self! Я нашёл, откуда пошла методика дрессировки детей конфетами!
Жена сегодня привезла толстую и большую такую книгу, которая передаётся из рук в руки учителями-методистами, как "передовое учение" с намерением "скопировать из неё кое-что полезное для лекции".
Я как посмотрел - чуть не упал! Такой сборник западных мифов нужно ещё поискать! Книга очень интересная и даже полезная. В первую очередь, как источник для ознакомления со взглядами западной психологии, вытекающими из специфической западной антропологии. Но, неискушённый в культурных аспектах человек не сможет извлечь что-то полезное нам из того "объективного набора мнений", представленного в книге. А неадекватное и разрушительное извлечь легче лёгкого. Выготский там - одинокий островок отечественной мысли, затерянный в западных теориях (и, как и всё остальное, осмысляется с точки зрения западных представлений). Результат - в вашем детском садике.
В качестве иллюстраций привожу наскоро отсканированные оглавление книги (простите за длину) и некоторые примеры её материалов. Можно бы привести всё, настолько зарактерна каждая фраза! Я выбирал наугад, но и это, думаю, впечатляет (с точки зрения применения в нашей культурной среде).
Книга написана действительно увлекательно, но это, в нынешних условиях, чревато.
Ги Лефрансуа ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11-е международное издание. Права на перевод получены издательством <?прайм-ЕВРОЗНАК> соглашением с Thomson Learning. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. -416с. (Проект <?Главный учебник>)
Эта книга - самое известное пособие по психологической педагогике на Западе, в котором автор объясняет, иллюстрирует и исследует принципы и методы психологии в реальных условиях образовательных учреждений и делает это в краткой, информативной, ободрительной, дружелюбной манере. Основанная на последних достижениях когнитивной психологии развития в контексте обучения и научения, эта книга представляет собой полное, релевантное педагогическим целям и задачам описание психологических принципов обучения.
************** <?Прикладная педагогическая психология> представляет нашему читателю широчайший охват психологических проблем педагогической практики, изложенных автором с учетом последних достижений психологической науки в доступной и увлекательной манере... В. А. Якунин, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета А. Д. Наследов, доцент, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
************** Содержание
Предисловие к русскому изданию..............14 Предисловие автора....................................i6 Новое и старое в <?Медведе X>.............................i6 Гид к десятому изданию........................................16 Благодарности.........................................................i6 ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО.........................................+8 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ..............19 Введение.......................................................2о Основные вопросы.......................................го Психология преподавания..........................го Обучение и убеждения................................20 Сущность убеждения....................................................21 Как убеждения влияют на принятие решений...........21 Эта книга и ваши убеждения.......................................22 ПСИХОЛОГИЯ...................................................22 Наука и психология......................................................22 Эксперименты..........................................................23 Факты и теории.............................................................24 Законы, принципы и убеждения..................................25 Модели..........................................................................25 Модели учеников и учителей......................2б Конструктивные и директивные модели обучения.....26 Модель преподавателя................................................26 Модель преподавания.................................2? Предобучение...............................................................2/ Обучение.......................................................................28 Постобучение................................................................29 Применение психологии в педагогической практике.........................29 Педагогическая психология.........................................3° Преподавание как принятие решений.......................з1 Преподавание как решение проблем........31 Преподавание как предоставление возможностей...............................................з* Преподавание как мыслительная активность....................................................32 Преподавание как ремесло.........................зз Эксперты и дилетанты..................................................33 Знание......................................................................34 Эффективность........................................................34 Проницательность...................................................34 Искусство преподавания..............................................34 Преподавание как карьера.........................35 Проблемы, с которыми сталкиваются учителя сегодня......................................................35 Вознаграждение за преподавательский труд.............зб Карьерная стабильность и изменчивость....................зб Культурные и глобальные различия...........зб Глобальное неравенство.........................................Зб Каково это - быть учащимся? Культурные различия................ Основные положения....... Контрольные вопросы............... Работа в Интернете.................. Рекомендуемая литература..... ЧАСТЬ 2. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ГЛАВА 2. ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.....с. Введение.......................................................L- Основные вопросы.......................................$2 Развитие человека: основные понятия......4- Поколение и контекст развития..................................4- Определения понятия <?развитие>..............................43 Основные принципы человеческого развития.......................................................4^ Соотношение прирожденного и приобретенного......4^ Изучение приемных детей......................................45 Заключение.............................................................46 Неравномерность роста...............................................46 Важность координации воздействий среды................47 Значение для образования....................................48 Последовательность развития.....................................48 Стадиальность развития...............................................49 Согласованность и компенсация.................................49 Предсказуемые половые различия..............................50 Каждый человек уникален............................................50 Нравственное развитие...............................51 Две стадии Пиаже.........................................................51 Нравственность справедливости и причины Кольберга...................................................51 Уровень 1. Первичный или доконвенциональный (уровень послушания и наказания)......................51 Уровень 2. Конвенциональный (уровень подчинения общепринятому)................52 Уровень з. Постконвенциональный........................52 Оценка модели Кольберга.....................................52 Исследование Гиллиган: женская нравственность.....53 Роль нравственного развития в процессе обучения....................................................54 Языковое развитие......................................54 Язык и общение............................................................55 Языковые элементы......................................................55 Две теории языкового развития.................................55 Изучение основного языка...........................................56 Предречевая стадия...............................................56 Язык и интеллектуальное развитие.............................58 Основные положения...................................58 Контрольные вопросы...................................................58 Работа в Интернете......................................................58 Рекомендуемая литература.........................................59 Содержание ГЛАВА 3. КОГНИТИВНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ......................бо введение.......................................................6i Основные вопросы.......................................6i Гендерные роли...........................................6i Разввитие тендерных ролей..........................................6i Гендерные ролевые стереотипы и предпочтения......6а Гендерные различия.....................................................6з Вербальные способности........................................6з Математические и научные способности..............6з Значение тендерных стереотипов...............................64 Личностное развитие: Эрик Эриксон..........65 Психологические стадии развития..............................6$ Доверие и недоверие.............................................6$ Независимость против неуверенности и сомнения... 