ОтЧобиток ВасилийОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата09.04.2001 16:20:06Найти в дереве
РубрикиТанки;Версия для печати

Решил я процитировать (Кубинка) :)


Привет!

Моделист-конструктор, 1993 год

"Посетителям вход на выставку воспрещен"

Игорь Боечкин, спец.кор. МК
=========
....
...Побывать в танковом музее хотели бы многие, тем более что и печать, и Центральное
телевидение сообщали о нем и даже со ссылкой: "расположен где-то в Подмосковье в
одной из воинских частей". То и другое верно, но именно поэтому попасть в него
невозможно. ВИМБТиВ стоит на территории в/ч, находящейся в ведении Главного
бронетанкового управления (ГБТУ), и, по понятным причинам, сюда "посторонним вход
запрещен". Иное дело - экскурсанты с погонами. Правда, в последнее время многие
"закрытые" учреждения под нажимом валютной публики двери приоткрывают. Это
коснулось и музея, что, впрочем, никак не отразилось на его положении. Хотя в него и
зачастили интуристы, опекающая их организация отчисляет в бюджет упомянутой в/ч по
500 рублей с головы. Много это или мало? Посетитель музея в Бовингтоне платит за
входной билет 3 фунта стерлингов, немец за визит в аналогичное заведение - 10 марок,
американец - не меньше 5 долларов, то есть 2000 руб. Не будем гадать, сколько "Интурист"
зарабатывает от демонстрации коллекции танков, досаднее другое-во всем
"цивилизованном мире" выручка от таких экскурсий поступает владельцу экспозиции и
расходуется на ее содержание, обновление и пополнение, а у нас музею достаются крохи.

В его штате всего 5 военнослужащих и вольнонаемных, причем первые отдают экспонатам
лишь свободное от основной службы время. Не раз начальники музея (и бывшие, и
действующий) просили пополнить штат гражданскими сотрудниками за счет в/ч, и каждый
раз им приказывали делать это за счет... прибыли. Какая тут прибыль!

- В Бовингтонском музее ежедневно бывает 5 тыс. человек. У нас столько же едва
набирается за год,- сетует Михаил Валентинович.-Чтобы справиться с финансовыми
трудностями, нам нужно каждый день принимать по 10 групп экскурсантов, а это
невозможно из-за нехватки персонала и пропускного режима.

Нельзя и другое. К примеру, позволить редакции японского журнала "Танк мэгэзин" снять
(за соответствующую плату) видеофильм о музее, выполнить аналогичные просьбы
англичан и финнов. Или продать американцам отнюдь не уникальные Т-34/85, получив за
каждый, в зависимости от состояния, от 200 до 400 тыс. долларов,- запас машин для
обмена и продаж есть. Нельзя и заключать договоры с другими организациями, скажем, на
изготовление весьма ходовых альбомов, проспектов, буклетов, календарей, открыток,
моделей-сувениров. Все эти проблемы годами волынятся "старшими по команде".

В той же стадии решения находится и программа превращения музея в
научно-исследовательский центр с открытой для всех экспозицией, специализирующийся
на истории танкостроения. Согласно ей от Минского шоссе к новому входу (не связанному
с режимом проходной) нужно проложить дорогу (на это уйдет 5,3 млн.руб. в ценах 1991
года), а перед ним устроить площадку на 15 автобусов и полсотни легковушек,
рядом-заправочную станцию. В самом музее открыть научно-техническую библиотеку,
конференц-залы, реставрационные мастерские, кино- и фотолаборатории, обновить
павильоны и экспозицию (проект уже разработан студентами и преподавателями
Екатеринбургского архитектурного института в порядке учебной практики, а деньги готово
предоставить "Нефтемашиностроение" в обмен на размещение рекламы и небольшой офис),
организовать военизированную и противопожарную охрану с соответствующей
сигнализацией. Как показал опыт, осмотр экспозиции занимает несколько часов. Значит,
на территории музея понадобятся кафе, столовые, медпункт, туалеты, не говоря уже о
ларьках и магазинах, где будут торговать всегда пользующимися спросом книгами о
бронетехнике, наборами пособий для моделистов, сувенирами, печатной продукцией. По
мнению М.В.Чобитка, не составляет особого труда устроить зал игровых автоматов, только
совершенно неповторимый, ибо в нем установят настоящие тренажеры для танкистов
(хочешь - "веди" танк по полю боя, "стреляй" из пушки и пулемета), а на особо выделенной
трассе организовывать показы техники в действии и даже... катание на ней. За
соответствующую плату, разумеется.

