>Мне кажется, что тут Вы смыкаетесь с Кактусом. De facto именно "офисный планктон" сейчас и становится коллективным владельцем. Точнее, высшее и среднее управленческое звено, оттесняя владельцев de jure на позиции рантье. Но вот "человек-творец", мне кажется, все более оттесняется в ряды пролетариата, становясь просто наемной рабочей силой. Возможно, именно борьба этого нового пролетариата - творца с новым "коллективным владельцем" - управленцами и приведет к коммунистической революции. Если, конечно, этот "коллективный владелец" не устроит раньше творцам массовую "лоботомию" и не реализует идеалы "железной пяты".
Насчет революционных клерков была шутка.
Офисный планктон – живой придаток к компьютерам, пролетарии. Управленцы высшего звена реально владеют средством производства финансового капитализма – информацией. Акционеры - номинальные собственники, даже не рантье, потому что рантье получает фиксированный доход с капитала и платит управленцам, а в сегодняшней России рантье получает остатки – то, что управленцы посовестились украсть. Офисный планктон живет в симбиозе с менеджерами, и друг друга давить они не будут. Диалектика нам подсказывает, что повторения предыдущего цикла не будет, будет новая система со своими новыми свойствами. Тот, кто сломает сложившуюся систему, придет извне, из будущего. Значит надо угадать, за кем будущее. Постиндустриализм – блеф. Значит, будет новая наукоемкая индустриальная экономика, соединяющая в себе материальные и информационные технологии. И будет ее субъект.
Кто свалит финкап? Тот, у кого права на управление экономикой небольшие, еще позволяют рисковать (нечего терять). Тот, у кого эти права достаточны, чтобы осмысленно рисковать (есть силы). А это и есть квалифицированный наемный работник, без которого не может обойтись ни менеджер, ни офисный планктон.
Уточню, могильщик - только инициатор и мотор революции. Основную работу делают другие. В нашем случае работник, занимающий место между ученым и рабочим может вполне повести за собой офисную братию, которая все и сделает. Не понимая при этом, что победа приведет к потере собственного социального статуса. Так революцию начинали кадровые рабочие, за ними шел пролетариат, а уже затем – крестьяне. Последние и не предполагали, что социализму не нужны ни городской босяк, ни крестьянин-единоличник. «Рабочее тело» революции всегда теряет свой социальный статус. Красивая фраза «революция пожирает своих детей» - глупость. Революция использует социальные группы, порожденные хозяйственным укладом который господствовал до нее.
Осталось понять в каком месте «человек-творец» появится.
>Виноват, не понял. Хотя мне кажется, что роль open source несколько преувеличена. Хотя это и может оказаться одним из ростков новых социалистических структур прорастающих внутри капитализма. Но пока все успешные open source проекты успешно врастают в капитализм в виде всяких там красных шапочек, или напрямую под крыло крупных корпораций вроде IBM.
Этих ростков внутри капитализма было уже много. Капитализм их прекрасно усваивает, пищеварение у него хорошее.