Чтобы бороться с признаками, надо найти причины явления
> Дело, думаю, не в том, что "мы не так сидим", а в глубоких изменениях культуры. Атрофировались рецепторы и фиксаторы, с помощью которых люди распознавали "своих" и фиксировали свои с ними связи. Эта функции возложены на "начальство". Как только начальство стареет, спивается или продается, рушится все общество. Остаются сплоченными только антисистемные или непросвещенные сообщества (уголовный мир, коррумпированные кланы, откатившиеся в пещеру ваххабиты). Я согласен, что телевидение не отменить и обратно в век модерна не отъехать - хотя тормозить скольжение к яме можно и нужно. Выход - в овладении хаосом модерна так, чтобы возникли аттракторы, втягивающие его в порядок, совместимый с нашей жизнью (продолжение наших сультуры-народа). Это надо обсуждать на семинаре, прекратив внутри этого семинара бесполезную бузу.
Овладеть хаосом сможем, если поймем, что в данном случае было первопричиной (-ами) распада. Если это были урбанизация, улучшение экономических условий жизни и какие-либо еще причины бытийного плана, то решение вопроса придет, когда изменятся условия бытия - например, вследствие разрушения всей технической базы населению придется перемещаться из городов в деревни. Для того, чтобы подтвердить/опровергнуть наличие таких причин, надо исследовать другие общества, которые также подверглись, например, урбанизации, но при этом не начали (?) распадаться. Примером такого общества может быть (?) Япония.
Если же процессы распада - явление, в основном, культурное, то и лечение следует искать в прививании культурных норм.
> Сильных экстерриториальных сообществ типа старообрядчества в прошлом или теневой «половины Испании» – республиканцев – не образуется даже несмотря на очень неблагоприятные условия для выживания.
Есть экстерриториальные секты, типа свидетелей Иеговы, баптистов, адвентистов и т.п. с довольно большим количеством членов этих сект. Среди них очень развиты сплоченность и взаимоподдержка. И все они основаны на некотором культурном отделении от общества (например, баптисты не должны смотреть телевизор, члены этих сект должны читать Библию и книги по христианской морали и т.п.). Так что, вполне возможно, аттрактором может стать некая культурно-поведенческая модель (естественно, отличающаяся от сектантской, но что-то берущая от нее), которую надо (начиная с себя) внедрять в общество.