ОтTemnik-2Ответить на сообщение
КДм. НиткинОтветить по почте
Дата10.08.2004 18:54:01Найти в дереве
РубрикиОбразы будущего; Архаизация; Хозяйство; Тексты;Версия для печати

Гуща


1. Простите, Дмитрий, что значит "на территории России"? Не прокатит. До 1991 г. СССР был реально единым государством, и в данном случае расчет только по России занижает долю военных расходов.

2. Нет никакой уверенности, что автор преодолел методологические трудности, связанные с расчетом расходов на ВПК.

"В 1992 г. Павел Гужвин, бывший в то время председателем Госкомстата России, писал в журнале «Вестник статистики»: «Куда вошла стоимость танков, пушек, боеприпасов, подводных лодок, боевых самолетов, обмундирования для военных? И вообще, сколько все это стоит? Какова доля военно-промышленного комплекса в народнохозяйственной структуре: в объеме промышленной продукции, численности занятых, стоимости основных фондов? Не удается найти в официальной статистике ответов на этот и ряд других всех волнующих во-просов. Данные об этом закомуфлированы в общих итогах». Он также добавлял, что даже председатель Госкомстата СССР не знал ответа на эти вопросы, потому что таким образом была построена методология расчетов".

"Проблема цен всегда была наиболее сложной, а задача отслеживания их динамики фактически превратила ее в неразрешимую".

И т.д.

3. Хотя и приведеныне показатели крайне высоки, но итоговые данные все же не кажутся достаточно вероятными.

Как много более высокие, чем у США (6 - 7% ВВП) расходы на оборону могут уложиться в 10 - 13% ВВП СССР?

"Еще более внушительно выглядело превосходство СССР в производстве конкретных образцов вооружения. Так, в течение 9 лет, с 1974 по 1982 годы, СССР превзошел США по выпуску МБР в 5,9 раза (2035 единиц в СССР против 346 в США), по танкам - в 2,7 раза (соответственно 17350 против 6400), по БТР и БМП - в 7,6 раза (36650 против 4800), по тактической авиации - в 2 раза (6100 против 3050), по крупным надводным кораблям - в 1,2 раза (85 против 72), по многоцелевым подводным лодкам - в 2,3 раза (61 против 27), по ядерным тактическим ракетам - в 1,6 раза (5850 против 3550), по ПЛАРБ - в 16,5 раза (33 против 2), по орудиям полевой артиллерии и системам залпового огня - в 38,1 раза (13 тыс. 350 против 350) [24].

Может быть, США преувеличили цифры советского производства вооружений? Да нет, оснований для такого вывода нет. Хотя обобщенные данные военного производства в СССР по-прежнему засекречены, отдельные опубликованные цифры позволяют сделать заключение, что США скорее занижали, чем завышали размеры советского военного арсенала.

Например, американцы считали, что Советский Союз произвел 30 тысяч ядерных боеприпасов и 500-600 тонн обогащенного урана. В действительности же, по данным бывшего российского министра по атомной энергии Виктора Михайлова, СССР произвел 45 тысяч боеприпасов и 1200 тонн оружейного урана [25].

Ошиблись американцы и при подсчете советских танков. Они считали, что СССР имеет их немногим более 50 тысяч, в то время как их оказалось 64 тысячи (по другим данным даже 68 тысяч)".

(В.Шлыков)

"… с приходом к власти Л.И. Брежнева началась неоправданная в условиях мирного времени гонка вооружений, в том числе и военно-морских. На третьем этапе развития военного флота в СССР (1967-1991 гг.) началось строительство боевых кораблей с темпом, превосходящим американский. Был построен самый большой в мире по водоизмещению и количеству боевых кораблей военный флот. По количеству размещенного на борту кораблей оружия (без учета авиационного вооружения) СССР, также превзошел США. С середины 60-х годов, выполняя новую программу строительства вооруженных сил Брежнева - Гречко - Горшкова, было развернуто интенсивное строительство крупных надводных кораблей по принципу "корабль за корабль". Практически вся серия тяжелых авианосных крейсеров типа "Киев" вводилась в строй год в год с американскими атомными авианосцами типа "Нимиц". В течение первого десятилетия (1967-1975), пока шла война во Вьетнаме, ВМС США наоборот резко сократили строительство боевых кораблей. Перерыв в строительстве авианосцев составил 8 лет, крейсеров - 7 лет, а эсминцев целых 11 лет. Однако перерыв в строительстве ракетных подводных лодок был еще больше, и составил 14 лет!

