ОтПриваловОтветить на сообщение
КAlex~1Ответить по почте
Дата23.06.2009 14:38:05Найти в дереве
РубрикиВ стране и мире;Версия для печати

Картинки будней православного возрождения



Увидел знакомое имя - Дмитрий Лескин
и не могу удержаться, чтобы не развлечь почтеннейшее общество правдивой историей, в которой лично пришлось участвовать (да она и до сих пор продолжается), и где я этого мерзавца встретил.

В прошлом учебном году в нашем вузе, как и в других технических вузах города появились вдруг филиалы т.н. межвузовской кафедры теологии, заведующим которой является этот самый Лескин. И сразу же в расписание первых курсов всех факультетов вставили предмет "Религии мира". Да ещё и обязали деканаты обеспечить полную посещаемость, хотя это вроде бы факультатив. Интересно заметить, что ни одного письменного распоряжения об этом как не было, так и нет - думаю, не одно правило о высшей школе всё это нарушает, но я не об этом. До нашего факультета очередь это слушать дошла в весеннем семестре. До этого в осеннем семестре на других факультетах было занятное происшествие - начинала читать этот курс кафедра философии, но вдруг, в конце сентября - то есть, через месяц после начала семестра - выходит распоряжение о передаче преподавания этого предмета с кафедры философии на кафедру теологии - тоже на самом деле забавно - распоряжения о введении этого курса нет, а о передаче - есть. Одно это уж настораживало. А потом стали доходить слухи о том, что там преподают. Ну, то что студенты других факультетов про этот курс говорили - это вопрос особый. Мы, преподаватели, студентам вообще-то не особо верим - склонны они часто преувеличивать и т.д., так что когда начался весенний семестр, мы как-то не очень готовы были к тому, что начнётся.

А чтобы дальше покороче, я просто приведу текст служебной записки, которую с ведома нашего декана отослал в ректорат по итогам семестра. Только имена и названия выкину для приличия:
-----------------------------------------

Ректору университета
копии:
проректору по учебной работе
проректору по учебно-воспитательной работе

Служебная записка

Как зам. декана, ответственный на факультете за содержание подготовки, считаю необходимым довести до Вашего сведения события и обстоятельства, связанные с преподаванием курса “Религии мира” и свое мнение о сложившейся в связи с этим ситуации.
23 марта 2008 г. на Интернет-сайте bash.org.ru - популярном ресурсе российского Интернета, где собираются и обсуждаются забавные случаи разного характера, появилась цитата с лекции, прошедшей на одном из двух потоков по предмету “Религии мира” (номер сообщения 395739) у студентов факультета. Лекцию проводила вместо лектора, как написал разместивший цитату, «старушка из деканата». Цитата выглядела следующим образом: “Генетик, который нарушил нравственные запреты, не успеет выполнить свой зловещий план – он будет безжалостно уничтожен вакуумным супермозгом.”
В беседе со студентами было выяснено, что речь идёт о сотрудниках межвузовской кафедры теологии О. и С. Имели место случаи, когда они проводили занятия по данному предмету, и высказывание про “вакуумный супермозг” действительно имело место на одной из таких лекций.
В связи с этим происшествием, а также в связи с тем, что со стороны вышеупомянутых сотрудников межвузовской кафедры теологии наблюдались различные нарушения учебной дисциплины (так, 3 марта 2008 года было сорвано занятие по иностранному языку в одной из групп первого курса по причине того, что сотрудники кафедры теологии без согласования с кем бы-то не было, забрали студентов группы на экскурсию по “святым местам города"; эти же лица выдавали студентам справки для освобождения от занятий для участия в таких экскурсиях, чем превысили свои полномочия), деканом факультета 31 марта была подана служебная записка проректору по учебно-воспитательной работе с просьбой разобраться в ситуации и принять соответствующие меры.
Несмотря на это, 5 апреля лекция про “вакуумный супермозг” была прочитана студентам и второго потока курса “Религии мира” факультета. При этом среди студентов были распространены печатные материалы на эту тему, а именно, текст статьи из газеты “Тверь православная” за 1995 г. (если судить по надписи на полях), под названием “Речь, творящая жизнь”. Статья построена вокруг интервью с неким П.П.Гаряевым, “старшим научным сотрудником отдела теоретических проблем” (копия статьи прилагается), где он, в частности, произносит почти в точности такую цитату про “супермозг”. Очевидно, что эти лекции были проведены согласно рабочей программе курса “Религии мира”, а именно, по теме семинарского занятия “ДНК+СЛОВО=КЛЕТКА”, являющейся также подзаголовком данной статьи.

