Во-первых, как пример хорошей фентези я там перечислила авторов, а не книги. Чтобы не возникло недоразумений, уточню, что у многих из этих авторов не все книги относятся к данному жанру.
Например, у Льюиса под Ваше определение, пожалуй, попадает "Космическая трилогия". У Мэри Стюарт -- артурианский цикл. Ле Гуин -- цикл про Земноморье. И т.д.
Забыла упомянуть еще Ольгу Ларионову, у нее к Вашему определению подходит трилогия "Чакра Кентавра" (явно ненаучная фантастика, и с элементами мистики).
Это, конечно, далеко не полный список хороших авторов, пишущих в этом жанре. Просто то, что первым приходит в голову. Ну и соответственно большинство книг -- те, которые мы читали последние два года, читанные ранее труднее перечислить (надо же еще проверить на соотвествие Вашему определению :), кроме совсем уж запомнившихся типа Толкина и Льюиса.
Еще уточню свое мнение по поводу Ваших слов:
>Так же, как для нас плохо, если наши дети с утра до ночи смотрят >американские фильмы и мультфильмы. Если Вы хотите своего ребенка >воспитать американцем - флаг Вам в руки, пусть смотрит, читает и >пережевывает. А я лично не хочу, чтобы мой ребенок вырос американцем, >китайцем или новозеландцем.
С телевидением более сложный вопрос, но вот в части книг я не считаю нужным ограничивать количество книг авторов какой-либо страны. Нравится ребенку английская литература, или французская, или американская, или украинская, или скандинавская -- пусть читает без каких-то ограничений. Вот что меня будет беспокоить -- так это качество читаемых книг. Если литература хорошая, то ничего плохого в увлечении какой-то национальной культурой я не вижу. Тем более, что эти увлечения за время взросления кучу раз смениться успеют скорее всего. А воспитанию русским увлечение той же европейской или японской литературой не мешает. ИМХО. Но конечно, я постараюсь, чтобы чтение русской литературы от этого не пострадало.
Теперь по поводу расизма и фашизма как свойства данного жанра.
Ниже я привожу отрывки из первой части "Космической трилогии" Льюиса -- "За пределы безмолвной планеты". Может быть, прочитав это, Вы поймете, почему для меня дикими выглядят Ваши и Александра слова о расизме как неотъемлемом свойстве фэнтези (ну, Вы не совсем так говорили, но Александру не возразили). И ведь речь не только о Льюисе -- ни у одного из авторов, которых я приводила как пример хорошей фентези, нет и намека на расизм. ИМХО. (разве что орки у Толкина)
Чтоб было понятно: Малакандра -- это Марс, Рэнсом -- землянин, случайно туда попавший, хнау -- разумное существо, Уарса -- нечто типа бога.
=============================================================== Судя по всему, на Малакандре разумом обладали три различные расы, и ни одна из них до сих пор не истребила другие. Для Рэнсома было очень важно, какая раса занимает господствующее положение. -- Которые хнау правят? -- спросил он. -- Правит Уарса, -- ответили ему. -- Он -- хнау? Хроссы пришли в замешательство. По их мнению, такой вопрос лучше было бы задать серони. Возможно, Уарса -- хнау, но он не похож на других хнау: он не умирает, у него нет детей. -- Так значит, серони знают больше, чем хроссы? Хроссы заспорили между собой. Никто не мог дать ясного ответа. С одной стороны, серони (то есть сорны) совершенно беспомощны в управлении лодкой, не сумеют добыть моллюсков, даже если будут погибать от голода; почти не способны плавать; лишены поэтического дара, и даже когда хроссы сочиняют для них стихи, сорны понимают только простейшие из них. С другой стороны, серони лучше всех изучили звезды, толкуют самые непонятные высказывания Уарсы, и от них можно услышать о том, что происходило на Малакандре в давние времена, про которые все уже забыли. "Ага, значит серони -- интеллигенция, -- заключил Рэнсом. -- Должно быть, они и есть настоящие правители, хотя и скрывают это". Он попытался узнать, что будет, если сорны воспользуются своей мудростью и заставят хроссов работать на себя. Яснее выразить свою мысль по-малакандрийски Рэнсом не смог (на Земле это бы звучало: "используют свои научные достижения для эксплуатации соседей, стоящих на более низкой ступени развития"). Впрочем, он зря старался: как только было упомянуто, что сорны плохо воспринимают поэзию, хроссы немедленно перешли на литературную тему. И из последовавшего горячего обсуждения -- по-видимому, вопросов поэтического мастерства -- Рэнсом не понял ни слова. =============================================================== Подготовка к боевым действиям против хнакры позволяла Рэнсому заговорить на интересующую его тему. Он не знал местного слова со значением "война", поэтому спросил, как сумел: -- Бывает ли у вас, чтобы серони, или хросса, или пфифльтригги вот так, с оружием в руках, шли друг против друга? -- А зачем? -- удивился хросс. Объяснить оказалось не так-то просто. -- Например, -- наконец сказал Рэнсом. -- у одною народа что-то есть, а другой народ хочет забрать это себе, но первый народ не соглашается отдать... Могут тогда другие применить силу? Могут сказать: "Отдайте, или мы вас перебьем?" -- Что же они могут потребовать? -- Ну, например, еду. -- Если другим хнау нужна еда, почему же не дать? Мы часто так и делаем. -- А если вам самим не хватает? -- Волею Малельдила еда произрастает постоянно. -- Но послушай, Хьои, если у вас будет нес больше и больше детей, можно ли надеяться, что Малельдил расширит хандрамит и вырастит достаточно пищи для всех? -- О таких вещах знают серони. Но зачем нам больше детей? ===============================================================
