ОтМаринаОтветить на сообщение
КМарина
Дата02.06.2003 11:50:01Найти в дереве
РубрикиПрочее; История; Манипуляция; Идеология;Версия для печати

Дополнение: расизм и фашизм как свойства фэнтези


Здравствуйте, Сепулька!

Дополнение к предыдущему письму.

Во-первых, как пример хорошей фентези я там перечислила авторов, а не книги. Чтобы не возникло недоразумений, уточню, что у многих из этих авторов не все книги относятся к данному жанру.

Например, у Льюиса под Ваше определение, пожалуй, попадает "Космическая трилогия". У Мэри Стюарт -- артурианский цикл. Ле Гуин -- цикл про Земноморье. И т.д.

Забыла упомянуть еще Ольгу Ларионову, у нее к Вашему определению подходит трилогия "Чакра Кентавра" (явно ненаучная фантастика, и с элементами мистики).

Это, конечно, далеко не полный список хороших авторов, пишущих в этом жанре. Просто то, что первым приходит в голову. Ну и соответственно большинство книг -- те, которые мы читали последние два года, читанные ранее труднее перечислить (надо же еще проверить на соотвествие Вашему определению :), кроме совсем уж запомнившихся типа Толкина и Льюиса.

Еще уточню свое мнение по поводу Ваших слов:

>Так же, как для нас плохо, если наши дети с утра до ночи смотрят
>американские фильмы и мультфильмы. Если Вы хотите своего ребенка
>воспитать американцем - флаг Вам в руки, пусть смотрит, читает и
>пережевывает. А я лично не хочу, чтобы мой ребенок вырос американцем,
>китайцем или новозеландцем.

С телевидением более сложный вопрос, но вот в части книг я не считаю нужным ограничивать количество книг авторов какой-либо страны. Нравится ребенку английская литература, или французская, или американская, или украинская, или скандинавская -- пусть читает без каких-то ограничений. Вот что меня будет беспокоить -- так это качество читаемых книг. Если литература хорошая, то ничего плохого в увлечении какой-то национальной культурой я не вижу. Тем более, что эти увлечения за время взросления кучу раз смениться успеют скорее всего.
А воспитанию русским увлечение той же европейской или японской литературой не мешает. ИМХО.
Но конечно, я постараюсь, чтобы чтение русской литературы от этого не пострадало.

Теперь по поводу расизма и фашизма как свойства данного жанра.

Ниже я привожу отрывки из первой части "Космической трилогии" Льюиса -- "За пределы безмолвной планеты".
Может быть, прочитав это, Вы поймете, почему для меня дикими выглядят Ваши и Александра слова о расизме как неотъемлемом свойстве фэнтези (ну, Вы не совсем так говорили, но Александру не возразили).
И ведь речь не только о Льюисе -- ни у одного из авторов, которых я приводила как пример хорошей фентези, нет и намека на расизм. ИМХО. (разве что орки у Толкина)

Чтоб было понятно: Малакандра -- это Марс, Рэнсом -- землянин, случайно туда попавший, хнау -- разумное существо, Уарса -- нечто типа бога.

===============================================================
Судя по всему, на Малакандре разумом обладали три
различные расы, и ни одна из них до сих пор не истребила
другие. Для Рэнсома было очень важно, какая раса занимает
господствующее положение.
-- Которые хнау правят? -- спросил он.
-- Правит Уарса, -- ответили ему.
-- Он -- хнау?
Хроссы пришли в замешательство. По их мнению, такой вопрос
лучше было бы задать серони. Возможно, Уарса -- хнау, но он не
похож на других хнау: он не умирает, у него нет детей.
-- Так значит, серони знают больше, чем хроссы?
Хроссы заспорили между собой. Никто не мог дать ясного
ответа. С одной стороны, серони (то есть сорны) совершенно
беспомощны в управлении лодкой, не сумеют добыть моллюсков,
даже если будут погибать от голода; почти не способны плавать;
лишены поэтического дара, и даже когда хроссы сочиняют для них
стихи, сорны понимают только простейшие из них. С другой
стороны, серони лучше всех изучили звезды, толкуют самые
непонятные высказывания Уарсы, и от них можно услышать о том,
что происходило на Малакандре в давние времена, про которые все
уже забыли.
"Ага, значит серони -- интеллигенция, -- заключил Рэнсом.
-- Должно быть, они и есть настоящие правители, хотя и скрывают
это".
Он попытался узнать, что будет, если сорны воспользуются
своей мудростью и заставят хроссов работать на себя. Яснее
выразить свою мысль по-малакандрийски Рэнсом не смог (на Земле
это бы звучало: "используют свои научные достижения для
эксплуатации соседей, стоящих на более низкой ступени
развития"). Впрочем, он зря старался: как только было
упомянуто, что сорны плохо воспринимают поэзию, хроссы
немедленно перешли на литературную тему. И из последовавшего
горячего обсуждения -- по-видимому, вопросов поэтического
мастерства -- Рэнсом не понял ни слова.
===============================================================
Подготовка
к боевым действиям против хнакры позволяла Рэнсому заговорить
на интересующую его тему. Он не знал местного слова со
значением "война", поэтому спросил, как сумел:
-- Бывает ли у вас, чтобы серони, или хросса, или
пфифльтригги вот так, с оружием в руках, шли друг против друга?
-- А зачем? -- удивился хросс.
Объяснить оказалось не так-то просто.
-- Например, -- наконец сказал Рэнсом. -- у одною народа
что-то есть, а другой народ хочет забрать это себе, но первый
народ не соглашается отдать... Могут тогда другие применить
силу? Могут сказать: "Отдайте, или мы вас перебьем?"
-- Что же они могут потребовать?
-- Ну, например, еду.
-- Если другим хнау нужна еда, почему же не дать? Мы часто
так и делаем.
-- А если вам самим не хватает?
-- Волею Малельдила еда произрастает постоянно.
-- Но послушай, Хьои, если у вас будет нес больше и больше
детей, можно ли надеяться, что Малельдил расширит хандрамит и
вырастит достаточно пищи для всех?
-- О таких вещах знают серони. Но зачем нам больше детей?
===============================================================

