Технологии "красного" смеха? Почему бы и нет?
Привет, Константин.
Вы прямо мои мысли прочитали. Следующий шаг в нашей дискуссии мне виделся именно в этом направлении.
>ИМХО, интересно бы было двинуться по следующим линиям.
>1. Какова роль смех культуры в наше время? Помогает выжить или добивает народ? Полность ли ее удалось канализовать правящими силами? Есть ли сейчас народная сехкультура или она полность монополизированна масс-медиа.
>2. Какое активное воздействие возможно? Тут совмсем не ясно, что важней. Сами острить (в "правильную сторону") или брощюры на основе Проппа писать?
Помнится, как лет 5 назад, в пору приснопамятного Ельцина, СМИ были буквально напичканы апологией "веселушек". Народу активно прописывалось веселье, дабы он не скучал в то время, пока компашка серьезно настроенных ребят сосредоточенно чистила его карманы. "Как важно быть веселым", дескать, в наши-то тяжелые времена. И - буквально из кожи вон лезли, лишь бы "завести" народ. Какой канал ни возьми - тут тебе то гармошка, то киношка, то банька с гыгыканьем, то частушки с матерком. Гуляй, народ, однова живем! Веселись на последние! Не в деньгах счастье!
Лавина смеха накрыла страну.
Это была чистейшая спекуляция сразу на нескольких национально-культурных архетипах и одновременно - технология культурного шока, что имело целью достижение паралича воли и полной утраты сопротивляемости. "Мы ж свои, вы чё, ребята, мы ж вас вон как смешим - до коликов, до рвоты". Комедианты ельцинского призыва изображали и продолжают изображать из себя целителей от общественных недугов, под шумок решая проблемы личной материальной обеспеченности.
Удалось ли СМИ утилизовать (спасибо, Pout!) народную смеховую культуру?
Бабушка надвое сказала. Попробую слегка опереться на проговаривавшуюся здесь мысль о неудовлетворенных Жаждах (ау, Краснов!) Чего-то населению явно не хватает во всем этом кипучем веселье.
ИМХО (простите, Георгий): СМИ отрабатывают пока только один из возможных каналов См.К-ры, притом не самый действенный. Комедия положений никогда не играла в русской традиции ключевой роли. Эффектный (и эффективный) юмор у нас основывается на подтексте, на недосказанности, на тонкой игре смыслов, на оппозиции "смешное vs серьезное".
По мысли Проппа, в общетеоретическом плане антитезой смеха не может быть
ни "трагизм" (это противопоставление соответствовало эпохе, когда
"трагедия имела первенствующее значение"), ни "возвышенное", являющееся
центральной категорией "романтического идеализма". Антитезой смеха, по
Проппу, скорее является "серьезность" или "серьезное". Тогда как сами
случаи смешного просто скажутся вне области возвышенного или трагизма.
Именно антитезы серьезного и не хватает современным СМИ-комикам.
На учете этой антитезы силится построить свою технологию смешного Задорнов, чем, видимо, объясняется его лидерство в негласном рейтинге зубоскалов. Он у них там самый "антиллигентный".
Еще один ресурс - юмор элиты, которая традиционно правила бал в наскоках на общественные пороки. Интеллектуальная и отчасти творческая элита (а она осталась, просто ее тоже вытеснили с главных каналов блатные и приблатненные) весьма косо посматривает на щекотку СМИ, которым не удается обольстить эту часть своей аудитории. Конек ее комоса - ирония. Это, конечно, смех часто кислотный, но нам для разъедания ржи вполне подойдет. Он отчасти продолжил бы традицию студенческого "профильного" юмора (физического там, музыкального...) Канал распространения - интеллигенция и те, кто лишь недавно покинул ее поредевшие ряды и пока остается культурно "своим": специалисты, ушедшие из науки и производства в бизнес, в политику, в управление. Не зря этот контингент так очарован рязановской "Иронией". Ирония - это культурный код, по которому опознают "своего", и который, наверное, восходит к романтической иронии. Данный контингент все еще остается особенным культурным сословием, хотя бы потому, что хотел бы им остаться. Ироничное отрицание сплачивает его, помогая создать некий системообразующий стержень на основании старого архетипа "мы vs они". Не в этом ли самоотделении элиты (не социальной - культурной!) кроется ее всегдашняя привлекательность не только для "плебса", но и для "патрициев"? Комос ее имеет все шансы быстро растиражироваться, потому как обладает высокой престижностью. В данном случае совсем необязателен комический жанр, гораздо ценнее как раз наоборот: неожиданное появление юмора в "нетипичных" жанрах: серьезная лекция, криминальный боевик, мелодрамка, политическое выступление. Элита это оценит.
Третий канал - более-менее освоен оппозицонными силами: смех сатирический, злой, плакатный, пафосно-метафорический ("Завтра", "Дуэль", "Лимонка").
Оказывает хорошее воздействие на молодежь, которая не выбрала "Пепси".
И напоследок. Я знаю, что некоей частью форума мои предложения будут моментально истолкованы как "манипуляция наоборот".
Граждане, пора нам провести черту между манипуляцией и социальным моделированием, а то валим все в одну кучу, собственной тени пугаемся.
Наш смех - не орудие манипуляции, он не маскирует наши цели, а реализует их.
>Так что были всходы и на нашем огороде.