65 Инициатива и чувство вины...................................65 Достижение и неполноценность............................66 Самоидентичность и диффузия идентичности......66 Психосоциальные стадии взрослого человека.....66 Практическая значимость теории Эриксона...............67 Когнитивное развитие.................................68 Основные идеи Пиаже.................................68 Адаптация: ассимиляции и аккомодация...................69 Характеристики новорожденного..........................69 Ассимиляция и аккомодация.................................6р Уравновешивание...................................................7° Факторы, определяющие характер когнитивного развития...........................................70 Стадии человеческого развития по Пиаже...........7° >:зия интеллектуального ; -аития Пиаже...........................................71 s-сэмоторное развитие: от рождения до 2 лет.......71 "онятие вещи.........................................................7* Амтация.................................................................72 ==зультаты сенсомоторного развития...................72 х-:'"<?рациональная стадия: 2-7 лет..........................72 otjj-онятийный период: 2-4 года.............................73 ~:-ансдукция............................................................73 А*-*мизм...................................................................73 '--уитивное мышление: 4~7 лет...........................73 т.....<?оетные операции: от 7 до п-12 лет....................76 Охранение..............................................................76 -.-ассификация........................................................76 1г~иация.................................................................76 -*>сла........................................................................77 и'зсшгльные операции: от и-12 до 14-15 лет............78 ле^формальные операции........................................79 :,ee-a теории Пиаже...................................................8о Ссстижения дошкольников....................................8о ';ачицы формальных операций............................8i вечность критики....................................................8i .мг-ение теории Пиаже для образования ... 8i 11М':~уктивистская теория обучения.........................8i >э :сение развития.....................................8i д 'С1*-ые принципы обучения.....................................82 Предоставляйте возможность для физической и умственной активности............82 Обеспечивайте оптимальную сложность...............82 Старайтесь понять, как думает ребенок...............8з Способствуйте социальному взаимодействию......8з Оценивайте готовность ученика............................8з Социокультурная когнитивная теория развития Выготского....................................8з Основные идеи Выготского..........................................8з Важность культуры..................................................83 Роль языка...............................................................84 Социальная речь.....................................................84 Эгоцентрическая речь............................................84 Внутренняя речь.....................................................84 Зона ближайшего развития...................................84 Основные принципы теории Выготского применительно к образованию...................................85 Вспомогательные конструкции Выготского.................85 Вспомогательные конструкции и <?зона ближайшего развития>............................86 Основные положения...................................86 Контрольные вопросы...................................................87 Работа в Интернете......................................................87 Рекомендуемая литература.........................................87 ЧАСТЬ з- НАУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ................88 ГЛАВА 4. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ...........................89 Введение.......................................................90 Основные вопросы.......................................90 Научение.......................................................9° Определение научения................................................90 Потенциальное изменение в поведении.....................91 Предрасположенность............................................д\ Способности............................................................91 Действие..................................................................92 Три подхода к научению у человека..........92 Павловское классическое обусловливание...........................................93 Инвайронментализм Уотсона......................96 Педагогические следствия бихевиоризма Павлова и Уотсона........................................................96 Коннекционизм Торндайка..........................97 Научение методом проб и ошибок.............................97 Смежность или подкрепление......................................98 Законы научения Торндайка........................................99 Закон эффекта.........................................................99 Закон готовности....................................................99 Закон упражнения (аннулирован).........................99 Дополнительные законы.........................................юо Применение теории Торндайка в педагогике............юо Вознаграждение правильных попыток..................юо Установление отношений.......................................ioi Готовность...............................................................ioi Привлечение внимания..........................................ioi Обобщение..............................................................ioi 8 Содержание Оперантное обусловливание Скиннера......ioi Респонденты и операнты..............................................ioi Что такое оперантное обусловливание?.....................102 Подкрепление...............................................................104 Определение подкрепления..................................104 Подкрепление и наказание в классе...........................105 Позитивное подкрепление (Вознаграждение)...................................................105 Негативное подкрепление (Облегчение)...............105 Позитивное наказание (Кара)................................юб Негативное наказание (Штраф).............................107 Сила подкрепления и наказания.................................107 Аргументы против наказания.................................ю8 Аверсивный контроль.............................................ю8 Типы режимов подкрепления......................................109 Воздействие различных режимов................................но Воздействие режимов на скорость научения.......но Воздействие режимов на скорость угасания........но Воздействие режимов на частоту реакции...........ш Воздействие режимов на людей............................ш Формирование поведения с помощью оперантного обусловливания......................................112 Формирование поведения людей.........................на Генерализация и различение......................................112 Педагогические аспекты принципов оперантного научения..................................................ИЗ Обзор вклада бихевиоризма в педагогическую практику..........................щ Иная точка зрения........................................................114 За пределами свободы: философское обсуждение............................н4 Социально-когнитивная теория Бандуры.........................................................И7 Социальное научение...................................................117 Социально приемлемые акты поведения: результат.............................................И7 Научение социальному поведению: процесс.......п8 Обзор социально-когнитивной теории Бандуры........н8 Процессы научения через наблюдение......................119 Процессы внимания................................................119 Процессы сохранения.............................................120 Процессы двигательного воспроизведения..........120 Мотивационные процессы......................................120 Преобладание подражания.........................................120 Модели....................................................................121 Источники подкрепления в подражании....................121 Эффекты подражания...................................................122 Эффект моделирования..........................................122 Тормозяще-раскрепощающий эффект.................123 Эффект индукции....................................................123 Педагогические аспекты социально-когнитивной теории.....................................124 Основные положения...................................124 Контрольные вопросы...................................................125 Работа в Интернете......................................................125 Рекомендуемая литература.........................................126 ГЛАВА 5- МЫШЛЕНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ.....127 Введение.......................................................128 Основные вопросы.......................................128 КОГНИТИВИЗМ ................................................. 