А теперь разговор с сорном (вторая раса, серони):
=============================================================== -- Но как же хроссы, разве они позволяют вам опустошать их леса? -- А что они могут иметь против? -- Хроссы подчиняются вам? -- Они подчиняются Уарсе. -- А вы кому подчиняетесь? -- Уарсе. -- Но вы же знаете больше, чем хроссы? -- Хроссы умеют только сочинять стихи, ловить рыбу и выращивать растения. Больше они ничего не знают. =============================================================== -- Хроссам следовало бы объяснить тебе другую дорогу. Они, видно, не могут по внешнему виду определить, какие у тебя легкие и что ты в состоянии выдержать. Это так похоже на хроссов. Умри ты на харандре, они сложили бы поэму про отважного челховека, про то, как небо почернело и засверкали звезды, а он все шел и шел; и конечно, перед смертью ты бы произнес замечательную речь. Им бы и в голову не пришло, что прояви они чуточку осмотрительности -- можно было бы сохранить тебе жизнь, отправив по другой дороге. -- Я люблю хроссов, -- сказал Рэнсом немного напряженным тоном. -- И мне кажется, о смерти они говорят правильно. -- Они правы, что не боятся ее, Рен-сум, но они не умеют относиться к ней разумно, не понимают, что смерть -- естественное свойство наших тел, и нередко, сами того не ведая, умирают напрасно. Например, вот эта штука спасла жизнь многим хроссам, но ни один из них даже не подумает о том, чтобы взять ее в дорогу. ===============================================================
А это их разговора с пфифльтриггом (третья раса):
=============================================================== Рэнсом решил переменить тему и задал вопрос, который уже давно интересовал его. -- Объясни мне, -- сказал он, -- как получилось, что вы, сорны и хроссы -- все говорите на одном языке. Ведь у вас, наверное, очень по-разному устроены зубы, небо и гортань. -- Ты прав, -- согласился пфифльтригг. -- Когда-то у нас были разные языки, да и сейчас еще мы говорим на них у себя дома. Но потом все выучили речь хроссов. -- А почему? -- спросил Рэнсом, все еще мыслящий понятиями земной истории. -- Разве хроссы когда-нибудь правили всеми остальными? -- Не понимаю. Они умеют замечательно говорить и петь песни. У них больше слов, и слова лучше. Речь моего народа никто не учит, потому что все самое важное мы говорим через камень, или кровь Солнца, или звездное молоко. И речь сорнов никому не нужна, потому что можно любыми словами объяснить их знания -- они от этого не изменятся. Но с песнями хроссов этого не сделаешь. Их языком говорят по всей Малакандре. Я говорю на нем с тобой, потому что ты не из моего народа. С сорнами я тоже говорю на нем. Но дома мы говорим на своих старых языках. Это видно по именам. У сорнов протяжные имена, например, Эликан, Аркал, Белмо или Фалмэй. А у хроссов имена, как мех, вроде Хнох, Хнихи, Хьои или Хлитхна. -- Значит, лучшая поэзия получается на самом трудном языке. -- Пожалуй, -- сказал пфифльтригг. -- Ведь и лучшие картины -- из самого твердого камня. =============================================================== -- А кто у вас следит за порядком? -- спросил Рэнсом. -- К примеру, те, которые работают в копях -- разве они довольны своим положением, как другие, которые делают картины на стенах? -- Рудники открыты для всех; каждому приходится заниматься этой работой. Каждый копает для себя столько, сколько ему нужно. А как же иначе? -- У нас все по-другому. -- Значит, у вас получается порченая работа. Разве можно работать с кровью Солнца, если ты не был там, где она рождается, и не научился отличать друг от друга разные ее виды, и не провел рядом с нею много-много дней, вдали от света небес, чтобы она вошла в твою кровь и твое сердце, как будто ты мыслишь ею, и ешь ее, и плюешь ею? -- У нас она лежит очень глубоко, так что ее трудно достать, и те, кто ее выкапывают, должны тратить всю свою жизнь на это искусство. -- А им это нравится? -- Не думаю... Не знаю. Им ничего другого не остается, потому что им не дадут еды, если они перестанут работать. Канакаберака подергал носом. -- Значит, у вас нет вдоволь еды? -- Не знаю, -- ответил Рэнсом. -- Я всегда хотел узнать ответ на этот вопрос, но никто не мог объяснить мне. А разве вас, Канакаберака, никто не заставляет работать? -- Как же: женщины, -- сказал пфифльтригг и издал свистящий звук, который, видимо, следовало понимать как смех. ===============================================================