Россия с точки зрения китайских ученых. Часть 1 (*+)
«Китай и Россия: переход к рынку» Сравнительный анализ по книге профессора Харбинского педагогического университета СЮЙ МИНА
Интерес в Китае к изучению путей развития СССР и России
Интерес в Китае к изучению нашего опыта обусловлен прежде всего тем, что в первые годы существования КНР Китай пытался повторить советский путь по формуле «учиться у старшего брата», развивать экономику по сталинской модели. Сюй Мин анализирует эту модель (систему). Ее главную особенность он видит в том, что можно назвать «социализмом осажденной крепости».
«Экономика Советского Союза перманентно испытывала на себе давление внешнеполитического фактора. Форсированное создание тяжелой и военной промышленности в довоенный период, сосредоточение всех ресурсов страны на обеспечении победы в войне с фашистской Германией, послевоенное развитие в условиях «холодной войны» и нарастающей гонки вооружений с США и НАТО фактически сделали «монофункциональными» и экономику страны, и ее хозяйственный механизм. Экономика была нацелена на обеспечение обороноспособности страны, а всему остальному отводилась сугубо подчиненная и второстепенная роль». (Стр. 29—30).
Сюй Мин отмечает два основных достоинства (преимущества) сталинской системы:
1/ «...способность... обеспечивать в кратчайшие сроки беспрецедентную концентрацию сил и средств на решение крупных стратегических задач (подчеркнуто мною. — Ю.К.), какими были, например, программы создания ядерного оружия, освоения космического пространства (первый искусственный спутник Земли и полет человека в космос)». (Стр. 36.)
2/ Забота о человеке. «...доступность населению жилья, образования, медицинского и социального обеспечения (пусть, как правило, по весьма скромным нормам)». (Стр.36-37.)
Сюй Мин ссылается также на характеристику советской системы американским синологом-экономистом Барри Наутоном, который в числе главных ее признаков отмечает «осуществление инвестиций в такие базовые сферы, как здравоохранение и образование». (Стр. 34.) Пока сталинскую систему не разрушили, народ был здоровым и образованным. «Господствующий класс» — дети. Рождаемость значительно превышала смертность. Когда Советский Союз вышел в космос, опередив США на несколько лет, в Америке засуетились, мол, как это так они нас обогнали, в чем причина? Пришли к выводу: уровень советского образования явно выше американского. Сюй Мин оценивает советскую (сталинскую) систему не абстрактно, не безотносительно, а с учетом ее места в конкретном периоде истории: «...признание экономических достижений СССР не тождественно признанию высокой эффективности и жизнеспособности советской хозяйственной системы, так сказать, «на все времена». (Стр. 37. Подчеркнуто мною. — Ю.К.). Когда наступили новые времена, новые конкретно-исторические условия, стали жизненно необходимыми реформы; переход к новой системе. Это была проблема и для СССР, России, и для Китая. Казалось бы, раз необходимы реформы, их надо проводить! Но, увы... здесь действовала не зависящая от воли людей закономерность, точнее, историческая случайность. Сталинская система создавала в обществе определенную психологическую атмосферу. Сюй Мин: «Постоянная государственная опека, сковывавшая инициативу наиболее активной части советского общества, давала в то же время большинству людей уникальное чувство психологической уверенности в завтрашнем дне» (стр. 37). Считаю это определение атмосферы в советском обществе верным в основном, но не полностью. Действительно, люди уверенно смотрели в завтрашний день. Не совсем корректно, однако, утверждение Сюй Мина, что государство сковывало инициативу наиболее активных. Что касается научно-технического творчества и ударного труда, то инициатива в этих направлениях всячески поощрялась. Другое дело инициатива политическая. Она подавлялась жестко, беспощадно. Последствия: реформы системы возможны были только по инициативе сверху, под руководством правителей. Почему же реформы в Китае привели к выдающимся достижениям, а в России к кризису? В Китае в критический период наверху оказался Дэн Сяопин, а в России — Горбачев и Ельцин. Для того чтобы рыночные реформы были продуманными и эффективными, надо учитывать уроки истории. Китайские политологи и экономисты изучают, анализируют не только свою историю, но и уроки истории бывшего «старшего брата», чтобы учесть и положительный опыт, и, главным образом, ошибки, чтобы их не повторить. Особенно важно для китайских коллег изучить те ошибки и их причины, которые привели Россию к жесточайшему кризису в ходе «перестройки» и «реформ» последних лет.
Интерес в России к изучению опыта реформ в КНР
Итак, в Китае обоснованный интерес к нашему российскому опыту. А для нас представляет интерес опыт Китая? Ведь мы были «старшим братом», за которым КНР следовала. Были... Когда-то... А теперь мы отброшены на окраину цивилизации. В Ниигате проходила международная экономическая конференция. Один из представителей делегации Китая заявил: к развитым странам Северо-Восточной Азии относятся Япония, Южная Корея и Китай, а Россия, Монголия и Северная Корея «просто путаются у них под ногами». («АиФ. Дальинформ». 2002, № 6. Стр. 1.) Сказано резко, но доля истины в этой формуле есть. Наша задача — встать на ноги, возродить Россию, повернуть на курс продуманных и эффективных реформ. В этой связи российским политологам и экономистам надо основательно изучить опыт реформ в Китае.
Сравнения показателей экономики и результатов реформ
Сюй Мин отмечает: в 1949 году уровень развития производительных сил в Китае «был существенно ниже, чем в 1917 году в России» (стр. 52).
(таблица)
Вот с какого низкого уровня они начали! При огромных трудностях. Большая часть населения, самого многочисленного в мире, жила чуть выше нищеты, удовлетворяя только элементарные потребности. Казалось, они нас никогда не догонят, но в кратчайший исторический срок они догнали СССР, а затем оставили Россию далеко позади.
(таблица)
Эти цифры убедительно свидетельствуют: преодолевая огромные объективные трудности, а также последствия «Большого скачка» и «Великой пролетарской культурной революции», Китай в 70-е и 80-е годы уверенно нас догонял и начал перегонять. Нам надо исследовать, в чем были причины этих выдающихся достижений, каков, был политический и экономический механизм стремительного подъема Китая. Цифры свидетельствуют: после развала СССР экономика России стремительно покатилась вниз. Сюй Мин отмечает: «...за четыре года рыночных реформ экономический спад в России составил 50 %, тогда как за четыре года Великой Отечественной войны — всего 25 %». (Стр. 163-164). В чем же причины жесточайшего кризиса? Что об этом думают китайские аналитики?