> что позволяло крестьянам делегировать власть царю? > вера в царя как в отца-охранителя-распорядителя. > Что позволяло рабочим (в общем смысле слова) делегировать "власть" > директору, "партии", генсеку? > Вера (идеология) в них, как в управляющих на общее благо. > как только такая вера (идеология были подорваны), то и строй рухался. > т.е. это давало организовывать как малые так и большие "коллективы", вплоть > до страны. > > Какая идеология может заменить те, что были, стать основой объединения, без > требования перенимания опыта начальствования и управления? Мухинцы > предлагают Закон об ответственности власти перед народом - но, имхо, это не > выход. В смысле - это не заменит идеологический (религиозный) стержень > КОБовцы с этим управляются лозунгами, типа "вместо "разделяй и властвуй" > сомкнём свои ряды под "объединяй и здравствуй" (перепевка той же идеи > "пролетарии всех стран, объединяйтесь"). И ряд других моментов.
Мне кажется, тут с другого конца надо тянуть. Чем подрывается вера (идеология)? Обыденным жизненным опытом. Откуда берется вера (идеология) и прочая блажь, то есть когда появляется необходимость именно в вере? Когда некоторое явление перерастает причину своего возникновения и начинает жить "собственной жизнью". Что есть царь? Если проследить его генезис, мы найдем, что во младенчестве это явление имело сугубо практический вид "тот, кто поведет войско биться с соседним племенем". На данном этапе верить ни во что не требовалось. А вот когда этот "тот" зажил собственной жизнью, выходящей за рамки охраны племени от врагов, возникла необходимость в оправдании этого факта, что, в конечном счете, и привело к созданию идеологии "царь-батюшка". Аналогичный случай и с генсеком и с партией. Возникновение партии и ее функционирование было совершенно естественным; по моменту начала идеологического прессинга можно определить момент выхода явления за изначальные рамки; обособившись совершенно, эта структура преобразовала общество под себя (я имею в виду перестройку). Что ж; и древние племена, любовно глядя на удалых воинов, вряд ли понимали, что из всего этого с течением времени выйдет.
(Кстати, к вопросу о предотвращении "загнивания элиты": эта проблема не имеет решения в том виде, в котором она поставлена; то есть нельзя иметь элиту и не допустить ее "загнивания".)
Так вот, никакая идеология не может стать основой объединения. Основой объединения может стать способ существования людей. Когда такое объединение станет реальностью, появится и подходящая идеология. Примеры из истории в основном являют нам объединение перед лицом внешнего врага; вполне укладывается в принцип.
Не хотелось бы оказаться в положении Оуэна, но думаю, что в мирное время структура, по самой своей природе приводящая к объединению --- "бригадный подряд", то есть коллектив, решающий задачу жизнеобеспечения своих членов, причем в коллективе должна быть тенденция к уничтожению жесткого разделения труда и замене его оперативным разделением (сводный отряд). Соответственно, средство возрождения России вижу в создании таких коллективов в виде МП или подразделений больших предприятий.