолет, про который спрашиваете, он 26 июня упал в поле, в рожь. И ни одна бомба, ни один самолет на немецкую танковую колонну не упали. Танки как шли, так и шли.
Шнейдер Павел Антонович, тоже из Миговки:
- Мне было 12 лет, я пас коров. День был веселый, солнечный. Часов в 10 или 11 я увидел три самолета, один впереди и два сзади. У переднего с хвоста пошел дым. Вокруг гудели немецкие машины, и выстрелов зениток я не слышал. Самолет спалил несколько немецких машин в поле, видимо, из пулеметов. А танков, поваленных или спаленных, не было. Самолет рухнул в рожь, в стороне от дороги.
В последний момент выбросился с парашютом один из членов экипажа. Из-за малой высоты парашют не раскрылся и летчик разбился. Его похоронили в двух метрах от дороги.
Что тут важно? Задымившийся самолет шел в сторону Минска, т.е. в сторону своих, вслед за ведомым командир тоже мог бы попытаться дотянуть до своих и вместе с экипажем выпрыгнуть с парашютом. Но Маслов разворачивается в сторону врага. На бреющем полете успевает войти в ближний бой. Самолет, уже весь в огне, летит поперек шоссе с танками и - промахивается. Перелет.
Шнейдер Михаил Андреевич:
- Местные мужики собрали останки летчиков и похоронили недалеко от самолета. Огородили могилу, крест поставили. Немцы не мешали. А война кончилась - земля отошла под колхоз.
Председателем стал такой Гурецкий - пьяница без конца. Он матерился в Бога: если каждому погибшему землю отдавать, страна без хлеба останется.
Могилу распахали.
И когда по останкам ходили трактора и бульдозеры, когда по останкам гоняли скот и когда, торжественно перезахоронив экипаж в 1952 году в сквере Радошковичей, снова потом вскрыли могилу, чтобы убрать ее, а на этом месте поставить 70-пудовый бронзовый бюст Гастелло, - все это было надругательством над останками Героев России - экипажем капитана Маслова.
Как жили, так и воевали
Александр Петрович Коваленко служила МГБ-МВД, сейчас - полковник в отставке. Лет десять назад я познакомился с ним в Подольском архиве. Он собирал данные о гастелловцах, матросовцах, талалихинцах, маресьевцах и т.д. Недавно я позвонил ему: удалось ли что-то издать?
- Да книг пятнадцать уже вышло.
Работа огромная, факты интересные. Матросовцев за войну набралось 470. 9 человек, закрывших грудью амбразуры, остались живы. Талалихинцев (таран в воздухе) было 609. Половина летчиков уцелели. Гастелловцев (наземный, "огненный" таран) - 503 экипажа. Даже здесь - казалось бы, верная смерть - выжило 8 человек.
Меня смущают наименования подвигов. Не Коваленко их придумал, но он поддерживает эту схему, начиная перечень имен с Матросова, Талалихина, Гастелло. Но как можно называть матросовцем Александра Панкратова, который первым в августе 41-го закрыл вражескую амбразуру, когда сам Матросов воспитывался еще в детской колонии и до фронта ему было далеко - полтора года. 83 человека до подвига Матросова стали матросовцами. Более ста летчиков до подвига Талалихина стали талалихинцами. Только в первый день войны, 22 июня, было совершено 20 воздушных таранов (Талалихин - в августе). И до Гастелло, в первый день войны, совершались "огненные" тараны, и даже раньше - еще на ХалхинГоле.
В именном воспевании - искажение подвига, живя по законам культа, мы и всенародный подвиг воспроизводили по законам культа. Нужны были героимонументы, герои-символы. Это имело еще и прикладное значение: одно имя-символ могло, как знамя, поднять в атаку, перечень сотен таких же точно павших никого не вдохновит. Один подвиг это Подвиг, сотни, тысячи подвигов - это уже статистика.
Еще смущает пафос, патетика, когда речь идет о массовой гибели, пусть и героической. Массовость подтверждает лишь то, что закрывались не только вражеские амбразуры, но и собственные прорехи. Отечество стояло на массовой народной жертвенности.
