ОтДм. НиткинОтветить на сообщение
КC.КАРА-МУРЗА
Дата29.07.2004 18:01:51Найти в дереве
РубрикиОбразы будущего; Архаизация; Хозяйство; Тексты;Версия для печати

Лучше, но не сильно.


>Известно, что в России сложилась культура непритязательности.
Когда? В какой среде? Не будем рассматривать роскошь аристократии XVIII века, поговорим о более близких временах. Я отнюдь не наблюдал непритязательности у высокоплачиваемых функционеров сталинского времени. Скорее, наоборот. И не стоит выдавать вынужденную бедность за добродетель. Как там говорил Чаянов?

"Вольно же нашим критикам понимать теорию трудопотребительского баланса как сладенькое живоописание российского крестьянства наподобие благонравных пейзан, всем довольных и живущих, как птицы небесные. Мы сами такого представления не имеем, и склонны полагать, что каждый крестьянин не отказался бы ни от хорошего ростбифа, ни от граммофона, ни даже от пакета акций "Ойл Шелл Компани", если бы к тому представился случай. К сожалению, в массе такого случая не предоставляется, и каждая копейка достается крестьянской семье тяжелым напряженным трудом. А в этих обстоятельствах ей приходится отказываться не только от акций и от граммофона, но подчас и от говядины."

>Все мы любили комфорт и хорошие вещи, но не делали из них культа. Люди ценили достаток и считали глупым рвать себе жилы ради избытка.

Рвать себе жилы было глупо ввиду действия основного принципа социалистического распределения – уравнительного. Как всем было известно, хочешь жни, а хочешь куй… Впрочем, немногие возможности поехать «за длинным рублем» активно использовались. Севера осваивали и рвали себе жилы при этом отнюдь не только добровольцы-романтики.

>Но уже в годы перестройки мы стали объектом небывало мощной и форсированной программы по слому старой, созданию и внедрению в общественное сознание новой системы потребностей.

Здесь утверждение, не соответсвующее действительности. Культ вещей и потребления возник задолго до перестройки. Даже слово такое гуляло по публицистике: «вещизм». Это 70-е годы, когда был провозглашен курс на поворот экономики к удовлетворению человеческих потребностей. Курс-то провозгласили, а потребности-то опережали…
Неужели автор не помнит многосотенных очередей за коврами, хрусталем, золотом? Это не перестройка, это куда более раннее время.

Если уж автор хочет найти корни потребительской ориентации людей, и ищет их не в человеческой природе, а в идейной сфере, то ему надо обращаться не к перестроечным декларациям, а к изначальной коммунистической идеологии, провозгласившей целью создание общества, в котором каждый получает «по потребностям». Все перестроечные идеи были всего-навсего обращены на поиск альтернативного способа достижения все той же цели – максимально возможной степени удовлетворения потребностей. И народ, что характерно, вместо того, чтобы недоуменно пожать плечами и продолжить предаваться якобы излюбленной аскезе – почему-то откликнулся! Почему бы это?