ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата03.08.2000 13:08:00Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Цитата


"Считаю важным вопрос об истоках устойчивой ненависти к советскому строю. О них
умалчивают наши "белые", а нам надо их понять, ибо речь идет именно об устойчивом
явлении. Я пишу: "Давайте все же представим себе, за что ненавидят советский строй люди типа
Солженицына и Шафаревича. Ведь, наверное, не за мелочи, не за ошибки и эксцессы, а за что-то
главное — за фундаментальные принципы жизнеустройства. Эти принципы — не в идеологической кожуре марксизма и даже не в политическом устройстве. В принципе мог быть советский строй и при монархии, как оно почти и было в самый критический период.
Эти принципы — в представлении о человеке, его правах и обязанностях. Отсюда выводятся и тип
хозяйства, и политические нормы, и большие программы типа индустриализации, столь ненавистные "белым". Что же так возмутило наших аристократов духа, что они посчитали делом жизни
уничтожение этого строя? Допустим, Солженицына обидели, а он человек, судя по всему,
злопамятный. Но Шафаревич был обласкан с юности, как множество таких же представителей
элиты, возненавидевших советский строй.
Я долго думал над этим странным явлением, спрашивал всех, кто мог подать мысль. Многие, с
кем я говорил, сошлись на том, что сильнее всего таких людей оскорбляло и угнетало то, что при
советском строе хамы, "кухаркины дети" пошли в университет. Хамы забыли свое место, смешались
с духовной аристократией, растворили ее в себе, портили ее расу. Да к тому же вести себя не умели, из-за чего власть не могла дать этой аристократии вожделенную демократию типа афинской
(западная плебейская демократия им тоже не по нутру). Вряд ли кто-нибудь из них в таких
комплексах признается, но мечты наших "белых патриотов" о монархии и возрождении сословного
общества косвенно это подтверждают.
Чего хорошего для себя (как культурного течения) могли ожидать эти интеллигенты от
уничтожения советского строя? Да только того, что "хамов", "образованщину" загонят обратно в их
сословную нишу, — на ниву помещика или "крепкого хозяина", на шахты, на фабрики дымные. Но
получилось так, что к власти пришли другие хамы. Университеты для "кухаркиных детей" они
позакрывали, но и духовную аристократию не жалуют. Вернее, жалуют, но без этикета — "хамы есть хамы" (С. Кара-Мурза)