128 Различия между когнитивизмом и бихевиоризмом..........................................................129 Метафоры когнитивизма..............................................129 Определение когнитивизма...................................129 Компьютерная метафора........................................129 Другие метафоры....................................................130 Множественная модель памяти..................131 Сенсорная память.........................................................132 Кратковременная память.............................................132 Возможности использования особенностей кратковременной памяти в сфере образования ... 133 Долговременная память..............................................134 Конструктивная природа долговременной памяти.... 136 Влияния, которым подвержена долговременная память.........................................137 Типы долговременной памяти.....................................137 Произвольная и непроизвольная долговременная память...............................................137 Семантическая и эпизодическая (событийная) память...............................................138 Процессы, происходящие в долговременной памяти..........................138 Повторение...................................................................138 Обработка......................................................................138 Организация..................................................................140 Педагогическое применение: Преподавание, направленное на припоминание знаний............................140 Почему мы забываем...........................................141 Угасание...................................................................141 Искажение...............................................................142 Вытеснение..............................................................142 Ретроактивное и проактивное торможение.........142 Сбой ключевых признаков извлечения (Retrieval cue failure)...............................................142 Педагогическое применение теорий забывания........143 Теория угасания.....................................................143 Искажение...............................................................143 Вытеснение..............................................................143 Ретроактивное и проактивное торможение.........143 Сбой ключевых признаков извлечения.................143 Средства, способствующие запоминанию..................144 Рифмы и поговорки................................................144 Система связей........................................................144 Метод мест (The Loci system).................................145 Метапознание...............................................145 Развитие метапознания................................................146 Когнитивные стратегии.................................................146 Определение когнитивных стратегий....................147 Стратегии мышления/обучения в сфере образования.... 147 Классификация стратегий мышления/обучения ... 147 Содержание Педагогическое применение: -^к научить учащихся мыслить....................................147 Эбучение учению: Смена точки зрения......................149 Программа инструментального усовершенствования Фюэрштеййа (Feuerstein's Instrumental Enrichment) ...................150 Стратегическая Программа Эффективного Мышления/Обучения (SPELT).................................151 Взаимное обучение (Reciprocal teaching)..............152 =азвитие когнитивных навыков в вашем классе........153 Основные положения...................................153 - энтрольные вопросы...................................................154 :эбота в Интернете......................................................154 -екомендуемая литература.........................................154 ГЛАВА б. КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ................................................i56 Введение.......................................................157 Зсновные вопросы.......................................157 Директивное преподавание <* конструктивизм.........................................158 -гкоторые общие взгляды когнитивизма...................158 Текущее научение основано на предшествующем научении..............................159 Научение предполагает обработку информации ...159 Смысл зависит от отношений.................................159 "еория Брунера: научение путем укрытий.......................................................i6i -зучение путем открытий в школах...........................162 I-чрытия как стратегия рефлективного обучения......163 Условия, которые облегчают научение путем открытий.......................................164 Настрой....................................................................164 Состояние потребности....................................,.....i66 Овладение конкретикой.........................................164 Многообразие обучения ........................................164 Цементированные на открытие методы > 'Энсгруктивизм в обучении......................................164 "гория Аусюбеля: научение путем гецепции......................................................i66 сгчитивная теория Аусюбеля....................................166 Смысл.......................................................................i66 Осмысленное научение...........................................i66 Когнитивная структура...........................................167 >с-озиционное обучение...........................................167 Предварительные организаторы............................i68 Дискриминативность...............................................170 Придание смысла научению...................................170 >чрытия или рецепция?.............................171 1;гзнение педагогических подходов..........................172 Некоторые исследования.......................................172 некоторые выводы..................................................173 -?чоторые когнитивные педагогические <?сдели и акценты........................................173 "с--^тивное ученичество.............................................174 Методы когнитивного ученичества........................174 Последовательность шагов в когнитивном ученичестве....................................177 Когнитивное ученичество, конструктивизм и рефлективное обучение......................................177 Наделение полномочиями: конструктивистский акцент............................................................................177 Заблуждения и их влияние на научение....................178 Еще один взгляд на конструктивизм..........178 Эффективное обучение.................................................179 Основные положения...................................i8o Контрольные вопросы...................................................182 Работа в Интернете......................................................182 Рекомендуемая литература.........................................182 ГЛАВА 7- ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ................................................183 Введение.......................................................184 Основные вопросы.......................................184 Гуманистическая психология......................184 Гуманизм и другие взгляды в психологии..................185 Гуманистический педагог.............................................185 Роджерианская гуманистическая теория .... i86 Основные термины в роджерианской теории.............i86 Полемика вокруг контроля поведения: Роджерс или Скиннер...................................................187 Принципы теории Роджерса........................................187 Наш мир - личный, сокровенный, феноменологический..............................................187 Поведение может быть понято только с индивидуальной точки зрения............................188 Цель человеческого существования - самоактуализация...................................................189 Мы сами создаем собственное <?я>.......................190 Поведение обычно согласуется, с представлением о себе.......................................190 Оценка роджерианской феноменологии.....................191 Гуманизм в классе........................................191 Гуманистические движения в образовании................192 Общие акценты гуманистического образования..................................................................193 Общие гуманистические методы педагогики..............194 Специальные гуманистические программы в классе.....................................194 Слитное образование...................................................195 Ценностное воспитание и программы прояснения ценностей.................................................195 Открытый класс.............................................................196 Стили научения.............................................................197 Приспособление школы к стилям.........................198 Школа, ведомая стилями научения.....................199 Оценка подходов, ориентированных на стили научения.................................................199 Научение на основе сотрудничества..........................200 Зачем необходимо научение в сотрудничестве?... 2оо Что такое научение в сотрудничестве?................201 Научение вместе....................................................201 ю Содержание Разграничение достижений команд учеников (STAD)......................................................202 Командно-игровые турниры..................................202 <?Составная картинка-загадка>.............................203 Групповое исследование.......................................203 Внедрение сотруднического научения.................203 Позитивная оценка научения в сотрудничестве... 