| От | Львович |  |
К | Львович | |
Дата | 25.03.2003 05:45:56 |  |
Рубрики | Авиация; |  |
Re: система безаэродромного...
мне дали одну большую статью про МИГ-19 - вот текстовый фрагмент оттуда, а целиком могу по почте, но кроме текста да известного фото там нет ничего более по данной теме. так, для общего развития. Вроде была публикация в Авиации и Время - перед глазами обложка с голубым МиГ-19 стоит, но самого журнала найти не могу, из имеющихся.
Николай Якубович
"На пути к сверхзвуку"
КРЫЛЬЯ РОДИНЫ
11-12 1995
1-2 1996
ОПЫТНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
В процессе эксплуатации и даже после принятия на вооружение МиГ-21 шло непрерывное совершенствование МиГ-19, искались пути расширения его боевых возможностей.
Первой модификацией серийного МиГ-19 стал СМ-10. Оснащенный системой дозаправки топливом в полете, самолет был испытан в 1955 году. Приемная штанга размещалась на левой консоли крыла. Заправка осуществлялась от Ту-16 на высотах 9000
— 10000 м и приборной скорости полета 450 — 500 км/ч. Топливо перекачивалось в баки истребителя в течение 3 минут. СМ-10 постигла участь его предшественников, самолетов Миг-15 аналогичного назначения.
В 50-е годы в ОКБ разрабатывалась крылатая ракета Х-20, входившая в состав вооружения носителя Ту-95К. Для отработки бортовых систем ракеты был выпущен самолет СМ-20, подвешивавшийся на земле под фюзеляж Ту-95 и сбрасывавшийся в воздухе. Непосредственным исполнителем этой работы был летчик-испытатель ЛИИ Султан Амет Хан. Бытует мнение, что СМ-20 создавался для обороны Ту-95 и мог стартовать и подцепляться под носитель в полете, подобно комплексу США, состоявшему из авиаматки В-36 и разведчика Р-84К. Думаю, что это не соответствует действительности, так как стыковка Ту-95 и СМ-20 в полете сопряжена с целым рядом трудностей, одна из которых попадание в струю от воздушных винтов бомбардировщика. У самолета В-36 с толкающими воздушными винтами это сделать было несколько проще, так как устройство подхвата размещалось впереди крыла. Да и американцы приняли на вооружение разведывательный комплекс почти за десять лет до появления СМ-20.
МиГ-19 использовался в качестве имитатора первой отечественной противорадиолокационной ракеты, в результате в первом же пуске с самолета-носителя ракета поразила цель, и это существенно сократило всю программу испытаний.
В годы Великой Отечественной войны широкое распространение получили аэродромы подскока. С расположенных вблизи линии фронта взлетных площадок в любой момент могли взлететь истребители для перехвата противника. Прошли годы. Однако повторить эту идею, используя реактивные самолеты, не представлялось возможным из-за их потребности во взлетно-посадочных полосах, если и не с искусственным покрытием, то, во всяком случае, большой длины, что не обеспечивало скрытности.
Систему катапультного старта создавали, прежде всего, для ПВО, и предназначалась она для защиты северных границ, а также объектов на Новой Земле. Для решения этой задачи был предложен старт с пусковой установки на колесном ходу. В дополнение к штатным двигателям под фюзеляжем серийного МиГ-19 установили твердотопливный двигатель ПРД-22. Самолет с помощью лебедки затягивали на направляющие транспортно-пусковой установки, для чего по бокам фюзеляжа использовали специальные колодки. Подготовка к полету завершалась заправкой самолета горючим. Для старта требовалось выполнить еще одну операцию, вырыть довольно большую яму—лоток сзади транспортно-пусковой установки, предназначенную для снижения воздействия газовых струй на грунт. Об огромной силе этих струй любопытно привести свидетельство ведущего инженера НИИ ВВС Н. Н. Борисова:
«После прекращения испытаний на одной из стартовых позиций команда аэродромного обслуживания решила воспользоваться вырытой ямой и сбросила в нее оставшуюся от строительства глыбу застывше