ОтПуденко СергейОтветить на сообщение
КАдминистрация (Кудинoв Игорь)Ответить по почте
Дата31.07.2007 08:29:10Найти в дереве
РубрикиВ стране и мире;Версия для печати

Гендер-сюрприз




Гендер-сюрприз
В РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В Калужской области открылась третья лагерная смена в православном молодежном центре «Златоуст». Этот летний лагерь примечателен не только частыми богослужениями, но и тем, что смены в нем организованы по гендерному, то есть половому признаку: первая и третья – для девочек, вторая и четвертая – для мальчиков. Между тем и в педагогическом сообществе все больше сторонников раздельного обучения.


По мнению сторонников гендерной педагогики, сегодня девочки мальчиков «забивают».
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН


31 июля 2007 г.
Гендер-сюрприз



В Калужской области открылась третья лагерная смена в православном молодежном центре «Златоуст». Этот летний лагерь примечателен не только частыми богослужениями, но и тем, что смены в нем организованы по гендерному, то есть половому признаку: первая и третья – для девочек, вторая и четвертая – для мальчиков. Между тем и в педагогическом сообществе все больше сторонников раздельного обучения.

В порядке эксперимента во многих регионах России в школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. В минувшем веке Россия дважды переходила от раздельного обучения в школах к совместному – и обратно. Однако история школьных реформ в нашей стране идет по кругу.

Сегодня в сотнях школ России созданы классы для мальчиков и девочек. Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база – ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах. Скажем, в Республике Коми – 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае – больше 100, в Москве – полтора десятка. О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа № 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей. Такого же гранта удостоилась школа № 2 города Гулькевичи (Краснодарский край). А в число обладателей персонального учительского гранта в 100 тыс. попала Ираида Рождественская из Тулы.

Кто сказал «А»

Началось все четверть века назад, когда у всей страны были на слуху имена педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина, Волкова, Ильина. В этой плеяде уникальное место занял доктор Владимир Базарный. Он создал в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников. Вывод Базарного оказался категоричен: главный враг здоровья детей – советская школа.

Методика Базарного стоит на трех китах: воспитание патриотизма, «обучение в движении» и разделение классов по половому признаку. «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь непростительная! – говорит Владимир Базарный. – Девочки на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков. Проведенные нами исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то в этих условиях у них оформляются патологические психические и даже соматические комплексы. Установлено, что у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».

Сплошные плюсы

Последователям академика Базарного есть, чем гордиться. В прошлом году лицей города Железногорска (Красноярский край) занял первое место в рейтинге школ–участниц краевого конкурса, прошедшего в рамках реализации нацпроекта «Образование». По мнению директора, таких высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. Более 60% учеников – отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

В 2002 году в эксперимент включилось и Ставрополье. Опытные площадки открылись на 35 территориях – всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята не только сильнее, но и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях – № 628 и № 664, передает корреспондент «НИ» в регионе Наталья ШЕРГИНА. В первой учатся только юные леди. Во второй работают два отдельных корпуса – для девочек и для мальчиков, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. Как рассказала «НИ» заместитель директора гимназии № 664 Елена Ягунова, ребят не только «делят», но также помещают жить в пансионат с отличным питанием, условиями для развития, спорта и отдыха. «Мы создали детям условия для полного погружения в обучающую среду, – рассказывает Елена Ягунова. – Мальчишки самого опасного переходного возраста, в которых играют гормоны, очень довольны, что рядом в классах нет девчонок, говорят, что ничто не отвлекает их от учебы». При этом в гимназии отмечают, что дети не изолированы от противоположного пола – практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.

В целом же увлечение раздельным обучением мальчиков и девочек в школах Петербурга пошло на убыль. Как рассказал «НИ» ректор Петербургской академии последипломного образования учителей Степан Жолован, педагоги обычных школ уже лет пять, как не настаивают на внедрении гендерных программ. «Зато учителя кадетских корпусов, наоборот, стали проявлять повышенный интерес к особенностям воспитания и обучения мальчиков, – отметил ректор. – С этого года наша академия даже превратилась в ресурсный центр повышения квалификации педагогов кадетских корпусов всей России».

Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. К тому, что можно видеть в других подобных школах России, здесь прибавили свои «ноу-хау». С первого класса мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.

Девочки – налево, мальчики – направо

Никто, в том числе и в стане противников «базарновщины», не спорит: в «сегрегированных» классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче. Вопрос: какой ценой?

«Я училась отдельно от мальчиков с первого класса, – рассказала «НИ» выпускница московской женской гимназии № 38 Татьяна Валентинова. – Моя мама не хотела, чтобы мальчики отвлекали меня от образовательного процесса, поэтому училась я от них отдельно, в атмосфере полной рафинированности. К концу обучения все мои одноклассницы окончательно убедились в том, что девочка девочке – конкурент. Дружеской атмосферы у нас не было, все старались доказать свое превосходство, ходили нервные. О сплоченном коллективе не было и речи. В итоге, едва окончив гимназию, я вышла замуж. Уберечь меня от мужского внимания маме не удалось».

Впрочем, методика, по которой учили Татьяну, отличается от той, которую разработал Владимир Базарный. В школах, создаваемых по его модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга. Девочки, мол, существа с более активным левым полушарием, а у мальчиков сильнее правое. С такими педагогическими экспериментами категорически не согласны многие психологи и нейрофизиологи. Директор Института возрастной физиологии, академик РАО Марьяна Безруких убеждена: экспериментаторы «судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. Индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия».

То, что при такой форме обучения учащиеся добиваются лучшего результата, психологи склонны объяснять скорее тем, что здесь работают не гендерные механизмы, а законы общественных групп. В некоторых школах проводили эксперимент: в классах собирали только отличников, только «хорошистов» и только троечников. И вскоре в классе отличников выделялись опять же отличники, «хорошисты» и те, кто учится плохо. То же самое было и в других классах. По законам группы всегда есть аутсайдеры и те, кто выбивается в лидеры.

А где взять столько мужиков?

Наиболее строгие критики методики Базарного говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других». Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят эти оппоненты, надо продолжить их делить по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам.

«На мой взгляд, в наше время детям лучше все-таки учиться вместе, – рассказала «НИ» детский психолог Ольга Меженина. – Дети, обучающиеся в гендерных классах, видят жизнь очень однобоко. А опыт общения накапливается как раз на школьной скамье. Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже, в общем, не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни. Совсем оградить своего ребенка не получится даже при очень большом желании».

Проблема совсем другого рода – педагогические кадры. Как-никак с отмены сталинского деления школ миновало полвека. Слишком уж хорошо забыто это самое «старое».

Директор школы в Гулькевичах, что на Кубани, Людмила Доцукова честно признается: «Сразу скажу, что набрать детей в классы с раздельным обучением было непросто. Многие родители отказывались. Некоторые считали, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Были даже высказывания по поводу того, что класс, где нет девочек, – хорошая среда для воспитания будущих маньяков... Кроме того, на роль классного руководителя в мужской класс мы искали мужчину. Таковых в городе не нашлось. Тогда классное руководство мы доверили одному из наших опытнейших педагогов – матери двух сыновей».

Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.

Но вот какой любопытный факт. Ученые Лондонского института образования пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Проанализировав ответы 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек сегодня зарабатывают на 10–15 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах. Что касается мужчин, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе.

Попытка не пытка

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Социологи объясняют это прежде всего тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ – гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться «не в такой школе, как все», престижно.

Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует Русская Православная Церковь. Так, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) вышел с таким предложением на областной комитет образования. «Я вот был за границей, – рассказал архиепископ, – и видел, как там обучаются девушки в пансионе. Вы бы только посмотрели на этих девушек!».