Так как чтение этих и последующих лекций О. и С. вызвало резкое неприятие у значительной части студентов, что выразилось, в частности, в массовой подаче заявлений в деканат с просьбами освободить от посещения данного курса (от начала семестра до конца марта было подано всего 9 заявлений, в то время как после начала чтения лекций О. и С. в течение трёх недель на одном из потоков заявления подали около 80% студентов, а на другом – около 50%), в конце семестра деканатом было проведено добровольное анкетирование студентов об их отношении к данному курсу, в котором приняло участие около трети студентов курса. Результаты опроса подтверждают недовольство студентов как уровнем преподавания, так и содержанием курса (обзор результатов анкетирования и копии некоторых анкет прилагаются, оригиналы доступны в деканате). В результате этого анкетирования, а также бесед со студентами и сотрудниками кафедры теологии, выяснилось, что в течении второй половины семестра О. и С., а также Н. фактически читали не курс “Религии мира”, а курс “Современная наука и религия” (рабочие программы обоих курсов прилагаются). Причём делали это вполне согласованно с другими сотрудниками кафедры теологии, так как лекторы, читавшие начальные части курсов (с начала семестра примерно до конца марта) за это время прочитали почти всю программу курса “Религии мира”. Принимая также во внимание, что автором этих рабочих программ является заведующий кафедрой теологии, приходится заключить, что вышеупомянутые сотрудники кафедры теологии следуют политике своей кафедры.
При этом, хочу обратить Ваше внимание на то, что многие прочитанные О., С. и Н. темы, относящиеся, согласно рабочим программам, как к курсу “Религии мира”, так и к курсу “Современная наука и религия”, являются либо фрагментами т.н. эзотерического учения (“тонкая материя”, “эгрегоры”, “оболочки ментальности” и т.д.), фактически являющегося сектантским (известный православный публицист А. Кураев, бывший одно время секретарём-референтом патриарха РПЦ, называет эзотерику “сатанизмом для интеллигенции”), либо весьма одиозными лженаучными теориями авторов, имеющих репутацию явных шарлатанов.
Так, на упомянутое выше интервью П.П. Гаряева имеется ссылка в первом номере журнала “В защиту науки” – печатного органа Комиссии по борьбе со лженаукой и научной недобросовестностью РАН ( бюллетень №1, статья А.Л. Локтева “От веры в физику – к физике веры?”, стр. 62, раздел “И просто курьёзы”) – как на пример настолько явного шарлатанства, что его уже можно считать курьёзом. Также П.П. Гаряев является автором и других лженаучных работ (см., например, его статью «Может ли Россия заболеть вирусом Эбола. Ответы волновой генетики», доступную на сайте http://bibliotekar.ru/nnEbola.htm ; указанное выше интервью П.П. Гаряева также доступно в Интернете, например, на сайте т.н. “Ноосферной духовно-экологической ассамблеи мира” http://www.newhumanity.ru в разделе “Научная мысль”).
О так называемой “памяти воды”, которая является одной из тем курса “Современная наука и религия”, и даже вошла в число тем, по которым студентам было предложено писать реферат для сдачи зачёта в конце семестра (список тем рефератов, выданный кафедрой теологии, прилагается), говорится уже в предисловии редакционной коллегии к первому номеру “В защиту науки” (стр. 6), как о лженаучной теории, особенно опасной тем, что в её распространении приняли участие и СМИ.
О “резонансно-полевых взаимодействиях человека с окружающим миром”, являющихся, согласно рабочей программе, темой семинарского занятия по курсу “Современная наука и религия”, есть ссылка в этом же номере журнала “В защиту науки” в статье Е.Б. Александрова “Проблемы экспансии лженауки” (стр. 22), где “когерентные биополя” и “информационное поле кварк-глюонного конденсата” квалифицируются как “откровенно мошенническая лженаука, представляющая собой … одну из новых форм криминального бизнеса”.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, считаю, что:
1). Преподавание курса “Религии мира” и возможное введение курса “Современная наука и религия” в том виде, в каком они существуют сейчас, может нанести существенный ущерб репутации университета как образовательного и научного учреждения в глазах академической научной общественности.
2). Так как часть тем, изложенных в курсе “Религии мира”, является лженаучными теориями, их преподавание наносит ущерб формированию у студентов научной картины мира, а также нормальному отношению к учебному процессу в целом.
3). В том виде, в котором эти курсы находятся сейчас, они не могут выполнять заявленной при их введении цели – духовно-нравственному воспитанию и образованию в сфере религиозной культуры, а наоборот, как указывалось выше, вызывают у значительной части студентов резкое отторжение.
Считаю также необходимым довести до Вашего сведения следующее: зная, что решение о передаче курса “Религии мира” в 2007 году с кафедры философии на кафедру теологии произошло по причине того, что под видом данного курса кафедра философии читала, якобы, научный атеизм, и что эти сведения руководство университета получило от О., в некорректном поведении которой по отношению к преподавателям и сотрудникам университета деканат факультета имел возможность убедиться на собственном опыте, я, по собственной инициативе, навёл справки на кафедре философии относительно того, что же на самом деле там происходило. В частной беседе с преподавателями кафедры философии, которые начинали вести данный курс до передачи его на кафедру теологии, выяснилось, что никто из них не читал под видом “Религий мира” научного атеизма. Мне был предоставлен план лекций, которого, по их утверждению, они придерживались при чтении данного курса (план лекций прилагается). Очевидно, что это не научный атеизм, а вполне грамотно составленный курс “Истории религий”, соответствующий по содержанию одноимённому курсу федерального компонента государственного стандарта специальности “Религиоведение”. Данные преподаватели кафедры философии давно работают на факультете, и студентами-старшекурсниками, у которых они вели какие-либо курсы, характеризуются с лучшей стороны, как грамотные специалисты, читающие интересные и познавательные лекции. Таким образом, у меня нет причин этим преподавателям не верить. На основании вышеизложенного, считаю, что руководство университета при принятии решения о передаче курса с кафедры философии на кафедру теологии было введено в заблуждение.
Поэтому, я считаю, что, либо преподавание дисциплины “Религии мира” должно быть прекращено, либо этот курс должен быть передан с кафедры теологии на кафедру философии (по крайней мере, для преподавания на нашем факультете).

