| От | Pokrovsky~stanislav | |
К | Привалов | |
Дата | 10.05.2003 18:40:20 | |
Рубрики | Образы будущего; | |
Re: Необходимо спорить.
По какой причине?
Да просто потому, что РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА в России и на Западе суть разные ипостаси. Система образования Запада такова, что она готовит профессионала-специалиста. Ноборот, наш, СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА, работник умственного труда - человек с достаточно разносторонним университетским типом образования. Если, конечно, получал образование, а не диплом. Парадоксально, конечно, но это относится именно к техническому образованию. Самому массовому в Советском Союзе. Именно работники умственного труда естественно-научного и инженерного профиля отличались высокой профессиональной мобильностью, УСПЕШНО РЕАЛИЗУЯ СЕБЯ и в роли офицеров, и меняя по нескольку достаточно удаленных друг от друга сфер деятельности в производстве и науке, являясь главным поставщиком кадров для государственного и хозяйственного управления в нижнем и среднем звене(города, области, заводы). Гуманитарное же образование у нас было ближе к западному - узковатым и ублюдочным. В 70-х годах я был на смерть поражен высказыванием достаточно пожилой дамы в адрес меня и моих друзей в театре. Вы, говорит, ребята, из технического вуза? - Да! - Оно, говорит, и видно - вам театр интересен. А моих студентов-гуманитариев палкой не загонишь ни в театр сходить, ни книгу прочесть, уже мыслить совсем разучились. Оказалась преподавательницей МГУ.
Так что, скорее, все наоборот. Боннэр, Ковалев, Гайдар и иже с ними - ПРИСВОИЛИ себе принадлежность к интеллигентскому сословию. Будучи на самом деле АРИСТОКРАТИЕЙ, ЗАКРЕПИВШЕЙ ЗА СОБОЙ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПУБЛИЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ. Но не обладая для этого ничем, кроме самого добытого по линии номенклатурной солидарности(в высшем идеологическом эшелоне) сословного права: ни общей культурой, ни достаточным знанием, ни человеческой порядочностью.
И наоборот, техническая и естественнонаучная интеллигенция в силу особенностей образовательной подготовки и общей профессионально обусловленной погруженности в жизнь народа - наиболее близка к классическому типу интеллигенции и даже классическому русскому типу служилого дворянства. Того, которое получило из уст Маркса похвалу: как наилучшие ЛЮДИ(он их противопоставлял немецким офицерам).
***************
Кстати, на ранней стадии перестройки, когда дело еще не дошло до основ, а начиналась дискуссия в "Правде" о проблемах улучшения СССР, вопрос об аристократии в области умственного труда, о том, что в гуманитарной сфере возникло откровенное препятствование вливанию в эту сферу свежих людей, не связанных с уже закрепившимися семейными и клановыми узами,- дискутировался очень интенсивно. Даже возникла рубрика читательской почты "Аристократия духа"("Правда", 1985 г.)
*******************
Я с Вами соглашусь, что мне не следует нападать на Добрыню, даже извинюсь перед ним, если он-таки имел в виду под словом "интеллигенция" ту самую "аристократию духа". Но смешивать эту жалкую прослойку, жалкую ТУСОВКУ околовластного и околотелевизионного БОМОНДА с массовым, многомиллионным слоем инженеров, учителей, научных работников, врачей и офицеров - явно не следует. Имя "интеллигенция" - по праву принадлежит массовому слою. Тем, кому народ ежедневно доверяет свое здоровье, образование и воспитание своих детей, кому доверяет управлять собой на производстве. Людям, которым только ввиду получения ими высшего образования, каждый день приходится, кроме узкопрофессиональных, принимать кадровые, снабженческие, решения, воспитывать подчиненных рабочих, а преподавательскому составу - преподносить студентам, кроме схем и формул, еще и мировоззрение. То же - и у офицеров. В гораздо большей степени - у учителей.
