>Овладеть хаосом сможем, если поймем, что в данном случае было первопричиной (-ами) распада. Если это были урбанизация, улучшение экономических условий жизни и какие-либо еще причины бытийного плана, то решение вопроса придет, когда изменятся условия бытия - например, вследствие разрушения всей технической базы населению придется перемещаться из городов в деревни. Для того, чтобы подтвердить/опровергнуть наличие таких причин, надо исследовать другие общества, которые также подверглись, например, урбанизации, но при этом не начали (?) распадаться. Примером такого общества может быть (?) Япония.
Ol'ga, my neodnokratno problemu degradacii tradicionnoj kul'tury nizhe obredelennogo poroga, posle chego ona ne smozhet otrasti obratno. To zhe otnositsja i k izmeneniju sistemy social'nyx svjazej, v kotoryx "vyrasti obratno" utrachennym organam budet trudno.
Est' esh'e i drugaja problema: kak zastavit' social'nyj organizm uchit'sja? Vy narisovali kartinu, logika razvitija kotoroj v dolgosrochnoj perspektive mozhet privesti k ocherednoj utrate solidarnogo opyta. Ljudi u Vas funkcionirujut, kak ekosistema nekix organizmov, proxodjash'aja cherez fazy spada i pod'ema.
>Если же процессы распада - явление, в основном, культурное, то и лечение следует искать в прививании культурных норм.
Na moj vzgljad, eto javlenie kompleksnoe. Obsh'aja nexvatka kul'tury (v tom chisle i v ramkax "kul'turnogo jadra") - odna iz prichin katastrofy.
>> Сильных экстерриториальных сообществ типа старообрядчества в прошлом или теневой «половины Испании» – республиканцев – не образуется даже несмотря на очень неблагоприятные условия для выживания. > >Есть экстерриториальные секты, типа свидетелей Иеговы, баптистов, адвентистов и т.п. с довольно большим количеством членов этих сект. Среди них очень развиты сплоченность и взаимоподдержка. И все они основаны на некотором культурном отделении от общества (например, баптисты не должны смотреть телевизор, члены этих сект должны читать Библию и книги по христианской морали и т.п.). Так что, вполне возможно, аттрактором может стать некая культурно-поведенческая модель (естественно, отличающаяся от сектантской, но что-то берущая от нее), которую надо (начиная с себя) внедрять в общество.
Estestvenno, my dolzhny otlichat'sja ot drugix - "etnicheski". Myslit', govorit', dejstvovat' "ne tak". Tol'ko v ramkax etogo "ne tak" mozhet vozniknut' evoljucionno zhiznesposobnaja vetv' russkix sapiensov.
A vot chto kasaetsja "vnedrenija v obsh'estvo", tut, kak mne kazhetsja, Vy pereskakivaete cherez etap. Nuzhno snachala vnedrit' i zatverdit' v serede svoix, "assimilirovat'" svoi sobstvennye dostatochno ryxlye esh'e massy. Nuzhno, chtoby "rozhdenie naroda" sostojalos'. Tol'ko v etom sluchae on smozhet kak-to vlijat' na "vneshnix". Ved' "vneshnie" osoznanno ili neosoznanno budut nas testirovat', prezhde chem sdelat' vybor v nashu pol'zu -...