ОтVoiceОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата12.11.2005 16:01:33Найти в дереве
РубрикиWWII;Версия для печати

7 ноября 1941 года теплоход "Армения"


Семь тысяч человек на сундук НКВД
Северный рабочий
8 ноября 2005 (169)
Сергей ЗЛАТОВ
Тайну погибшего в черном море 7 ноября 1941 года теплохода "Армения" будут разгадывать американцы
Подводные роботы-манипуляторы американца Роберта Балларда вскроют самую большую братскую могилу Великой Отечественной войны. 20 лет назад Балларду удалось обнаружить в глубинах Атлантики легендарный "Титаник". Теперь американский ученый решил заняться советским теплоходом "Армения".
7 ноября 1941 года на траверзе Медведь-горы немцы потопили русский санитарный транспорт. Разом погибли больше семи тысяч человек. Подробности страшной трагедии до сих пор почти не известны. Нынешним летом экспедиция Департамента морского наследия Украины три недели искала останки "Армении".
На 300-метровой глубине работал батискаф "Лангуст". Украинские исследователи заявляли, что добьются признания затонувшего судна Международным морским мемориалом (первым таким мемориалом стал "Титаник").
Начало черноморской экспедиции было широко разрекламировано в прессе, однако потом всю информацию как обрезало. Доносилось одно: "Отыскать теплоход не удалось". И вот теперь официальный Киев дал "добро" американскому ученому. Его поиск развернется следующей весной, как только у крымского побережья установится хорошая погода. Решение принято на самом высоком правительственном уровне.
Роберт Баллард руководит знаменитым Институтом океанографии и океанологии. Научная структура, тесно связанная с ВМФ США. Да, они располагают новейшими аппаратами, способными действовать на глубине до шести километров. Однако Черное море - не Атлантический океан, между Ялтой и Гурзуфом нет таких глубин.
Казалось, найти в прибрежной зоне металлическую громадину крупнотоннажного судна не составляет особой проблемы. Тем более вероятная точка гибели санитарного транспорта известна. В советские времена тема "Армении" считалась политическим табу. Почему же украинская экспедиция-2005 была, по сути, заморожена, объявлена безрезультатной, а теперь делом займутся спецы США? Тайна времен войны обрастает новыми вопросами.
Двухтрубный красавец-теплоход "Армения". В 30-е годы один из шести первоклассных пассажирских лайнеров, что ходили между портами Крыма и Кавказа. Эти рейсы были как мечта, как открытка из курортного киоска. Магнолии, песни Утесова в ресторане верхней палубы, теплый морской ветер треплет занавеси шикарных спальных кают. А в трюмах - тюки табака и сухумские мандарины.
Советская власть награждала таким путешествием партийную номенклатуру, сталинских соколов и крупных хозяйственных работников. Два первых корабля для Черного моря строили на германских верфях, остальные по типовому проекту - на Балтийском заводе Ленинграда.
Уже к августу 1941-го все шесть теплоходов - "крымчаков" стали военными транспортами. Корабелы Одессы под непрерывной бомбежкой сделали из "Армении" плавучий госпиталь. На бортах и палубах одесситы намалевали большие красные кресты - в самом начале войны еще были какие-то иллюзии насчет гуманизма "сознательного германского пролетариата".
Когда немцы прямо по таким крестам отбомбили первые санитарные транспорты "Чехов" и "Котовский", гражданские моряки получили зенитные установки. Правда, стрелять по самолетам толком не научились.
До 20 тысяч раненых успела вывезти "Армения" -сначала из обороняющейся Одессы, потом из Крыма. В Туапсе теплоход загружался пехотой и боеприпасами и возвращался обратно, в крымское пекло. Как правило, его походы прикрывал эсминец.
Осада Севастополя только начиналась. К городу еще подтягивались основные силы Манштейна, но уже было ясно - вражеское кольцо на суше сомкнулось. Путь морем остался единственным для снабжения севастопольской обороны. Летчики "люфтваффе" объявили большую охоту на советские транспорты. Если незащищенное судно появлялось на коммуникациях в светлое время суток, это означало верную гибель.
Выгрузив в Севастополе маршевые роты, "Армения" приняла на борт раненых из четырех госпиталей и весь командный медперсонал флота. Кроме флотских, грузилось гражданское начальство с семьями и множество организаций - вплоть до артистов драматического театра. Покидали гавань в вечерних сумерках, чтобы за ночь провести экстренную загрузку в соседней Ялте и успеть скрыться в темноте открытого моря.
Ялта была обязательной - кроме раненых бойцов Приморской армии, спасения в ялтинском порту ожидал практически весь партийно-хозяйственный актив Крыма. Беженцы из Симферополя уже знали, что евреев и коммунистов немцы расстреливают поголовно.