Преобразованному музею понадобится штат из 40 сотрудников. Причем экскурсоводам
предстоит не только излагать подготовленную для них лекцию, но и отвечать на самые
неожиданные вопросы. Есть резон привлечь к этому делу энтузиастов. Так, кстати,
поступают за границей: когда я был в музее, там работал С.Хемфри - англичанин, шофер
грузовика по профессии, любитель танков по душевной склонности, посланный сюда из
Бовингтона в длительную командировку. Почему бы не воспользоваться полезным опытом
и привлечь добровольцев и к лекционной работе, и к реставрации, старой техники?

Михаил Валентинович не скрывает, что первоначальные расходы будут немалыми, зато
потом музей станет вполне прибыльным. Он познакомил меня с бизнес-планом,
составленным из расчета 1 тыс. посетителей в день (256 тыс. в год) при весьма умеренной
стоимости билетов - 12 руб. для взрослых и 4 руб. для детей. Но, повторяем, доход музея
будет складываться из продажи не столько их, сколько сувениров, печатной продукции,
видеофильмов, от продуманного (чтобы не портить экспозиции) размещения рекламы,
использования военизированных аттракционов. Другая статья - это продажа из запасников
иностранным музеям, организациям и частным коллекционерам макетов боевой техники,
ее натурных образцов и документации. В итоге музей сможет ежегодно получать от 6,6 до
9,2 млн.руб. (беседа наша происходила в ноябре 1992 г.). Не очень много, но достаточно
для самофинансирования и отчисления части прибыли вышестоящим инстанциям.

Однако пока бизнес-план и проект реконструкции никем не утверждены: упомянутую в/ч и
ГБТУ вполне устраивает существующее положение дел. По мнению Михаила
Валентиновича, выход найти можно. В частности, превратить музей в филиал
Центрального музея Вооруженных Сил с правами на самостоятельную деятельность -
заключив договор с Министерством обороны, по которому оно предоставляет землю и
обязуется пополнять экспозицию боевой техникой, а музей - рассчитываться с ним частью
прибыли. В этом случае, считает Чобиток, целесообразно организовать Попечительский
совет, включив в него начальника ВИМБТиВ, представителей Министерства обороны.
Главного бронетанкового управления и спонсоров. Он станет составлять долгосрочные, на
5 - 10 лет, программы работы, но хозяйственные и прочие конкретные заботы оставит на
долю начальника - тот сам будет изменять структуру музея, формировать штат, заключать
всевозможные договоры, распоряжаться финансами и т.д.

Только в этом случае танковый музей станет доступным для всех, как и положено любому
подобному учреждению.

...Три года назад (и спустя два - после нашей публикации в № 9 за 1988 г.) было принято
решение создать в Москве, на старом летном поле - речь идет о знаменитой Ходынке -
Национальный музей авиации и космонавтики. Принято решение... Да и до него ли сейчас,
когда кругом все разрушают, но не созидают? А крупнейший в мире, уникальный
Военно-исторический музей бронетанковой техники и вооружения уже есть, он существует
уже два десятилетия. Значит, именно его в первую очередь надо возвести в ранг
национального. И не абы как, а на высоком уровне. Напомним прецедент - когда в годы
Великой Отечественной войны организовали Артиллерийский музей, то это было сделано
за подписью Верховного Главнокомандующего, являвшегося одновременно главой
Советского правительства. Поэтому сотрудники Артиллерийского музея сразу получили
исключительные права. А знаменитая Кунсткамера? Ведь она была утверждена указом
Петра I.

Пришла очередь Музею танковому...
=========


С уважением, В.Чобиток http://armor.kiev.ua/