А теперь разговор с сорном (вторая раса, серони):

===============================================================
-- Но как же хроссы, разве они позволяют вам
опустошать их леса?
-- А что они могут иметь против?
-- Хроссы подчиняются вам?
-- Они подчиняются Уарсе.
-- А вы кому подчиняетесь?
-- Уарсе.
-- Но вы же знаете больше, чем хроссы?
-- Хроссы умеют только сочинять стихи, ловить рыбу и
выращивать растения. Больше они ничего не знают.
===============================================================
-- Хроссам следовало бы объяснить тебе другую дорогу.
Они, видно, не могут по внешнему виду определить, какие у тебя
легкие и что ты в состоянии выдержать. Это так похоже на
хроссов. Умри ты на харандре, они сложили бы поэму про
отважного челховека, про то, как небо почернело и засверкали
звезды, а он все шел и шел; и конечно, перед смертью ты бы
произнес замечательную речь. Им бы и в голову не пришло, что
прояви они чуточку осмотрительности -- можно было бы сохранить
тебе жизнь, отправив по другой дороге.
-- Я люблю хроссов, -- сказал Рэнсом немного напряженным
тоном. -- И мне кажется, о смерти они говорят правильно.
-- Они правы, что не боятся ее, Рен-сум, но они не умеют
относиться к ней разумно, не понимают, что смерть --
естественное свойство наших тел, и нередко, сами того не ведая,
умирают напрасно. Например, вот эта штука спасла жизнь многим
хроссам, но ни один из них даже не подумает о том, чтобы взять
ее в дорогу.
===============================================================

А это их разговора с пфифльтриггом (третья раса):

===============================================================
Рэнсом решил переменить тему и задал вопрос,
который уже давно интересовал его.
-- Объясни мне, -- сказал он, -- как получилось, что вы,
сорны и хроссы -- все говорите на одном языке. Ведь у вас,
наверное, очень по-разному устроены зубы, небо и гортань.
-- Ты прав, -- согласился пфифльтригг. -- Когда-то у нас
были разные языки, да и сейчас еще мы говорим на них у себя
дома. Но потом все выучили речь хроссов.
-- А почему? -- спросил Рэнсом, все еще мыслящий понятиями
земной истории. -- Разве хроссы когда-нибудь правили всеми
остальными?
-- Не понимаю. Они умеют замечательно говорить и петь
песни. У них больше слов, и слова лучше. Речь моего народа
никто не учит, потому что все самое важное мы говорим через
камень, или кровь Солнца, или звездное молоко. И речь сорнов
никому не нужна, потому что можно любыми словами объяснить их
знания -- они от этого не изменятся. Но с песнями хроссов этого
не сделаешь. Их языком говорят по всей Малакандре. Я говорю на
нем с тобой, потому что ты не из моего народа. С сорнами я тоже
говорю на нем. Но дома мы говорим на своих старых языках. Это
видно по именам. У сорнов протяжные имена, например, Эликан,
Аркал, Белмо или Фалмэй. А у хроссов имена, как мех, вроде
Хнох, Хнихи, Хьои или Хлитхна.
-- Значит, лучшая поэзия получается на самом трудном
языке.
-- Пожалуй, -- сказал пфифльтригг. -- Ведь и лучшие
картины -- из самого твердого камня.
===============================================================
-- А кто у вас следит за порядком? -- спросил Рэнсом. -- К
примеру, те, которые работают в копях -- разве они довольны
своим положением, как другие, которые делают картины на стенах?
-- Рудники открыты для всех; каждому приходится заниматься
этой работой. Каждый копает для себя столько, сколько ему
нужно. А как же иначе?
-- У нас все по-другому.
-- Значит, у вас получается порченая работа. Разве можно
работать с кровью Солнца, если ты не был там, где она
рождается, и не научился отличать друг от друга разные ее виды,
и не провел рядом с нею много-много дней, вдали от света небес,
чтобы она вошла в твою кровь и твое сердце, как будто ты
мыслишь ею, и ешь ее, и плюешь ею?
-- У нас она лежит очень глубоко, так что ее трудно
достать, и те, кто ее выкапывают, должны тратить всю свою жизнь
на это искусство.
-- А им это нравится?
-- Не думаю... Не знаю. Им ничего другого не остается,
потому что им не дадут еды, если они перестанут работать.
Канакаберака подергал носом.
-- Значит, у вас нет вдоволь еды?
-- Не знаю, -- ответил Рэнсом. -- Я всегда хотел узнать
ответ на этот вопрос, но никто не мог объяснить мне. А разве
вас, Канакаберака, никто не заставляет работать?
-- Как же: женщины, -- сказал пфифльтригг и издал
свистящий звук, который, видимо, следовало понимать как смех.
===============================================================

Всего доброго,
Марина