204 Некоторые предупреждения: сотрудническое научение - не панацея от всех бед....................204 Некоторые отклики на гуманистическое образование.................................................205 Конструктивизм, гуманизм и оптимальная практика обучения.............206 Основные положения...................................207 Контрольные вопросы..................................................2о8 Работа в Интернете......,..............................................208 Рекомендуемая литература........................................208 ЧАСТЬ 4- ПЕДАГОГИКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ..................210 ГЛАВА 8. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ......2п Введение.......................................................212 Основные вопросы.......................................212 Некоторые взгляды на интеллект и теории интеллекта....................................212 Западный и восточный взгляды на интеллект...........213 Некоторые определения интеллекта..........................213 Синтез.....................................................................215 Теория интеллекта, предложенная Дасом (PASS) .... 216 Успешный интеллект согласно Стернбергу................2i6 Триархическая теория успешного интеллекта .... 217 Теория множества интеллектуальных способностей по Гарднеру..........................................2i8 Измерение интеллекта.................................220 Концепция корреляции...............................................220 Что обозначает IQ........................................................221 Типы тестов интеллекта...............................................222 Индивидуальные тесты интеллекта.............................223 Рисуночно-вербальный тест Пибоди - модифицированная версия (Peabody Picture Vocabulary Test-Revised, PPVT-R).............223 Тест Стэнфорд-Вине - модифицированная версия (Revised Stanford-Binet)............................223 Интеллектуальная шкала Векслера для детей (третье издание)....................................................224 Групповые тесты интеллекта.......................................224 Тест: Нарисуй человека (Draw-a-Person test)......225 Тест когнитивных способностей (Cognitive Abilities Test, CogAT).............................225 Тест школьных способностей Отиса-Леннона (Otis-Lennon School Ability Test).........................225 Мифы по поводу коэффициента интеллекта (измеряемого IQ).........................................................225 Заблуждение ? i...................................................226 Заблуждение ? 2...................................................226 Заблуждение ? j................................................... 227 Заблуждение ? 4...................................................227 Факты......................................................................227 Использование тестов интеллекта в школе...............227 IQ и уровень достижений.............................................228 Некоторые влияния, оказываемые на интеллект.................................................228 Гипотеза резиновой ленты....................................229 Порядок рождения, размеры семьи и интервалы между появлением детей......................229 Порядок рождения................................................229 Модель слияния (Confluence model)....................231 Интервалы между рождением детей....................232 Заключение............................................................232 Креативность................................................232 Некоторые определения креативности......................233 Выявление творческих и одаренных личностей........235 Измерение креативности.............................................235 Оценки креативности учителями..........................235 Общие тесты креативности....................................235 Измерение когнитивных стилей креативности.....236 Связь между креативностью и интеллектом...237 Модель интеллектуального функционирования по Гилфорду...............................238 Три лика интеллекта..............................................238 1. Операции............................................................238 2. Содержание........................................................238 3- Продукт..............................................................238 Педагогические следствия модели Гилфорда.....239 Основные положения...................................240 Контрольные вопросы..................................................241 Работа в Интернете.....................................................241 Рекомендуемая литература........................................241 ГЛАВА 9- УЧАЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.........................................242 Введение.......................................................243 Основные вопросы.......................................243 Талантливые и одаренные...........................243 Определение таланта и одаренности.........................244 Идентификация одаренных детей..............................245 Некоторые характеристики одаренных детей......245 Распространенность одаренности........................246 Недостаточное представительство этнических меньшинств в программах для одаренных детей............................................246 Специальные программы для одаренных детей........246 Акселерация и обогащение........................................247 Воспитание и наставничество.....................................248 Индивидуализированные педагогические планы 249 Специальные школы..............................................249 Рекомендации для обычного класса..........................249 Мозговой штурм....................................................250 Концептуальные модели........................................251 Другие факторы,-связанные с успеваемостью одаренных.......................................252 Семейный контекст................................................252 Климат в классе и стили обучения.......................253 Содержание ii Ожидания учителей и показатели учеников........253 Результаты исследований......................................253 Значение исследований ожиданий.......................255 Обучение детей с нарушениями способностей......................'..........................255 "осударственный закон США 94-142..........................256 Бесплатное и адекватное образование................258 Объективная оценка и последующие мероприятия 258 Индивидуализированные педагогические планы 258 Основное значение закона PL 94~142..................259 Определение и идентификация исключительности........................................259 Физическая исключительность....................................262 Социально-эмоциональная исключительность..........262 Интеллектуальная исключительность: .мственная недостаточность.......................................263 Определение умственной недостаточности.........264 Классификации умственной недостаточности......264 Причины умственной недостаточности.................264 Характеристики умственно отсталых....................264 Интеллектуальная исключительность: -еспособность к научению..........................................266 Определение неспособности к научению............266 Распространенность...............................................266 Симптомы и идентификация неспособности к научению.............................................................267 Разновидности неспособности к научению..........267 Коррекция..............................................................268 Дефицит внимания с гиперактивностью....................268 Распространенность...............................................268 Симптомы и диагноз..............................................268 Причины..................................................................269 Коррекция..............................................................269 Идентификация исключительных детей в классе......269 Зрлыки в специальном образовании..............:..........271 Основные положения...................................271 Контрольные вопросы..................................................274 -абота в Интернете.....................................................274 Зекомендуемая литература........................................274 ГЛАВА ю. МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК ОБУЧАТЬ.....................275 Введение.......................................................276 Основные вопросы.......................................276 Мультикультура............................................276 некоторые определения.............................................276 Меняющийся объем мультикультуры.........................277 Мультикультурное образование.................................278 Зачем нужно мультикультурное образование.....279 Дели мультикультурного образования.......................279 -спекты мультикультурного образования..................279 "рограммы второго языка..........................................28о Другая сторона спора о втором языке................28о "рограммы языкового погружения............................28i Двуязычные программы..............................................282 Какой подход выбрать?..........................................282 результаты изучения второго языка..........................282 Согласование обучения с потребностями различных учащихся....................................283 Система потоков..........................................284 Некоторые аргументы в пользу системы потоков и группирования по способностям............................284 .