Зам. декана факультета.
---------------------------------------

Это, вообще-то, была не первая служебка по поводу этого курса, которую нам пришлось в том семестре писать, а третья. Первую же мне пришлось писать как объяснительную в ответ на служебку от упомянутой в записке О., когда она
пожаловалась в ректорат, что деканат факультета объявил студентам, что это не обязательный курс, а факультатив, и что при наличии уважительной причины от него можно получить освобождение. Так что, когда я начал разбираться, откуда у всего этого ноги растут, и один из пожилих преподавателей, многие годы проработавший в университете, сказал об О. следующее: "Будьте осторожней, это люди без чести и каких-либо моральныных принципов. При Советской власти О. была долгое время заместителем секретаря парткома, так что, как вы понимаете, во-первых, в бога верила с детства, а во-вторых, стучала на всех во все инстанции и по любому поводу." - я ему вполне поверил. А всего про наш деканат, и в частности про меня этих служебок в ректорат за семестр пришло штуки три, причём если первая была подписана самой О., то две следующие были написаны её почерком, но подписаны "отцом Александром" - это один из попов, участвовавших в преподавании данного курса - когда-то у нас в вузе на одной из технических кафедр работал, а потом в религию ударился.

Ну, про всякие детали, которые мне рассказали о том, как кафедра теологии отнимала этот курс у кафедры философии я много писать не буду - слишком долго получится. Скажу только, что доходило до того, что О. или С. приводили на лекцию, которую читала преподавательница с кафедры философии, попа, буквально срывавшего занятия. Типа входит дверь поп, и говорит лекторше:"Женщина, ты почему простоволосая?". Даже забавно.