Счет ноябрьского рейса шел на минуты. Однако как только "Армения" покинула севастопольский рейд, поступил приказ изменить курс. Транспорт ждали на закрытой военной базе Балаклава. Это между Севастополем и Ялтой. Балаклавский причал был оцеплен НКВД.
Чекисты занесли в трюм множество ящиков. Никаких пояснений капитану не давали: "Секретно!" Что было в ящиках - архивы, золото, античные ценности, разработки нового оружия из экспериментальных полигонов Черноморского флота? Неизвестно. Отряд НКВД остался на теплоходе вместе с грузом.
Так была потеряна спасительная ночь. До Ялты добрались под утро, когда начало светать. Беженцы давили друг друга на трапах, врывались на теплоход буквально по головам. Советские военные историки писали, что "Армения" вышла в море, имея 5500 раненых и эвакуированных.
Очевидцы-ялтинцы утверждают: на борту было в полтора, а то и в два раза больше. От нижних отсеков до капитанского мостика люди стояли плотной массой. Носилки с тяжелоранеными поднимали вертикально, чтобы освободить место.
Сегодня цифра в семь тысяч человек признана как факт. Для сравнения: по всем правилам такой корабль должен был перевозить максимум пятьсот пассажиров. В дикой палубной толчее зенитные расчеты не могли работать. К тому же вместо привычных эскадренных миноносцев сопровождения, имевших достаточно мощное зенитное вооружение, в последнем походе "Армению" прикрывал маленький сторожевик.
Обычный катер с двумя пулеметами на турелях. Еще в воздух поднялась пара советских бипланов И-153. Наши "ястребки" делали, что могли но они устарели задолго до начала этой войны.
...Ялта, праздничное утро 7 ноября 1941 года. Ясно и солнечно. Высоко над портом висит немецкий самолет-разведчик "рама". И-153 достать "раму" не могут. Капитан санитарного транспорта Владимир Плаушевский понимает, что на выходе в море фашисты начнут бомбить. Но если остаться у причала, "Армению" расстреляют танки.
Разведка бригады морской пехоты донесла, что немецкие мотоциклисты уже ворвались на окраину города. Капитан приказал отдать швартовы.
Теплоход был атакован авиацией в районе Гурзуфа, прямо напротив Медведь-горы. С ялтинских предгорий море как на ладони, и свидетелями трагедии стали сотни местных жителей. Сначала на плавучий госпиталь каруселью, один за другим, заходили пикирующие бомбардировщики. "Армения" из последних сил лавировала между фонтанами взрывов. Отчаянные крики людей доносились до берега.
Экипаж торпедоносца "Хенкель-111" не слышал криков. Хотя наверняка видел эмблему "Красного Креста" по борту измотанного русского корабля. Видел перебинтованных раненых и женщин с детьми, что метались по горящей палубе. Опытные пилоты "Хенкеля" загнали торпеду прямо в носовую часть теплохода. Он так и ушел под воду - разорванным форштевнем вперед. Кормовые винты четыре минуты молотили воздух. Из семи тысяч спаслись только восемь человек. Их подобрал сторожевой катер.
Все кончилось в одиннадцать часов утра. Крымчане запомнили точное время. За полторы тысячи километров отсюда, на Красной площади, уже прошел исторический парад, и Сталин сказал свою речь. Войска ушли, чтобы защитить последние подступы к Москве. Сообщать стране о крупнейшей военной потере на Черном море в такой день было немыслимо.
Только какая разница солдату - погибший черноморский теплоход, сожженная деревенька под Можайском или 12-летний мальчишка-подпольщик, повешенный на одесской Пересыпи? И помнил ли урожденный одессит, капитан-подводник Александр Маринеско о судьбе "Армении", когда победной зимой 45-го ночным торпедным залпом топил "Вильгельм Густлофф"? В темноте через перископ он наблюдал лишь контур гигантского корабля. Хотя очень возможно, семь тысяч утонувших в том лайнере балтийских немцев - военные и гражданские беженцы из Курляндии - все-таки были его осознанной местью.
Две морские катастрофы с одинаковым числом жертв. Семь тысяч человек - почти мистическое совпадение. В современной Германии часто вспоминают гибель "Вильгельма Густлоффа". Открыто называют Маринеско варваром, военным преступником. А в Советском Союзе ветеранам Ялтинского порта лишь 9 Мая разрешали выходить на место гибели нашего теплохода-госпиталя, чтобы возложить венки на волну. В реальную дату, 7 ноября, вспоминать о трагедии "не рекомендовалось". Так происходит до сих пор - словно украинская власть переняла прежний коммунистический запрет.
Теперь американцы определят, появится ли у крымских берегов Международный морской мемориал. И если захотят, расскажут нам, что находилось в секретных ящиках НКВД. Эти ящики до сих пор спрятаны в трюме "Армении".