ОтstepanОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата29.10.2003 06:10:33Найти в дереве
РубрикиWWII; ВВС;Версия для печати

Отвесное пикирование.


На авиафоруме и здесь часто сравнивались Ю-87 и Пе-2. И уже общим местом стали некоторые выводы.
1. Пешка не могла пикировать круче 60 градусов.
2. Штука пикировала отвесно, что способствовало исключительной точности бомбежки.

Есть у меня некоторые сомнения по этим выводам.

Почему пешка не могла круто пикировать?

1. Ограничение по скоростному напору и прочности.

Синус 60 градусов равен 0,866. Это означает что при отвесном пикировании сила веса, разгоняющая самолет, на 13,4% больше, чем при пикировании под углом 60 градусов. Такая разница находится в районе разницы полетной массы в зависимости от массы бомб и заправки. Если выдерживала пикирование под 60 (длительное) то наверное вполне могла и отвесно.
Пешка имела достаточно эффективные тормозные решетки. Кроме того самолет отличался высокой прочностью, при испытаниях был случай непроизвольного выхода на скорость 800 км/час из за невыхода решеток. И самолет это выдержал. Где то встречал цифру, расчетная перегрузка (случай А-штрих) у пешки 12. А это прочность истребителей.
Правда пикировала пешка на большей чем штука скорости, что требовало более раннего вывода.

2. Неприспособленность прицела.
Тут ничего не скажу, не знаю.

3. Низкая квалификация летчиков.
Это было.

4. Неприспособленность топливной и маслянной систем.
Вполне возможно.

Почему штука пикировала отвесно?

Во первых минимальный угол пикирования на Ю-87 в отличие от пешки ограничен. Для того, чтобы капот не закрыл цель, надо пикировать под углом не меньше определенного.

Но это все не очень принципиально. Меня интересует, под каким углом пикировали немцы. Т.е. чему в градусах равен угол "почти отвесного" пикирования.
А вызван вопрос тем, что по моим соображениям при всей эффектности, пикирование отвесно не способствует попаданию в цель. Дело в том, что пилот должен корректировать траекторию самолета. Ветер сносит, зашел немного неточно и т.д. При пикировании под углом допустим 60 градусов, при отклонении от цели влево, пилоту достаточно накренить самолет вправо и нос самолета вправо пойдет. При отвесном пикировании на крыле нет подъемной силы и крен не даст доворота на цель. У ракет и управляемых бомб не зря крестообразное крыло. Можно конечно педаль дать, но бомба не снаряд из пушки, ей все равно куда нос самолета смотрит.
Более того, при неточном вводе в пикирование или под влиянием ветра, исправление прицеливания при отвесном пикировании вполне может привести к полету на спине. А тогда доворот по кусу будет требовать обратных действий по крену.
Предполагаю, что для каждого самолета есть некий оптимальный угол пикирования, когда пикирование достаточно отвесно, чтобы минимизировать учет скорости полета (упреждение сброса), но самолет при этом был достаточно управляем по курсу.

Не читал ли кто немецких наставлений по этому делу.

Степан