Некоторые аргументы против системы потоков........285 Уничтожение системы потоков....................................285 Подход с учетом стилей учебы...................286 Стили учебы в обычном классе...................................286 Программированное обучение...................287 Линейные программы..................................................288 Разветвленная программа..........................................288 Полезность программированного обучения..............288 Компьютеры в образовании........................290 Компьютерная революция..........................................291 Третья волна..........................................................291 Сопротивление революции...................................292 Возможные следствия применения компьютеров в образовании..............................................................293 Положительные следствия....................................293 Не столь позитивные возможности.......................294 Способы использования компьютеров в образовании..............................................................294 Компьютерная грамотность.........>.........................294 Компьютеры как инструменты...............................295 Особое применение компьютеров в обучении..........296 Компьютеры для упражнений и тренировки.......296 Имитация................................................................296 Виртуальная реальность........................................296 Комплексные обучающие системы.......................297 <?Разумные> системы-наставники..........................297 Лого........................................................................298 Оценка применения компьютеров.............................299 Лучше или нет?......................................................299 Революция или нет?..............................................299 Другие индивидуализированные программы обучения...................................з°о Основные предположения...........................................з°о Мастер-обучение и результативно-направленное обучение..............................................зоо Персонализированная система обучения Келлера (ПСО)..............................................................3°i Оценка индивидуализированного обучения.............302 Индивидуально-методологическое обучение..................................................з°2 Исследования и выводы..............................................3°2 Основные положения...................................зоз Контрольные вопросы..................................................з°4 Работа в Интернете.....................................................з°4 Рекомендуемая литература........................................з°4 ЧАСТЬ 5. БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ............................................зоб ГЛАВА 11. МОТИВАЦИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ..Зо7 Введение.......................................................зов 12 Содержание Основные вопросы.......................................з°8 Мотивы: объяснение причин поведения.... зов Исторический взгляд на человеческую мотивацию......................з°9 Инстинкты.....................................................................3°9 Определение..........................................................3°9 Человеческие инстинкты........................................зю Психологический гедонизм.........................................зю Теории биологического побуждения.........................Зю Резюме и применение исторических подходов к мотивации.................................................................312 Интенсивность мотивации: теория активации........................................312 Что такое активация?..................................................312 Источники активации...................................................312 Активация и мотивация..............................................313 Предположение первое.........................................313 Предположение второе.........................................313 Слишком низкий уровень активации: скука..............313 Слишком высокий уровень активации: тревожность .. 314 Экзаменационная тревожность.............................ЗМ Снижение экзаменационной тревожности...........ЗМ Теория активация: применение в преподавательской практике...................................315 Бихевиористский взгляд на мотивацию.....315 Подкрепление и похвала............................................316 Похвала..................................................................3i6 Внешняя и внутренняя мотивация......................3V Интерес...................................................................317 Гуманистический взгляд на мотивацию.....317 Основные потребности и метапотребности...............317 Метапотребности...................................................318 Стремление к компетентности....................................320 Прикладное значение гуманистической ориентации для образования....................................321 Когнитивистский взгляд на мотивацию......321 Самоэффективность.....................................................322 Развитие самоэффективности...............................322 Значение самоэффективности...............................323 Атрибутивные теории..................................................324 Локус контроля......................................................325 Персональная ответственность.............................325 Стабильность и нестабильность причин...............325 Развитие атрибутивных тенденций.......................325 Успешность или мастерство?.................................325 Атрибуция и мотивация достижения...................327 Применение когнитивного подхода в классе........................................................327 Коррекция атрибуции причин и мотивация достижения............................................327 Коррекция целей достижения....................................328 Итоги обзора когнитивного подхода.........................33° Когнитивный взгляд на ученика...........................33° Важность самооценки............................................330 Роль учителя..........................................................ЗЗО Важность результатов............................................331 Основные положения...................................ззг Контрольные вопросы..................................................332 Работа в Интернете.....................................................ЗЗ2 Рекомендуемая литература........................................332 ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ..............333 Введение.......................................................334 Основные вопросы.......................................334 Классное руководство и дисциплина в классе 334 Теория оговоренного порядка...........................335 Что важно в преподавании.................................335 Контроль и свобода в современном классе......ззб Разнообразие в классе..........................................ззб Общие характеристики школьного класса...........ззб Новые методы новой философии?........................ззб Противоречие между контролем и свободой в обучении.........................................337 Контроль в классе..................................................337 Модели классного руководства..........................зз8 Гуманистические модели классного руководства..................................................зз8 Свобода в учебе: Карл Роджерс.........................339 Любовь к детям: Майкл Марленд......................339 1. Любовь к детям..................................................339 2. Установление правил........................................340 Законная похвала..................................................342 Юмор на уроке......................................................342 Создание атмосферы, благоприятной для обучения.........................................................342 Преимущества и недостатки гуманистических моделей...................................343 Демократические модели классного руководства................................343 <?Свой> учитель и тактика пресечения нежелательного поведения: Якоб Кунин...........343 <?Свой> учитель.......................................................343 Эффект <?волны>.....................................................343 Синхронизация.......................................................343 Размеренность и темп...........................................344 Поддержание внимания........................................344 Логические выводы: Рудольф Дрейкерс............345 Цели в обучении: теория Адлера.........................345 Ошибочные предпосылки......................................345 Как следует учителям реагировать на такое дурное поведение?.................................347 Реакция на стремление ребенка к власти...........347 Реакция учителя на поведение, направленное на сведение счетов.......................347 Как реагировать на проявление неадекватности... 