И эта, социальная, составляющая СВЕРХ профессионально-обусловленных функций, - как бы не главная работа НАШЕЙ интеллигенции. И эту роль наша интеллигенция несет со времен Петра. Что собственно и сделало Россию и Советский Союз ЕДИНСТВЕННОЙ цивилизацией, всерьез бросившей геополитический вызов экспансии евроцентризма.
Она работала тем самым передаточным звеном, которое воспринимало научные, культурные и производственные успехи Запада и пересаживала их на русскую почву. Приспосабливая народ к восприятию и освоению этих достижений, как родных. Внося изменения в технические достижения Запада такого рода, чтобы они были пригодны для российской жизни. Неоднократно при этом обгоняя западную мысль.
Именно поэтому российская интеллигенция - не аналог западного специалиста умственного труда. Потребность в непрерывной догоняющей модернизации как условии самосохранения русской цивилизации перед внешними угрозами превращало наших работников умственного труда в совершенно уникальное в мировой культуре явление - в своеобразный общероссийского масштаба Комитет общественного спасения. Которому всегда есть дело до всего. Независимо от профессии интеллигента. Вот настоящая роль интеллигенции в нашей цивилизации. И когда власть имущим, СОСЛОВИЮ правителей(управленцев) начинало казаться, что все уже очень хорошо, что все ясно и понятно, это сословие прижимало хвост интеллигенции - "туда не ходи - сюда ходи". И именно тогда начинались провалы в развитии, техническое и военное отставание, требовавшее очередных крутых реформ, революций, переворотов.
*******
И сегодня, когда угроза ликвидации русской цивилизации встала во всей своей неприглядности, нам позарез необходима именно ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, а не пролетарии умственного труда. Мятущаяся, спорящая друг с другом до хрипоты. Спорящая потому, что у нее творческая задача - пересадить, приспособить то, в чем мы отстали, на русскую землю. Да так, чтобы оно прижилось и дало ростки, чтобы чуть позже эти ростки дали такую поросль, против которой ни немец, ни американец не решились бы соваться.
Воспринять технику, технологию, методы драки на рынках, приспособить под новые технические реалии государственное управление, организацию хозяйства и самой жизни русских.
А Максим говорит: наоборот - давить интеллигенцию. С лопатами и тяпками - против суперсовременной американской военной техники собрался? Пусть идет. А вот других тащить не надо. А я так понимаю, что через считанные годы, уже в этом десятилетии, наш знаменитый ракетно-ядерный щит станет ФИКЦИЕЙ. Он будет беспомощен против обезоруживающего неядерного(или ядерного малой мощности) упреждающего удара ДО СТАРТА наших ракет. И времени подготавливать революционную смену власти, производить потом перестройку всего хозяйства - уже нет. Оборону надо создавать на основе действующей капиталистической экономики, придавая ей новые измерения. Русские. Именно - специфически русские. Экономика для выживания, а не для прибыли. Всенародная экономика, несмотря на частный характер владения предприятиями. Как - а вот, блин, думать надо! Так, как веками уже думает русская интеллигенция, а не пролетарии умственного труда. Не просто освоить выработку электричества, а заодно придумать экономящий топливо, приспособленный именно к реалиям русского климата теплофикационный цикл. Не просто спроектировать электростанцию, а разработать План ГОЭЛРО, включающий в себя ко всему прочему привязку к перспективным месторождениям и будущим заводам - за несколько лет до появления на свет Советского правительства, единственно способного этот план реализовать.
Вот и сейчас необходимо думать именно так. Соединяя формулы и графики из глубин физики или микроэлектроники с наличными силами, возможностями кооперирования, с демографией и природно-климатическими условиями. Думать вместо власти, думать - вместо промышленников. Думать как ЗАСТАВИТЬ власть и промышленников работать не на себя, любимых, а на Родину.
Кто этим заниматься будет? - Рабочий класс, крестьянство? - Только интеллигенция. И большое наше счастье, что в кои-то веки ситуация сложилась так, что интеллигенция в массовых масштабах приобрела экономические зубы - в лице малого и среднего бизнеса,- в который ее ВПИХНУЛА жизнь. И эти зубки подрастают и становятся острее с каждым днем.