Министр образования Пензенской области Олег Мельниченко объяснил владыке, что школа у нас в соответствии с законом не делит детей по половому признаку. «Здесь очень много как противников, так и сторонников, – добавил г-н Мельниченко. – До некоторых пор в кадетские школы не принимали девушек, а сейчас учатся вместе. Но создание раздельных классов в средних школах не будет соответствовать реалиям времени. Хотя в качестве эксперимента попробовать можно...».

В ШВЕЦИИ ПОДУМЫВАЮТ О ВОЗРОЖДЕНИИ «СТАРЫХ ДОБРЫХ» ШКОЛ

До 1962 года в Швеции, начиная с пятого класса, существовало раздельное обучение мальчиков и девочек. В то время считалось, что маленькие леди менее способны, и потому учить их нужно по облегченной программе. Феминистская волна смыла многие барьеры, созданные предрассудками, в том числе и девичьи школы. Сегодня статистика показывает, что девочки успевают по всем предметам, кроме физкультуры, лучше парней. В конце прошлого года к власти в Швеции пришла коалиция буржуазных партий, одним из лозунгов которой стало наведение порядка в школьном обучении. Недавно министр школьного образования Ян Бьорклунд выступил с сенсационным для Швеции призывом исследовать возможность организации гендерных школ. Союз учителей в принципе положительно отнесся к этой инициативе, считая, что мальчики-сорванцы мешают учиться пай-девочкам. Сейчас предложение министра школьного образования направлено на изучение в различные заинтересованные инстанции.


Алексей СМИРНОВ, Стокгольм



В НЕМЕЦКИХ ГЕНДЕРНЫХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ ТОЛЬКО МИЛЛИОНЕРЫ

Разделение по половому признаку в государственных школах Германии категорически запрещено. Основные черты современной системы образования ФРГ сформировались еще в двадцатые годы. Именно тогда возникли пять основных типов средних учебных заведений: гимназия, а также реальная, главная, профессиональная и общая школы. Во всех этих школах классы смешанные: мальчишки и девочки учатся вместе. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий. Одна такая, под Гармиш-Партенкирхеном, патронируется Орденом монахов-бенедиктинцев и за всю свою историю, которая насчитывает не одно столетье, не приняла еще ни одной представительницы прекрасного пола.


Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин



В США ТОЖЕ В МОДЕ «ОДНОПОЛЫЕ» КЛАССЫ

Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Об этом журналистам сообщила секретарь департамента Маргарет Спеллингс. По ее словам, «гендерное обучение – это возможность наиболее полно удовлетворить нужды учащихся».

Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Таковы данные директора Национальной ассоциации гендерного образования Леонарда Сакса. Школы, имеющие хотя бы несколько «однополых» классов, есть в 32 штатах. По мнению Сакса, в связи с введением новых директив в США ожидается быстрый рост количества школ, практикующих раздельное обучение.Ранее, как рассказала представитель департамента образования, организация раздельной формы обучения была разрешена лишь при условии открытия в том же регионе учебного заведения для представителей противоположного пола с целью обеспечения равных прав обоих полов на образование. Теперь, в соответствии с изменениями в своде правил для школ, это ограничение снимается.



КАК ЭТО БЫЛО В РОССИИ

По раздельному принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы, где мальчики и девочки, помимо общего образования, получали раннюю профессионализацию.



дополнительно



В Москве растет число несовершеннолетних беременных
НИНА ВАЖДАЕВА, ДАНИЛ СЕДЛОВ, ЕВГЕНИЯ СЕМЕНОВА
В конце прошлой недели главный акушер-гинеколог Москвы Марк Курцер сообщил, что в 2006 году в Москве родились 10 детей от 14-летних девушек и 50 от 15-летних. Однако эксперты считают, что на самом деле эти показатели в разы выше. При этом в Москве несколько тысяч девушек до 15 лет делают аборты. С каждым годом число беременностей среди подростков только растет. Эксперты связывают это с отсутствием общей культуры полового воспитания.