347 Как научить детей осознавать логические следствия своего поведения................................347 Преимущества и недостатки демократических моделей..................................348 Бихевиоральная модель классного руководства..................................................349 Модификация поведения: Б. Ф. Скиннер..........349 Программы систематического подкрепления......35° Внешнее подкрепление.........................................35° Внутреннее подкрепление (intrinsic reinforcement) .. 351 Влияние внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию...................................351 Семь принципов применения подкрепления......352 Моделирование......................................................353 Торможение............................................................353 Наказание...............................................................353 Телесное наказание...............................................354 Аргументы против наказания................................354 Аргументы в защиту наказания............................355 Замечания..............................................................355 Тайм-ауты...............................................................356 Расплата за проступок...........................................357 **есткая дисциплина: Ли Кантер........................358 Планирование дисциплины в классе....................358 Последствия проступков.......................................359 ~ зеимущества и недостатки :*хевиоральных моделей...................................359 -екоторые практические советы по оставлению плана классного руководства.. збо "огические выводы..............................................Збо Эффективность доводов и аргументов.................збо Зачем нужны доводы и аргументы?......................збо госпитание представлений : нравственности у школьников........................361 Разрешение конфликтов и прививка ценностей .. 361 1есять предупреждающих мер...........................362 Гсновные положения...................................363 -счтрольные вопросы.........................................364 :эбота в Интернете.............................................364 -гчомендуемая литература................................364 'ЛАВА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ОЦЕНИВАНИЕ........................................366 -ведение.......................................................зб/ Гсчовные вопросы.......................................367 ^змерение и оценка в школах....................367 Эсэмирующая и итоговая оценка.....................368 ВЕЧНОСТЬ педагогического оценивания.............368 распространение....................................................369 Влияние оценки на учащихся и учителей...........369 "едагогические цели и оценивание...........369 Г-ветственность учителей < "едагогические цели........................................370 Эценка педагогической компетентности..............37° '<<?еЛджер: педагогические цели.........................372 характеристики правильной постановки -ели действия........................................................372 "гмчлунд: основные и специфические цели......372 "г^меры целей по Мейджеру и Грунлунду.......373 Ei-jv>: Таксономия педагогических целей..........373 Ч-ов: Результаты обучения................................374 Тестовые проекты учителей........................375 Характеристики качественного инструмента диагностики............................377 Валидность...........................................................377 Очевидная валидность...........................................377 Содержательная валидность.................................377 Конструктная валидность......................................378 Критериальная валидность...................................378 Надежность...........................................................378 Виды надежности...................................................378 Факторы, влияющие на надежность.....................379 Стандартизованные тесты............................380 Для чего используют стандартизованные тесты... з8о Использование стандартизованных тестовых норм......................................................381 Уровневые нормы...................................................381 Возрастные нормы.................................................381 <?За> и <?против> стандартизованных тестов........381 Тесты, разработанные учителями.......................382 Эссе и объективные тесты...................................384 Рекомендации по составлению тестов.................385 Многоальтернативные задания.............................385 Представление результатов тестирования........386 Придание смысла результатам.............................386 Критериально-ориентированное тестирование................................................387 <?Тестирование> в Очава.....................................387 Тестирования в школах.......................................387 Какой подход лучше?............................................387 Процессуальные тесты.................................з88 Примеры процессуальных тестов.......................389 Оценка развития....................................................389 Процессуальная оценка мышления......................389 Публичный экзамен................................................389 Портфолио..............................................................389 Итоги и оценка процессуального оценивания..392 Аргументы в пользу метода процессуального оценивания...............................392 Правовые аспекты педагогической оценки.... 393 Три требования к педагогической оценке........393 Закон об обучении детей с отклонениями........393 Право на конфиденциальность и компетентность преподавания........................394 Заключительные соображения по поводу педагогической оценки.............394 Выдержанное вино..............................................394 Основные положения...................................395 Контрольные вопросы.........................................396 Работа в Интернете.............................................396 Рекомендуемая литература................................396 Эпилог...........................................................397 Глоссарий.....................................................399 Литература...................................................4°4
************** ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Книга Г. Лефрансуа <?Прикладная педагогическая психология> - популярнейший в США учебник по психологии для учителей - за последние четверть века выдержала 10 изданий, постоянно обновляясь и дополняясь автором. Перевод последнего ее издания на русский язык представляет нашему читателю широчайший охват психологических проблем педагогической практики, изложенных автором с учетом последних достижений психологической науки в доступной и увлекательной манере. Указанные достоинства книги Г. Лефрансуа позволяют рекомендовать ее не только будущим и практикующим педагогам, учителям, но и самой широкой аудитории - всем тем, кто интересуется психолого-педагогической проблематикой: обучением, воспитанием, руководством.
Все многообразные психолого-педагогические проблемы сгруппированы автором в пять разделов.
В первой части дается общее представление о соотношении психологии и педагогической практики, описываются основные модели обучения - центрированные на педагоге (директивные) и на учащемся (конструктивные), преподавание рассматривается с разных точек зрения: как принятие решений и решение задач, как развитие способностей учащихся, как мыслительная активность, мастерство и карьера педагога. Таким образом, первая часть обозначает основной круг психологических проблем педагогической практики.
Во второй части подробно рассматриваются проблемы развития в связи с педагогической практикой: обосновываются основные принципы развития, излагаются теории нравственного и языкового развития, отдельно и очень подробно анализируются основные теории социального и когнитивного развития, особое внимание уделяется теории Ж. Пиаже и Л. Выготского.
Третья часть посвящена рассмотрению основных теорий научения (поведенческих и когнитивных), когнитивных теорий мышления и памяти, основных подходов к обучению (когнитивных и гуманистических). Особый интерес в этом разделе вызывает, на наш взгляд, анализ практических преимуществ и границ применимости каждого из подходов. В четвертой части рассматриваются проблемы и источники индивидуальных различий в связи с обучением: проблемы интеллекта и творческих способностей, проблемы учащихся со специальными потребностями и нарушениями развития. Наряду с рассмотрением этих, традиционных для психологии проблем, большое внимание уделяется психологическим аспектам взаимодействия различных культур в образовании, практике мультикуль-турного образования. Наконец, пятая часть рассматривает те проблемы, которые в отечественной педагогической психологии обычно относят к психологии воспитания: мотивация учащихся, проблемы дисциплины и управления в классе, цели обучения и педагогическое оценивание.
По каждому вопросу в каждом из разделов излагаются альтернативные теоретические воззрения, в качестве аргументов привлекаются данные конкретных психологических исследований, поддерживающие или ставящие под сомнение то или иное положение, обсуждаются возможности практического применения, приводятся примеры и конкретные рекомендации. Таким образом, книга по своему содержанию может претендовать на статус энциклопедии по педагогической психологии.
