ОтScavengerОтветить на сообщение
КФриц
Дата07.07.2004 21:56:59Найти в дереве
РубрикиКрах СССР; Идеология; Теоремы, доктрины;Версия для печати

Re: Семенов- окончательный анализ…


//Мне неизбежно придётся повторить некоторые тезисы Дмитрия Кропотова. Что делать - не я один читал Семёнова.//

Пора выходить на иной уровень дискуссии. Сначала я отвечу на ваши реплики, потом изложу свое видение концепции Семенова более полно, чем до сих пор.

>1) Не делает различий между обществами Др. Китая и Др. Индии и обществом СССР. А между тем такие различия есть.

И получается, что Ваш первый пункт весь основан на неточной интерпретации Вами позиции Семёнова.

Согласен. Если Семенов и делает различия, то с моей точки зрения природа этих обществ все равно описана неверно. Идем дальше.

>2) Семенов не учитывает в своем анализе политарной формации внешних факторов. СССР превратился в общество авторитарного типа под воздействием внешних условий, но все 70 лет в этом обществе власть не была сосредоточена в 1 личности, она принадлежала правящему слою.

//Да Вы читали ли Семёнова? Он большое внимание уделяет взаимодействию обществ. Это главное, что он внёс в марксизм - привлёк внимание к взаимодействию обществ, а не только к развитию за счёт внутренних противоречий.
Да, Россия давно уже (да почти всегда) живёт "под воздействием внешних условий". Ну и что? Разбираться-то надо, как она живёт. А марксизм позволяет анализировать историю России.//

Она живет под воздействием внешних условий. Как? Адаптируя и приспособляя их к своей среде. Можно даже сказать, что, начиная с Др. Руси у нас нет строя, который не был бы в той или иной мере навязан извне. Так при чем тут марксизм Семенова?

//Что касается правящего слоя - то по теории именно так и должно быть - правящий класс - это чиновники, а не один человек - политарх.//

Да, но согласитесь, что политархия предполагает почти неограниченную власть 1-го. Именно 1-го, на него никто не может повлиять. Но тогда это не политархия – это просто обобщение единоличных видов правления.

>7) Вы ошибаетесь, когда считаете, что для Семенова политаризм – это хорошо. Политаризм и его недостатки преодолеваются именно собственно социалистическим строем. А что это такое – Семенов не объясняет. Видимо это именно классический марксисткий социализм с отмиранием всякой и частной и государственной собственности и с преобладанием общественной собственности.

//Каждый строй, а тем более классовый, плох. Но и хорош тоже. Это как мушкет - для своего времени хорош, а в наше время - плох. Но может быть ситуация, когда он и в наше время может пригодиться.//

Согласен.

//Вы своим седьмым пунктом опровергаете шестой. Значит, Семёнов указал, как было бы неплохо преодолеть политаризм в СССР. Так чем же "вариант Семёнова" неудовлетворителен? Только тем, что Вам социализм не нравится?//

Только тем, что мне не нравиться европоцентризм. Именно там возникла мечта о новом строе, который выдумают из головы и воплотят в жизнь по схеме. Против такого марксизма все протестовали. В результате получился «реальный социализм» – советский строй. Теперь Семенов предлагал к перейти от него в 80-е годы к «социализму», то есть к утопии, которой нет, которая даже недостаточно разработана теоретически!

//В общем, не то я не вижу, не то в Ваших семи пунктах нет ни одного серьёзного аргумента в поддержку Вашего тезиса о неудовлетворительности "варианта Семёнова".//

А я не вижу обоснования политаризма. В СССР был советский строй. Партия и Советы – вот его основные элементы, а не «элита».

//Может быть, так поступим: Вы выберете по меньшей мере один пункт (лучше два или три), наиболее надёжный, на Ваш взгляд, и покажете, как он, этот пункт, опровергает "вариант Семёнова".//

Поступим иначе. Я скажу как…позже.

//Или этот вариант только лично для Вас неудовлетворителен?//
Нет.

>Недостатки советского строя возникли при сильном давлении извне и изнутри. Их МОЖНО было преодолеть. Но при этом преодолении произошла бы сильная трансформация строя. Поэтому вернуться в СССР механически – нельзя, в этом случае снова проявятся его недостатки. Будет мешать инерция сознания, психология реставраторства.

//Что-ж, интересная тема. Тут от Вас потребуется большая работа. Думаю, Вам надо, раз уж Вы знаете, открыть новую ветку и написать об этих недостатках, и как их преодолеть, и как строй при этом трансформируется. Это была бы важная, программная работа. Думаю, не один я с удовольствием такой труд обсудил бы.//

Вот это уже другое дело. Просто сейчас нет времени открывать дискуссию в ветке. Но в принципе вы мою точку зрения знаете. Трансформировать советский строй можно было бы как раз ослабив «социалистические», а заодно «политаристско-элитарные» начала в нем.

>Да, но КОГДА укусила? С моей точки зрения – с самого момента возникновения. Все 20-е и 30-е годы в рамках советского строя боролись два его проекта, один из которых был на время подавлен. Кроме того, вы не совсем верно поняли С.Г. Вот цитата: «Бывает, что парня-здоровяка кусает тифозная вошь и он умирает. Какие были к этому предпосылки? Только его смертная природа. Из этого еще конечно не следует, что наш строй был здоровяком (!!), но сам факт убийства ничего не говорит о здоровье убитого.