Лучше расскажу, что было после конца семестра. Долгое время никакой реакции на мою служебку из ректората не поступало, а потом ректор как-то встретил нашего декана в коридоре, когда никого поблизости не было, и сказал примерно следующее: "Вам там что, в деканате, делать нечего, как только старушек с кафедры теологии третировать? В особенности вашему заместителю." Потом до нас дошли слухи из ректората, что нашему ректору перед этим разговором позвонили из областной епархии, и спросили, почему в нашем вузе работают такие несознательные преподаватели, которые противятся духовно-нравственному просвещению студентов, и не пора ли к таким меры принимать.

Ну, после этого боевой дух у нашего декана начисто пропал, и теперь он как про "Религии мира" слышит - только матерится, но ничего не хочет против делать.

Я уж думал, что никакой другой реакции не будет,как вдруг прошлой осенью приходит в деканат приглашение на межвузовский круглый стол по проблемам этого самого духовно-нравственного воспитания молодёжи, который проходил у нас в униерситете (к нам в город в это время как раз приехал какой-то важный церковный чин - кажется, сам Гундяев ( он тогда ещё не был патриархом) и по городу проходило множество всяких мероприятий религиозной направленности). Ну, думаю, чем просто так там время терять, лучше я им там скажу, всё что думаю, и записался для выступления.

Так вот, председательствовал там как раз этот Лескин. Ещё была куча попов разного возраста, несколько представителей "православной общественности" - то есть, хоть и не в рясах, но таких же мордатых и с окладистыми бородами, и довольно много студентов, в основном девушек. Ну, у меня то глаз намётанный, вижу, что не их нашего вуза. Спросил, откуда - оказывается, из педагогического, второй курс. За то, что они там присутствуют, их преподавательница (тоже там была) пообещала пятёрку по экзамену поставить.
Ещё наши были - ректор с проректорами, из разных деканатов народ, кафедра теологии, ясное дело, а ещё с военной кафедры.

Ну, сначала всё шло чинно-благородно, все выступали как надо, в частности этот Лескин открыл заседание и первый доклад сделал, где помимо всего прочего сказал, что ихняя кафедра уже подготовила программу духовно-нравственного просвещения студентов, состоящую из четырёх курсов. Вот тут я мысленно подпрыгнул.
- Вот ведь - думаю, - гад, мало учебного времени у ребят забрал под всякую гадость, ещё хочешь.
И когда моя очередь выступать подошла, я избранные места из своей служебки всему собранию и зачитал. Эх, и рожи у попов были, особенно у этого Лескина. После меня он сразу выскочил на трибуну - оправдывался - что мол, дело новое, специалистов не хватает, случайные люди могли попасть, но они разберуться. Вот ведь гад, ведь он же написан автором этих рабочих программ про "память воды" и "ДНК+СЛОВО=ЖИЗНЬ". Подписывал не читая, не иначе. Потом ректор наш тоже выскочил, тоже оправдывался - дескать нет сейчас в нашем обществе другой силы, кроме РПЦ, которая за духовно-нравственное воспитание радеет, а то он со всеми готов в этом деле сотрудничать.
Потом всё потихоньку опять вошло в колею, запомнилось мне только выступление одного из мордатых не в рясе - оказался преподаватель этих самых религий мира, только из другого вуза. Вот на что он жаловался - почему заставляют про все религии говорить, что они хорошие. Ведь сам он православный, и православие ему особенно дорого. Не надо, мол, себя насиловать - что сердце велит, то и говорить.

В общем, после этого круглого стола всё опять стихло. В этом семестре второй раз этот курс нашим первокурсникам читали. Декан уже осторожный стал, никого не освободил, даже татар и башкир (их у нас до четверти иногда в группах бывает).