Военно-политическая пропаганда напрямую звала не столько на подвиг, сколько на самопожертвование: "Не щадя своей жизни?.." Вот откуда эти 20 воздушных таранов в первый день войны. Летчики отдавали свою жизнь за чужую.
Вот почему, когда в войне произошел перелом и лозунг о самопожертвовании потерял актуальность, поздним матросовцам вручали уже ордена, а не Золотые Звезды.
Издал книгу воспоминаний и бывший военный летчик, а потом зам. Главкома ВВС СССР Василий Васильевич Решетников, о котором я упоминал. У Коваленко после названий книг "Бессмертные подвиги", "По велению сердца", "Бессмертное племя матросовцев" и т.д. просятся восклицательные знаки. Название же книги Решетникова "Что было - то было" подразумевает многоточие, наводящее на размышления совсем не парадные.
В генеральскую бытность Решетникова другой генерал - начальник кафедры истории партии и партполитработы академии им. Гагарина Зайцев занимался сбором материалов о таранных ударах и на этом защитил диссертацию.
"Не помню, чтобы во время войны с такой интенсивностью вспыхивали наземные тараны, а о тех, что были, мы знали из газет и приказов наперечет по пальцам, - пишет Решетников. - Зато Зайцев за мирное время набрал их более пятисот!".
Однажды генералы схлестнулись:
- По-вашему, и Гастелло не было? - спросил нервно Зайцев.
- И тут есть вопросы, - ответил Решетников. - Если самолет был управляемым, почему бы не выбросить экипаж?
- А они решили погибнуть все вместе.
- Откуда вам известно такое "решение"?
- А мне в ГлавПУРе так сказали.
Довод - обезоруживающий.
Капитан Гастелло
(версия)
Документов, подтверждающих таран Гастелло, - нет.
В Центральном архиве МО в Подольске хранится лишь ходатайство командира и комиссара 207-го полка о присвоении Гастелло звания Героя. "По наблюдению ст. лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков". Самих докладных Воробьева и Рыбаса нет. Нет и аэрофотосъемки места события.
Зато в доказательство подвига записано: "Геройский поступок капитана Гастелло сейчас знает вся страна, поэты и писатели вместе с народом еложили о славном экипаже и его командире песни и боевые рассказы". Это до Указа о награждении?
В Подольск мы ездили с Харитоновым и пришли к единому мнению: представление к награде составлено задним числом.
В Центральном музее Вооруженных сил в Москве хранится чуть более подробная ссылка на донесение ведомых бывшего на ведомых бывшего начальника штаба Павлова.
"Гастелло хотел спасти экипаж и давал команду "парашют", но штурман Бурденюк, пилот Скоробогатый и стрелокрадист Калинин не покинули самолет и своего командира".
Начштаба, как и ГлавПУР, упорно подсказывает: заложников в полете не было, все стремились к гибели.
Кстати. В составе экипажа был "чужой" - Георгий Скоробогатый. Гастелловский стрелок Сергей Елин был ранен, и пилот Скоробогатый уговорил и Гастелло, и командование взять его на задание хотя бы в качестве стрелка.
Поиски привели в деревни Мерковичи и Мацки.
26 июня 1941 года около трех часов дня местные жители стали свидетелями того, как пронесся, словно метеорит, охваченный пламенем самолет и рухнул между деревнями, в лесу, на краю болота. Взрываются бензобаки, один из моторов летит далеко вперед, метров на 35, к старому дубу.
Из огненного клубка в небе успевает выпрыгнуть парашютист. Его видели жители обеих деревень.
Богушевич Валерий Антонович, бывший житель деревни Мерковичи, сейчас в Минске, водитель троллейбуса:
- Мой дед Михаил Григорьевич вместе с Иваном Соколинским и Георгием Барановским пробрались туда. Мертвый парашютист висел на ветках в метре от земли. Снизу до живота - весь обгорел. Обугленные руки были опущены вниз, как будто он хотел дотянуться до земли. Неподалеку валялись кисть руки и разбросанные бумаги. Дед с товарищами был в страхе. Быстро уложили летчика в яму, бросили туда бумаги, накрыли парашютом, закопали.