Принципиальным достоинством книги, на наш взгляд, является то, что автору удалось найти оригинальный подход к решению очень важной проблемы, связанной с подготовкой будущих педагогов.
Сложившиеся традиции организационно и содержательно разделяют теоретическую подготовку будущих учителей, в частности - по психологии, и практику преподавания. Этот разрыв часто усиливается теоретическими курсами, имеющими к практике весьма отдаленное отношение. В результате у начинающего педагога складывается представление о психологических теориях как о чем-то несущественном для практики преподавания. Утверждается мнение, что психологические теории - сами по себе, а педагогическая практика - сама по себе. Положение усугубляется тем, что достижения психологии, в том числе - педагогической, не могут применяться в практике обучения напрямую. Их необходимо детализировать в конкретных методиках и рекомендациях, в дидактических принципах решения конкретных проблем обучения и воспитания. Наивно было бы предполагать, что такая детализация и конкретизация возможна силами самих психологов. Невозможно дать детальные рекомендации относительно всех возможных ситуаций педагогического взаимодействия, им несть числа. Г. Лефрансуа предлагает другой путь: начать с убеждений и представлений самих начинающих учителей, помочь сформировать у них собственное мнение об учащихся, о преподавании, наконец, о самих себе. И в качестве основы для этого использовать новейшие достижения психологии, касающиеся всех аспектов педагогической практики. Но чтобы повлиять на мнение преподавателей - начинающих и не только, требуется очень многое: убедительность и доходчивость изложения, полнота охвата тем, и, что не менее важно - увлекательность материала. Автор блестяще справился с поставленной задачей, о чем свидетельствует популярность этой книги и ее многократные переиздания. Нельзя не отметить также и то, что увлекательность и доступность изложения сочетается в книге с научно состоятельной аргументацией всех важных положений: книга изобилует не только забавными примерами из реальной практики и шутками, но и многочисленными описаниями серьезных психологических исследований.
Искреннюю симпатию вызывает стремление автора полноценно представить альтернативные теории и подходы по каждой рассматриваемой проблеме. Казалось бы, если существуют противоположные подходы к решению проблемы, то один подход должен уступать другому. Например, большинство из нас предпочитают демократический (конструктивный) стиль преподавания директивному (авторитарному), по крайней мере - на словах. Г. Лефрансуа дходит к этому вопросу очень взвешенно. Он подробно рассматривает все возможные достоинства, варианты, границы применимости и недостатки каждого из этих стилей, снабжая изложение примерами из тактики и результатами научных исследований. Но последнее слово оставляет за читателем, который теперь может осознанно выбрать ту или иную манеру преподавания в зависимости от конкретной педагогической ситуации.
Среди американских студентов и учителей этот учебник известен как книга о медведе, или просто медведь. При чем тут медведь? На этот вопрос предоставим возможность читателю получить ответ самостоятельно по мере чтения книги. Сам автор отмеччает, что медведь на страницах книги воспринимается одними - как метафора учителя, другими - как образ самого автора. На наш взгляд, образ медведя, наряду с обилием шутливых примеров, сопровождая читателя, иногда как бы независимо от содержания книги, вызывая иногда улыбку и даже смех, прекрасно уравновешивают серьезность изложения важных тем. Эта книга действительно подобна хорошему учителю. А хороший учитель, как известно - не просто излагает содержание предмета, но и мотивирует, иллюстрирует, объясняет, оценивает, показывает, вдохновляет - неважно как, возможно даже, говоря словами автора, <?стоя на голове и танцуя джигу>...
В. А. Якунин, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета А. Д. Наследов, доцент, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета Санкт-Петербург, октябрь 2002 г.
************** ... Однако в настоящее время, хотя техники директивного руководства в обучении по-прежнему являются неотъемлемой составляющей в школе, новые системы обучения центрированы на учащихся. В таких классах ученики более ответственно относятся к учебе и сами контролируют свое поведение. По-прежнему ли сохраняют свое значение старые стратегии массного руководства, проверенные временем? Да, утверждает Брофи (1998), хотя некоторые нюансы этих стратегий иногда нужно менять, чтобы они со-1тветствовали большей автономии сегодняшних школьников.
Противоречие между контролем и свободой в обучении
Многим родителям и учителям нравится считать себя либеральными и снисходительными, а не консервативными и строгими. Многие предпочитают демократические, а не автократические методы. учителя чаще всего, говоря о своем классе, описывают его как класс, в центре которого находится учащийся.
Насколько обязательно осуществлять контроль в классе, центрированном на учащихся? Этичен ли он? Не разрушает ли он ценности автономии и самоуправления каждого ребенка? Нет простых ответов на эти вопросы. А если бы они и были, то не возникало бы противоречий, так что у бихевиористов и гуманистов было бы гораздо меньше поводов для разногласий. В первую очередь нужно подумать о том, что контроль над поведением детей - основная составляющая воспитания. Ведь для успешного процесса социализации нужно, чтобы детям не позволяли совершать такие поступки, которые причиняют вред им и окружающим. Поэтому родители не разрешают детям играть с пищей, которая стоит на плите, вставлять ножи в электророзетки, спрыгивать с лестниц или разряжать огнестрельное оружие в гараже, кроме того, родители обучают детей социально приемлемому поведению, формируют представления ценностях и нравственности, о том, что дети <?должны> и <?не должны> делать. Это вовсе не случайность именно благодаря родительскому присмотру дети учатся не портить стены, не красть собственность чужих людей и не убивать соседских собак. Так, хотя бы частично, некоторые нормы поведения рзаиваются в результате родительского контроля. Не когда под контролем мы подразумеваем применение таких стратегий, как подкрепление, наказание, цели образцового поведения, логические объяснения или сочетание всех этих стратегий, тем не менее, контроль является основной составляющей всех стратегий. in loco parentis - латинское выражение, буквально означающее <?вместо родителей>. Утверждается, что права и обязанности учителей соответствуют правам и обязанностям родителей настолько, насколько общество наделяет их обязанностью заботиться о детях и обучатъ их.