Ну, мы всё-таки последили (через разговоры со студентами), что там сейчас делают. Слава богу, извиняюсь за каламбурчик, вроде не говорили про супермозг и "Изотерику" (это так студенты в прошлом году в анкетах про неё написали, я долго думал, почему ни одного не нашлось грамотного, а потом на главной улице нашего города увидел магазин с вывеской "Изотерическая литература" - и мне всё стало понятно). Но зато пошла уже ничем не прикрытая пропаганда православия. Почти ничего про историю, почти ничего про культуру, почти ничего про другие религии, если не считать лекции, где поп сравнивал православие с католицизмом, и пришёл к выводу, ясное дело, что католицизм православию и в подмётки не годится. Одно, как студенты говорят, "давление на психику" про то, что бог есть и верить в него надо.

Провёл я ещё анкетирование в паре групп на всякий случай (а то в нашей университетской газете время от времени появляются статьи про то, как "Религии мира" студентам нравятся, и что надо это дело дальше развивать).
О., С. и Н. по-прежнему студентов сильно достают. Правда, тематику тех лекций, которые они читают, студенты даже затруднились сформулировать. Сказали только, что Н. прочитал две совершенно одинаковые лекции, причём не взирая на то, что студенты на второй ему пытались сказать, что он им это уже рассказывал.
(Недавно разговаривал с нашей выпускницей - она сейчас аспирантка на соседней кафедре - так она вспомнила, что этот Н., который у них вёл БЖД (он, вообще-то на кафедре БЖД работает), им три раза одну и ту же лекцию читал - на второй они ему ещё пытались об этом сказать, а на третьей плюнули, и занимались своими делами).

А ещё пара забавных мест и в этих анкетах нашлась. Например, одна девушка написала:
"На зачёте меня убеждали в том, что надо выходить замуж за святых отцов, так как этим я сразу обеспечу себе место в раю".
Зачёт принимали О. и С. Может я что-то путаю, но сдается мне, что обрашение "святой" используется только к тем, кто монашеский обет дал, а без этого - просто "батюшка". Так что либо девушка что-то путает, либо О. и С. ещё невежественней, чем кажется.

Ну и напоследок для хохмы. Недавно кафедру теологии перевели в новое, большее помещение. Кафедре, которая там раньше была, выделили ещё большее помещение, и даже не одно - почти целый этаж - она сейчас на подъёме, участвует во всяких национальных проектах и всё такое.
Так вот, заведующий кафедрой, в чью старую комнату въехала кафедра теологии, рассказал несколько баек. Во-первых, незадолго до переезда начала к ним ходить О. - зайдёт, пройдётся по комнате, в шкаф заглянет, и говорит: "Мебель у вас хорошая, шкаф вместительный - нам пригодится, батюшке переодевать рясу удобно будет. Сервиз чайный, опять таки, у вас хороший - нам бы подошёл". Ну, заведующий кафедрой ей популярно объяснил, что всё это приобретено на средства кафедры и уедет вместе с нею. Обиделась и ушла. Приходит перед самым переездом:"Извините, говорит, а сколько у вас в этой комнате человек постоянно сидело?" Ну, её, натурально, спрашивают, зачем это ей, а она и отвечает:"Так у вас тут народ неверующий, даже может быть некрещёный. Мы будем после вас энергетическую ауру помещения чистить, и комнату освящать. А для качественной чистки надо знать, сколько здесь народу было." "А ещё" - говорит,- не знаете ли, какой тут пол под линолиумом - это тоже важно." Зав. кафедрой, который мне это рассказывал, говорит, что так и подмывало его сказать: "Да заколдованный он там, заколдованный. Так что вы с ним поосторожней". Но сдержался, не стал.

И вот что я после этого подумал - а ведь то, что сейчас у нас вокруг этих "религий мира" происходит - ведь это же на самом деле одна из лучших форм атеистического воспитания получается! Прививка, так сказать, от православия. У большинства студентов на слово "религия" вообще и "православие" в частности почти рвотный рефлекс вырабатывается. У них ведь теперь долго ещё эти слова будут ассоциироваться с тем, с чем и должны ассоциироваться у современного образованного человека - с невежественными фанатичными старухами и мордатыми попами, "давящими на психику".
Послеживать за этим, конечно надо, но без особого фанатизма - люди типа О., С. и Н. всё сами сделают в лучшем виде.

За сим разрешите, как говориться, откланятся.