По официальной статистике в 2006 году в Москве родились 10 детей от 14-летних матерей и 50 от 15-летних. Кроме того, было зарегистрировано 205 родов 16-летних девушек и 573 среди 17-летних. Но на практике, увы, эти цифры еще выше. «Я полагаю, что на самом деле в прошлом году в Москве родилось порядка 50 детей от 14-летних мам и как минимум 100 от 15-летних, – сообщила «НИ» председатель общественной организации «Женщины и информация» Татьяна Тройнова. – При этом число ранних беременностей стабильно растет».

По данным председателя Центра помощи несовершеннолетним мамам «Голуба» Марианны Вронской, ежегодно в Москве фиксируется порядка 10 тыс. беременностей среди несовершеннолетних. Это 10–15% от общего числа женщин, готовящихся стать матерями. Это крайне негативно сказывается как на самих роженицах, так и на малышах, говорят врачи.

«Конечно, есть некоторые возможные осложнения во время родов в таком раннем возрасте, – рассказала «НИ» акушер-гинеколог Елена Гутова. – Но для девочек более опасна психологическая сторона родов. Ведь подросток уже не сможет играть с подругами или делать то, на что имеет право, так как сама еще ребенок. Если она родила, то просто обязана вырасти и нести ответственность и за себя и за ребенка, тем самым лишая себя детства. Многие девочки, рожающие в этом возрасте, еще сами не выросли, поэтому им трудно сосредоточиться целиком и полностью на ребенке, им хочется самим бегать и играть, а не сидеть дома и заниматься ребенком».

Только вот подавляющее число подростков решаются на аборт. Г-жа Вронская отмечает, что каждый год почти 1 тыс. 14-летних девочек прерывает беременность. Их психологическое состояние ничуть не лучше тех, кто все-таки решился рожать. «Как психолог я сталкиваюсь не только с матерями-подростками, но и с девочками, имеющими в нежном возрасте ужасающие болезни вследствие ранней половой жизни, – рассказала «НИ» психолог центра «Мой тренинг» Светлана Крисько. – Многие из этих девушек вообще никогда больше не смогут родить. Это действительно страшное зрелище».

Проблема подростковой беременности оказалась для столицы настолько острой, что депутаты даже предложили решать ее на законодательном уровне. Три года назад Мосгордума начала рассмотрение законопроекта «Об условиях и порядке вступления в брак жителей города Москвы, не достигших возраста шестнадцати лет». Таким образом предполагалось начать борьбу с абортами среди несовершеннолетних. Впрочем, нормативный акт так и не был принят. И слава Богу, отмечают эксперты. Бороться нужно не со следствием, а с причинами.

Руководитель департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский неоднократно отмечал, что причина роста числа беременных девочек носит не медицинский, а медико-социальный характер. «Что можно говорить, когда мы каждую неделю привозим в городские стационары 18–20 подростков в состоянии алкогольного или наркотического опьянения»,– говорит г-н Сельцовский.

Эксперты сходятся во мнении, что корень проблемы – в воспитании детей. «Многие родители живут еще теми нравственными принципами, которые действовали во времена их молодости, – рассказала «НИ» г-жа Тройнова. – Но тогда была другая жизнь. Например, в школах девочкам запрещали ходить в капроновых колготках. Сейчас же молодежь ведет себя намного раскованней и нужно воспитывать детей исходя из современной ситуации. Нужно объяснять девочкам, что такое воспитание ребенка, как за ним ухаживать. Тогда они поймут, как это тяжело и не будут торопиться стать матерью. Просвещать детей нужно в школе. Подобные программы уже пытались вводить, но тогда против них активно выступили священники и родители. Но получилось только хуже. Не случайно говорят: информирован – значит вооружен».

