>Хм. Подойдем немного с другой стороны - что ты понимаешь под эксплуатацией в данном контексте?
Под эксплуатацией я понимаю систематическое присвоение результатоа труда других людей вследствие особого положения в смысле отношения собственности.
>Политэкономическую категорию, используемую для характеристики господствующего способа производства?
Насколько я понимаю марксизм, способ эксплуатации является вторичной и производной (в смысле - следствие) характеристикой.
>Если да, то странно потом давать обществу, основанному на эксплуатации, определение по иным критериям.
Ничего не странно. Есть более важные характеристики, способ эксплуатации тут не играет решающую роль.
>Капитализмов существует много разных, например, капитализм центральный и периферийный и т.д. >Хотелось бы больше определенности.
Капитализм переферийный - это всегда придаток к "центральному". И вообще, я не понимаю, почему ты считаешь такие отличия важными в контексте данного разговора.
>Хм. А чего такое исключение насчет автоматического, да и где водораздел? Легко представить себе полностью автоматическое производство, в котором продукцию распределяет кучка олигархов, невыродившихся элоев, а морлоки получают свою пайку и ни о чем не думают.
Это другой уровень производительных сил и, самое главное, производственных отношений, т.е., по маркстзму, иной базис общщества. При чем здесь капитализм, если не образуется прибавочная соственность в смысле Рикардо-Маркса?
>Хм. А что насчет отсутствия внеэкономического принуждения в области производства? Это важный момент или нет?
Внеэкономическое систематическое принуждение не совместимо ни с господством товарно-денежных отношений (покупка-продажа рабочей силы тоже часть рынка), ни с режимом "демократии".
>Маркс бы, возможно, сказал, что пункты 1,3 - несамостоятельны, а лишь следствие пункта 2.
Возможно, возможно. Но это сейчас непринципиально, зачем все время отвлекаться на несущественные детали?
>Докажешь, что самостоятельны и способны вровень стоять в одном ряду с пунктом 2?
Не собираюсь этого делать - просто потому, что не вижу в этом сейчас, в контексе того, что меня интересует, никакого смысла.