Дня через два там пацаны искали патроны и нашли письмо. Летчик по фамилии Скоробогатый писал жене, чтобы купила ребенку пальтишко. Письмо это долго ходило по деревне, оно хранилось у деда Аксиновича.
Потом прошли дожди, гарь смыло, и у дуба стали светиться кости. Командира, видимо, выкинуло взрывом, и мотор как бы догнал его и растоптал. Этого летчика не смогли всего собрать, потому что он был порван на куски и его намотало на мотор.
Мы уже знали, что Скоробогатый был из экипажа Гастелло. Мы с пацанами нашли бирку от двигателя: N 87844, тип - М-87Б. Обнаружили искореженный аппарат аэрофотосъемки, которые ставились на командирских машинах.
Где-то в середине шестидесятых Николай Дубровский пас скотину и возле могилы нашел медальон. Мы отвезли медальон в МВД на экспертизу. Через несколько недель в лагойской газете "Ленинский стяг" появилась заметка:...удалось установить только две начальные буквы фамилии "Ка" и инициалы "А" и "А". По логике выходило: гастелловский стрелок Калинин Алексей Александрович.
Место, в общем, сходится. Ведомые Воробьев и Рыбас увидели взрыв за своей спиной, на подлете были Радошковичи, крупный пункт, нанесенный на карту, к нему они и привязали бой.
Перезахоронили летчиков только в декабре 69-го, в Беларучах.
На памятнике написали: "Неизвестным летчикам".
Версия, конечно, версия. Мы же знаем, никто в самолете Гастелло не пытался спастись.
Неожиданное известие пришло...через Варшаву. Там теперь работает Вячеслав Бриштен. Когда-то он жил в Беларучах, занимался поиском пропавших без вести летчиков в Белоруссии. За 8 лет установил могилы 60 человек. Все отпуска проводил в Подольском архиве, там и жил, в гостинице.
В очередной раз возвращаясь из Минска в Варшаву, Бриштен заехал в Москву и сообщил невероятное:
- Из самолета Гастелло один человек выпрыгнул с парашютом. Есть документ - не в полковых, и даже не в дивизионных, а во фронтовых архивах. И не за 26 июня, а за 28-е.
Вот они, эти данные, без которых не найдешь нужных строк, как без знания кода не откроешь сейф.
Эти строки и теперь хранятся в центральном архиве МО. "ВВС Западного фронта. Опись 2589, Д.374, лист 13. Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22 июня по 28 июня 41 г.
Штаб 42АД. Исх. N42 от 28.6.41 г.
Гастелло, Бурденюк, Скоробогатый, Калинин.
Примечание: один человек из состава этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолета, кто - неизвестно.
Пом. нач. отд. стр. и кадров 42АД старшина Боков".
Почему донесение написано лишь 28-го, на третий день?
Их, ведомых - Воробьева и Рыбаса, допрашивали особисты.
Но как же писатели и диссертанты не нашли этого важного документа? Более чем за полвека. Никто, ни один исследователь не обнаружил. Если бы они искали так же скрупулезно и неистово, как Харитонов или Бриштен, то за десяток лет не то что 15 книг, и одну вряд ли можно было бы написать, и для диссертации генералу времени бы не хватило.
Допускаю, что кое-кто и знал. Но не решился рушить легенду: Герой N1, экипаж - символ единого всенародного самопожертвования.
Еще и сегодня можно многое уточнить. Похоронили ведь только двух летчиков. Останки еще двоих, считает Богушевич, по сей день тлеют в той горелой земле.
