ОтNVОтветить на сообщение
КdysОтветить по почте
Дата02.04.2001 01:47:52Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Этими вопросами занимались довольно плотно.



>>Пока что картина такова - большую тягу (относительно большую) дают только термические ЭРД, где подогрев рабочего тела осуществляется, например, электрической дугой. Но им с ЖРД не тягаться. А все остальные известные схемы - это, по сути, ускорители заряженных частиц, или за счет электрического, или за счет магнитного поля. Там вылезают свои проблемы (типа нейтрализации заряда - нельзя же безнаказанно выбрасывать поток положительных ионов - сам аппарат-то будет отрицательный заряд приобретать при этом. Ну это проблема решенная, впрочем.
>>Так что принципиальных проблем, может, и нет, но что-то не получается уже 30 лет как скоро...
>
>А может, просто этим вопросом плотно не занимались? За неимением мощных источников электроэнергии.

источники мощнее с 60-х годов не стали. Это касается и топливных элементов. Просто из дико дорогих устройств, работающих на кислороде и водороде (как на Аполлонах), к нашему времени удалось сделать куда более дешевые устройства, работающие на спирте и атмосферном воздухе. Вот и стало их выгодно применять на транспорте и в бытовой технике (типа ноутбуков и электробритв).

>А что касается того, что у ЯРД весовая эффективность по определению выше, чем у ЛЮБОГО РД с химическим источником энергии, тут даже спорить не о чем. Вот только применять ЯРД для взлета с Земли затруднительно по очевидным причинам.

Если бы так просто... Да, можно (и собственно уже сделано и у нас, и у американцев) сделать твердотельный реактор с очевидно ограниченной температурой рабочей части (так, чтобы не расплавилась), имеющий тягу раз в 10 больше своего веса. Но ведь ему еще рабочее тело подавай. А через активную зону можно только водород продувать (чем он хорош - тем, что как его не облучай, радиоактивным не станет ! атом - один протон и один электрон), и такая система лишь чуть-чуть превосходит традиционный ЖРД, ну а с безопасностью ясно - потому пока ракеты с атомным двигателем и не летают, хоть и можно сделать, но страшно. Температурное ограничение возникающее из требования оставить активную зону твердой - ограничивает удельный импульс, положение спасает лишь низкая молекулярная масса водорода, куда ниже, чем у воды, являющейся продуктом сгорания водорода и кислорода в самом высокоэнергетическом ракетном топливе современности. Повысить радикально температуру рабочего тела можно, но надо применять жидкофазные или газофазные реакторы, а там вылезают проблемы контроля реакции и передачи энергии от активной зоны рабочему телу (надо это делать бесконтактно). Я завел разговор о двигателях большой тяги, собственно, для того, чтобы показать всю проблематичность использования атомной энергии в ракетостроении. В будущем там есть простор для конструкторов.

>>>Очень интересно. Не расскажете ли чуть-чуть подробнее? Что, ядерный распад непосредственно генерит электричество?
>>
>>Да запросто :-) размещаете источник альфа-распада (а хоть и бета-распада, неважно, лишь бы частицы были заряженые) внутрь металлической оболочки на изолированной опоре - и готово, в процессе распада источник заряжается одним зарядом, а окружающая его оболочка - другим, соединим их проводами - в цепи течет ток. Мощность маленькая, но зато преобразование прямое :) Еще в 30-х годах запатентовано.
>
>То есть решений, не имеющих принципиальных ограничений по мощности, в настоящее время нет?

Ограничений по мощности нет. Есть ограничения по УДЕЛЬНОЙ мощности. Для достижения требуемых мощностей надо монстров городить :)

Виталий