>Насчет любимого - это вы, батенька, напрасно иронизируете, по крайней мере он наиболее был лично близок к оригиналам из всех писателей,
Значение работы Степанца никто не умаляет и сомнению не подвергает. Однако проблемка в том, что в его работе отражены далеко не все серийные модификации и изменения в конструкции Яков, более того, на мой взгляд, неоправданно много внимания уделено различным несерийным машинам, в то время как серийные, напротив, освещены слишком кратко и неполно. Некоторые вообще упущены. Это объяснимо с той точки зрения, что у него описаны в первую очередь те машины, с которыми ему довелось работать. Но "истиной в последней инстанции" я бы его описания поостерегся считать.
>Чем внешне в таком случае отличался Як-9 первых серий от Як-7 М-105ПФ с фонарем улучшенного обзора?
Самое смешное или грустное, что практически ничем. Формально единственное кардинальное отличие - крыло с деревянным лонжероном и острой законцовкой (которое на фото далеко не всегда можно однозначно идентифицировать).
Возможно (но я пока детально эти моменты не отслеживал)все-таки еще можно различать по форме кока винта и чуть более короткой задней части фонаря на "семерке". Еще один возможный момент - на 7 средние пары патрубков сдвоены, на 9 - инливидуальные "в два этажа".
Все остальные "характерные особенности", по которым мы привыкли их различать, однозначо тип не идентифицируют.
Вооружение - ШВАК + два УБС - похоже встречалось и на "девятках". Форма маслорадиатора - на Як-7 втречается и близкая к "девяточной". Убираемое хвостовое колесо - встречается и на 7, и на 9. Обтекатели патрубков - тоже присутствовали на поздних "семерках". Бронеспинка - стальная или "прозрачная броня" - тоже не однозначный показатель. С уважением, Михаил