Половая неграмотность – главное отличие наших подростков от западных сверстников. Молодые люди быстро переняли зарубежную тенденцию к ранним половым связям, но совершенно не задумались о последствиях. «Подростковая беременность возникает потому, что у нас в государстве отсутствует культура полового воспитания, – пояснил «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Взять, к примеру, Швецию: это страна считается родиной сексуальной революции. Именно здесь из бутылки выпустили джинна, которого теперь уже нельзя загнать обратно. Секс – обычное явление среди шведской молодежи. Половую жизнь там начинают очень рано. Но при этом в стране нет абортов. Они попросту запрещены. Подростки достаточно грамотны в сексуальном плане и умеют предохраняться. В России же имеет место тотальная половая безграмотность».

Для решения этой проблемы г-н Альтшулер предлагает организовать систему анонимных кабинетов репродуктивного здоровья. Он будет представлять собой специальный центр, где девочка сможет получить исчерпывающие консультации по половым вопросам, рассказать о своих проблемах и подготовиться к материнству, если она беременна. Увы, ждать финансирования такого проекта в нашей консервативной стране, судя по всему, придется не один год.




31 июля 2007 г.
Остановите музыку!
Жители Ульяновска потребовали ограничить трансляцию «русского шансона»
МИХАИЛ БЕЛЫЙ, Ульяновск
На борьбу с песнями, воспевающими преступную романтику, вышла ульяновская интеллигенция. Начат сбор подписей в адрес президента и депутатов Думы с просьбой принять закон, ограничивающий вещание в общественных местах «блатной музыки». Впрочем, у авторов инициативы уже появились оппоненты, которых прежде всего интересует, кто будет выступать в роли цензора.

Дать бой тюремной лирике отважились представители ульяновской организации «Родительское собрание». Говорят, что больше не в силах слышать гремящий на всех углах «блатняк». «Мы решили обратить внимание президента и депутатов Госдумы на проблему «русского шансона», – пояснил в интервью «Новым Известиям» один из авторов идеи Максим Терляев. – Эту музыку сегодня можно слышать повсюду: на улицах, в магазинах, в транспорте. При этом ее невольными слушателями становятся дети, мировоззрение которых не сформировано. А им вбивается в голову, что топтать зону – круто!» Руководитель «Родительского собрания» Константин Долинин убежден, что уголовная романтика – зло, с которым надо вести непримиримую борьбу. «Хочешь слушать – купи наушники, – говорит г-н Долинин. – А у водителей маршруток, работающих под «русский шансон», я бы вообще лицензии отбирал».

В случае, если «антишансонный» законопроект будет принят, первыми пострадают радиовещатели. «При таком раскладе станциям, крутящим «русский шансон», легче будет сразу прекратить трансляции, – признался «НИ» представитель одного из ульяновских каналов. – Да и кто будет определять, хороша песня или нет?» Обеспокоены и владельцы магазинов, торгующих аудиопродукцией: исполнители «шансона» сегодня чрезвычайно популярны: «Бытует мнение, что поклонники этой музыки – исключительно «братки». На самом деле диски Михаила Круга или Ивана Кучина чаще приобретают вполне приличного вида люди».

Заметим, что «русский шансон» корнями связан с «городским романсом», не говоря о такой классике 30-х, как «Ванинский порт». Историки музыки утверждают, что проблема в том, чтобы отделять настоящий лагерный фольклор и авторские песни в этой традиции от халтуры. Ведь не только Высоцкий и Галич, но даже Окуджава признавался, что в начале пути на него сильно повлияли песни вроде «Мурки». У Слуцкого есть стихи: «Интеллигенция поет блатные песни». Если все поле «русского шансона» зачищать подчистую, придется запретить «Окурочек», «Товарища Сталина» и вообще всего Юза Алешковского...

Ульяновская общественность придерживается мнения, что в общественных местах бороться следует не только с шансоном, а со всей музыкой сразу. «Не нужно организовывать принудительное слушание песен. Почему, когда я сажусь в маршрутку, мне организовывают концерт? Ведь я не за это плачу, – говорит доцент Госуниверситета Сергей Петров. – Не имеет значения, хотят ли мне навязать прослушивание низкопробного «блатняка» или рок-классики. Хотя понятно, что никто не будет врубать Бетховена!»
-------