- То, как летчики наши дрались, - вызывает уважение, - говорит он. - Этот бой видели и дед мой, он скотину пас, и отец, и мать со старшим братом - они за старым ясенем возле дома спрятались. Самолетов было три. Два, видно, по команде, улетели, а один, гастелловский, пошел вдоль дороги, но не главной, а проселочной, там тоже шла колонна машин. И они опустились низко и начали немцев шерстить от Беларучей аж до Мацков. Бомб уже не было, из пулемета. И они опрокинули 12 немецких машин, в том числе и легковые, и штабной автобус - оттуда бумаги разлетелись. (Это стрелки Калинин и Скоробогатый шерстили немцев до последнего патрона. - Авт.). Когда самолет пролетел Мацки, уже перед деревней Шепели, самолет задымился. А за Шепелями - сплошные леса. Полминуты лету, даже меньше. В этот густой лес немцы никогда не совались, там партизаны хозяйничали. Гастелло с экипажем мог тысячу раз прыгнуть на этот лес, их там никто бы не нашел. Но он горящую машину развернул обратно, на Мацки, там стояла немецкая часть. И отец, и мать говорили: это было страшно - огненный клубок летел, казалось, прямо на них. Ему надо было развернуться на 360, а не хватило градусов 60. Ион упал на окраину болота. И огонь взвился выше леса, как взрыв.
Тарана не было. Подвиг - был.
В последний раз процитирую Решетникова, рассказавшего в своей книге о знакомом летчике, который сгорел при посадке на своей территории и которому после войны был "оформлен" таран.
"Есть что-то оскорбительное, нагло-циничное в этой "заботе" о посмертной славе боевого летчика. Будто не такой гибели ждали и требовали от него, а он взял, да и подвел - смерть принял не ту, когда она сама настигла его... Вот и пришлось подправлять "грехи".
Посмотрите, с какой зеркальной точностью приняли смерть два друга. Оба отбомбились, отстрелялись, оба могли попытаться спастись, но пошли на таран. Оба промахнулись: перелет - недолет. У каждого в экипаже по одному человеку пытались спастись.
И у обоих с разницей в 55 лет с одинаковым нарушением Указы о награде опережали ходатайства.
Есть и разница. В экипаже Маслова звание Героя в 1996 году получили все.
В экипаже Гастелло звание Героя получил один Гастелло.
Я говорил уже: как жили, так и воевали. Именное воспевание Героев шло по законам культа. Трех остальных членов экипажа старались вытравить.
Драматург И. Шток сочинил пьесу, в которой пересадил Гастелло из бомбардировщика в истребитель, и герой действовал в одиночку. Появились подобные же баллады, стихи. Была выпущена огромным тиражом марка с портретом Гастелло на фоне красивого истребителя.
Как и в случае с Масловым, после долгих хлопот друзей, родных, только через 17 лет члены экипажа самолета - лейтенанты Анатолий Бурденюк и Григорий Скоробогатый, а также старший сержант Алексей Калинин были награждены орденами Отечественной войны.
Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный его председателем Ворошиловым и секретарем Георгадзе, звучит кратко: "За храбрость, мужество и отвагу". И ни слова о том, что это - летчики из легендарного экипажа Гастелло!
Говорить об этом столько лет спустя - постыдились.
Умолчали, отделили боевых друзей, бросили в осадок.
Эпилог
Только у нас в стране за одинаковую гибель четверых в одном бою дают разные награды в разнов время.
Только у нас возможно, чтобы, сохраняя легенду о главном Герое войны, официальные власти не пошевелили пальцем для поисков его останков. А установленные останки другого Героя тревожили трижды, перетаскивая с места на место.
На Монинском кладбище, недалеко от военно-воздушной академии, есть странные могилы. Помните репрессии первых месяцев войны - молодых генералов? Здесь, на Монинском кладбище, на могильных постаментах высечены имена: покоятся вместе, парами, - генерал-лейтенант, Герой Советского Союза, командующий дальнебомбардировочной авиацией Проскуров Иван Иосифович и его жена; генераллейтенант, дважды Герой Советского Союза, помощник начальника Генерального штаба по авиации Смушкевич Яков Владимирович и его жена...
Не верьте надгробным камням. Здесь лежат только кремированные жены, а их мужья-генералы расстреляны и брошены в землю далеко отсюда. Где? Этого не знает никто.
Это возможно только у нас в России, нигде больше.
Окончание. Начало см. в N 16.