Контроль в классе
Исторически сложилось мнение, что ситуация в классе похожа на семейное воспитание ребенка родителями. Официально признавалось, что учителя замещают родителей, то есть действуют как они in loco parentis. И действительно, сейчас в какой-то степени от учителей ждут, что они будут вести себя как мудрые, благоразумные и любящие родители. Тем не менее, как отмечают Гувер и Киндсфаттер (1997) (Hoover, Kindsvatter), официальная концепция loco parentis в наше время размывается и становится менее четкой. Теперь в случае судебных разбирательств школьникам предоставляют почти те же основные права и свободы, что и взрослым, а именно - права действовать и говорить без страха перед возмездием; равенство (учащиеся обладают теми же возможностями, привилегиями и к ним предъявляются те же требования, что и ко взрослым); с ними так же справедливо обращаются, как со взрослыми. Поэтому в рекомендациях по классному руководству часто приводятся такие наставления для учителей: <?сделайте это с учебником>, <?сделайте это письменно>, <?всегда сохраняйте копию>, <?никогда не бейте школьников> и так далее (см. Sesno, 1998, там приводится объяснение этих и еще 93 других советов).
Конечно, это не означает, что учитель, опасаясь нарушить права и свободы учеников, должен разрешать ученикам делать все, что им вздумается. На практике в некоторых ситуациях контроль над поведением учащихся может быть совершенно необходим, - как, например, в тех случаях, когда какой-то Джонни постоянно пытается поджечь библиотеку.
Учителя, в силу своего положения и обязанностей, вынуждены контролировать поведение учеников. В самом деле представляется вполне разумным заявить, что контроль - одна из самых важных обязанностей учителя, потому что, как указывают Эвертсон и Гаррис (1992) (Evertson, Harris), без контроля в классе обучение может оказаться неэффективным. Тем не менее, говоря о контроле, мы вовсе не обращаемся к внушению страха, характерному для некоторых школ в прошлом. Можно по-разному контролировать ситуацию или, по крайней мере, сделать так, что контролировать ситуацию будет значительно легче, и некоторым из этих способов можно научиться. Любовь, эмпатия, сердечность, искренность
ППК: Вероятно, стоит отметить, что не только Джонни одержим желанием поджигать книги. Вот, например, группа родителей недавно решила поджечь целую кучу учебников английского языка для средней школы, и потребовала их запрещения. При этом родители развели костер перед кабинетом школьной администрации. Страх перед пожаром - это одна из причин того, почему медведь в последнем издании стал таким политически корректным. Однако одежда для мальчика из хора не очень хорошо сидит на его непокорных плечах. ...
************** ... 2 Обзор проблемы развития
Таблица 2.3 Уровни нравственности Кольберга Кольберг определяет уровни нравственности с помощью нравственных дилемм. Примером была история Хейнца, жена которого умирала. Ее могло спасти только одно лекарство, но человек, который его изобрел и продавал, просил заоблачную цену. Хейнц не смог достать необходимую сумму. И он стал умолять лекаря снизить цену или позволить ему заплатить позже. Но лекарь отказался. Как должен поступить Хейнц? Имеет ли он право украсть лекарство? (Кольберг, 1969, с. 379). --- Уровень 1 Стадия 1. Наказание и послушание. Если он украдет, он может попасть в тюрьму (наказание)
Уровень 1 Стадия 2. Наивный гедонизм. Он может украсть лекарство и спасти свою жену, и он будет с ней, когда выйдет из тюрьмы (гедонистический мотив).
Уровень 2 Стадия 3. <?Хороший мальчик, прелестная девочка> Люди поймут, если ты украдешь лекарство, чтобы спасти жену, и они осудят тебя, если ты этого не сделаешь (важность общественного мнения).
Уровень 2 Стадия 4. Закон и порядок. Обязанность мужа - спасти свою жену, даже если для этого придется украсть (закон, честь, долг, сознание вины руководят поведением).
Уровень 3 Стадия 5. Нравственность. Муж имеет право на обладание лекарством, даже если ему нечем платить. Если лекарь этого не понимает, государство должно следить за подобными ситуациями (демократические законы, гарантия соблюдения прав личности)
Уровень 3 Стадия 6. Универсальные этические принципы. Несмотря на то что красть запрещено законом, это будет неправильно, если муж не украдет лекарство. Жизнь более ценна, чем доход лекаря (законы социально полезны, а не священны; совесть индивидуальна) --- Оценка модели Кольберга Исследование Кольберга оказало несомненно влияние на наше понимание нравственности и стимулировало появление аналогичных исследованш многие из которых подтвердили его выводы. Некоторые говорят, что такое понимание нравственности несколько ограничено и проблема нравственности не должна сводиться к вопросам справедливости и рационального принятия решений. Если вы попросите людей рассказать о тех моральных дилеммах, с которыми они сталкивались, и объяснить как и почему они повели себя в данной ситуации, мы получим интересную картину. Получается, что проблемы взрослых, их моральные дилеммы являются более практичными (Почему меня уволили? Почем я ей до сих пор нравлюсь?). Решения нравственной дилеммы отражают, как правило, культурную основу воспитания - например, религиозные убеждения Например, в китайской культуре, отличающейся глубокой набожностью, уважением к родителям и безусловным подчинением их воле, нравственные суждеия отличаются от суждений североамериканцев - это также называют сыновьим почтением*. По Кольбергу, практически все китайцы находятся на первом уровне нравственного развития - уровне наказания-послушания (Уолкер, 1995). Другие говорят, что истории, используемые Кольбергом, слишком абстрактны, особенно для маленьких детей. В этих историях слишком много деталей, слишком много приходится запоминать для решения дилемм. В результате, считается, что Кольберг недооценил уровень нравственного развития детей (Бутли, 1992).
* Сыновье почтение - явление, часто встречающееся в восточных культурах. Оно предполагает глубокое уважение, почтение и послушание по отношению к родителям, их интересы всегда стоят на первом месте (это не относится к моим детям - они типично западные)