//Не любите Вы СССР. Значит, он с самого начала был опасно болен? А С. Г. СССР любит. Он явно считает советское общество в целом здоровым и очень мощным, как парень-здоровяк. Он считает, что СССР убили.//

Я СССР люблю. Да, я считаю, что его убили, но это не значит, что общество было вполне здоровым. СССР после 1945 я бы сравнил с зэком из лагеря, который вышел на свободу и победил мучителей, но при этом весь слаб и болен. Кара-Мурза указал причины этой болезни – переход к урбанизму и разрушение общины в городах, переход от традиционного чувства традиции к рациональному, появления «голода на образы», появление мощного бюрократического аппарата и деградация СССР в сторону сословности, западничество интеллигенции и предательство группы лиц в верхушке партии. Все вместе это позволило убить СССР. Но не преодолеть проблемы и не поставить вопросы о его жизнеспособности.

>Сейчас в обществе – авторитарное правление корпоративно-олигархических кланов. А Путин – вовсе здесь ни при чем. Ходорковского свои посадили. Но видно к чему ведет «вариант» Семенова. И современная Россия и Путин приравниваются к Сталину. «Два проекта – политарный и либеральный». А Путин неолиберал, его духовный отец Собчак неолиберал… Путин проводит «авторитарный» курс потому, что популист. Так можно и Жириновского назвать спасителем России.

//Сталин тоже был либерал, и даже социалист, а его духовный отец - Ленин, и вовсе был либерал-экстремист. Если их рассматривать с точки зрения монархиста.//

Монархист делает различие между социализмом и либерализмом. Назарова почитайте, если мне не верите.
//В этом сила марксизма - он позволяет анализировать необходимое. Вот необходим политаризм - и из толпы претендентов выделяется тот, кто способен и будет этот курс проводить. И Путин его проводит, и его взгляды ничего не могут изменить. Как и марксистские взгляды Сталина не помешали ему стать политархом.//

Детерминизм чистой воды. Взгляды детерминируются самим «ходом истории». Путин проводит как раз политику олигархов. При этом ставит спектакли для вас, как для «политаристов».

>//Это что же у Вас получается? Что побеждает цивилизация, не культурно превосходящая, а умственно и физически? Сумевшая опередить в науке и промышленности? Материалист Вы после этого.//
>Нет. Не материалист. Т.к. наука не материальна по своей природе, она возникает в голове у человека.

//Ну хорошо. Значит, наука - основа прогресса? И те, кто опередил, сожрут отставших или навяжут им свою культуру?//

Как сильный здоровяк победит умного, но слабого. Да.

//Ну а социально-экономические отношения по мере прогресса науки изменяются закономерно, или нет?//

Социально-экономические отношения параллельны прогрессу науки, хотя и зависимы от него и даже скорее не от него, а от научной парадигмы от идеологии науки. Но эта зависимость проявляется по-разному в разных обществах.

Теперь поговорим ОПЯТЬ о варианте Семенова. Что мне не нравится в этом варианте изложения мировой истории?

1) Рационализм Семенова и его детерминизм. Каждая социально-историческая формация независимо от желания людей приводит к прогрессу или регрессу независимо от их взглядов.
2) Для Семенова определяющим фактором мировой истории является социально-экономический. Поэтому другие факторы присутствуют как бы побочным образом в истории. Есть магистральный путь исторического развития (Европа), а есть латеральный (Россия). То, что Кара-Мурза описывает как миф европоцентризма – составная часть доктрины Семенова.
3) Политаризм или азиатская формация – все это можно было бы принять у Семенова, если бы не экстраполяция азиатской формации на СССР после 1917 года (пусть это и неополитаризм). При этом игнорируется именно массовость строя, его мобильность в 30-е годы и даже позже.
4) Т.к. политаризм связан с ролью государства в экономике и массовыми репрессиями, Семенов видит политаризм во всех укладах с единоличной властью. Гитлер – это ставленник крупного капитала Германии и тем не менее «политарист». При таком смешении социал-экономической сферы со сферой политики можно доказать что угодно.
5) Семенов не видит, что политаризм, феодализм, рабовладения – это аграрные, а не индустриальные общества. СССР не мог быть политарным именно в результате развития науки и индустриализации.
6) Все положения Семенова ведут к выводу о том, что СССР как социально-экономическое целое к 80-м годам был неэффективен, что это был стагнирующий строй, загнивающий в результате господства чиновников. Это прямо противоречит ФАКТАМ, говорящим обратное.
7) Вывод: семеновский марксизм – это вариант евромарксизма, который адаптировал под себя национальную специфику и учел данные (отвергнув выводы) цивилизационного подхода). Он рассматривает Россию как страну неспособную к самостоятельному развитию, а курс Путина в конечном итоге – меньшее зло, т.к. Путин обречен восстанавливать Россию (как политарх).

С чем я категорически НЕСОГЛАСЕН.

С уважением, Александр