С ввода в состав ВМФ СССР 5 ноября 1967 г. первой ракетной подводной лодки стратегического назначения К-137 "Ленинец", спроектированной в КБ С.Н. Ковалева, началось строительство самой большой в мире серии проекта 667А, Б, БД, БДР, БДРМ - 77 единиц. Вместе с 6 самыми большими в мире тяжелыми подводными ракетными крейсерами проекта 941 - "Акула", вооруженными 20-ю 90-тонными МБР, количество стратегических ракетоносцев СССР почти в полтора раза превзошло США. Уже с вводом в строй в декабре 1972 г. первой ракетной атомной ПЛ К-279 типа "Мурена" (пр. 667Б) с БРПЛ Р-29 дальностью стрельбы 7800 км, превосходящей американскую ракету "Посейдон" в 1,5 раза, ВМФ СССР обогнал ВМС США на 7 (!) лет (ракетный комплекс "Трайдент-I" вошел в строй только в 1979 г.). В течение последних двух десятилетий ВМФ СССР смог не только догнать ВМС США по числу боевых надводных кораблей, но и резко обогнать по численности подводных лодок, в том числе - атомных. Было построено 80 атомных ПЛ (включая 7 тяжелых подводных крейсеров с УКР) и 110 боевых надводных кораблей океанской зоны действия: 5 авианосных, 3 тяжелых атомных крейсера, 1 атомный корабль измерительного комплекса , 42 ракетных крейсера и БПК 1-го ранга (крейсеров, по классификации НАТО), 42 БПК и СКР 2-го ранга (эсминцев).

Расходы на создание военного флота в СССР являлись неоправданно высокими. Основной причиной этого была разнотипность кораблей. Если обратиться к таблице, можно увидеть, что только проектов подводных лодок в СССР было разработано в 10 (!) раз больше, чем в США.

Из этой таблицы прекрасно видно, что водоизмещение военно-морской армады СССР превосходило ВМС США на 17 %.

Основу военного флота СССР составляли атомные ПЛ проекта 671РТМ и РТ - 33 единицы и 12 АПЛ проекта 670 и 670М. Самыми мощными являлись 7 единиц подводных ракетных крейсеров проекта 949 и 949А, каждая из которых обладала способностью уничтожить авианосную группу США.

В составе флота СССР находилось также 12 АПЛ с корпусами из титановых сплавов, в том числе самая быстроходная в мире (пр.661) и самая глубоководная (проект 685).

Первый, специально спроектированный корабль с авиационным вооружением (вертолетами корабельного базирования Ка-25) и первыми противолодочными ракетами "Вихрь" - противолодочный крейсер "Москва" вошел в строй в 1967 г…

27 марта 1974 года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен уникальный боевой корабль - тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" (пр. 1144, главный конструктор - Б.И. Купенский). Вступление крейсера "Киров" в строй 30 декабря 1980 г., по его историческому значению, можно сравнить с вступлением в строй в 1907 г. английского линейного корабля "Дредноут". Корабль, с ядерной установкой, оснащенный двумя новейшими ракетными комплексами, не имеющими аналогов за рубежом - противокорабельным "Гранит" (20 ракет) и зенитно-ракетным (многоцелевым) "Форт" (96 ракет С-300), представлял по своей сути прототип корабля "арсенального типа", строительство которого только предполагается в начале XXI века в США. Корабли этого типа были причислены к линейным крейсерам по классификации справочника Jane's Fighting Ships (этому самому уважаемому военно-морскому справочнику мира в 1997 г. исполняется 100 лет).

…Всего было построено 4 таких корабля: "Киров", "Фрунзе", "Калинин" и "Петр Великий", государственные испытания которого с огромными трудностями начались 28 сентября 1996 г. (через 10 лет после закладки).

Параллельно со строительством этого типа крейсеров, на Балтийском заводе был построен уникальный корабль измерительного комплекса с ядерной энергетической установкой "Урал" (проект 1941), самый большой атомный надводный корабль ВМФ СССР, полным водоизмещением 35000 тонн…

Вообще строительство надводного флота ВМФ СССР было неоправданно расточительным и нелогичным. Например, игнорировалась настоятельная необходимость строительства крупных авианосцев, без которых флот просто был неспособен вести полноценные боевые действия в условиях как локальных боевых конфликтов, так и неограниченной ядерной войны. В то же время надводный флот пополнялся 4-мя (!) типами крейсеров одновременно. Практически каждый судостроительный завод строил свой тип корабля (за исключением ССЗ им. А.А.Жданова, строившего параллельно два типа: пр. 956 и пр.1155). При этом в богатой Америке строили крейсера только одного типа - "Тикондерога", да и то унифицированного со своим прототипом - эсминцами типа "Спруенс".

Разнотипность стала общей бедой не только в кораблестроении. Системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, стоявшие на борту советских кораблей также отличались большой разнотипностью. В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей (ПЛ-АВ-КР-ЭМ-СКР), в США - 16 типов. На вооружение кораблей (без авиационного) было принято 30 типов ракет, в США - только 10 типов.

Военные флоты двух держав имели четко выраженную асимметрию в корабельном составе. Если у СССР более половины составляет подводный флот, то в США 40 % водоизмещения флота составляют авианосные и десантные корабли. Суммарное водоизмещение построенных в США в течение 1971-90 гг. авианосцев превысило водоизмещение всех построенных подводных лодок (!) и почти равнялось водоизмещению всех остальных боевых надводных кораблей (см. табл.). Крупные авианосные корабли являются наиболее эффективной боевой платформой в океане, способной вести как эффективный контроль за воздушной и морской обстановкой на огромных акваториях, так и интенсивные боевые действия по завоеванию господства в воздухе в локальных войнах и стать передовой базой ядерного оружия в случае развязывания войны с его применением. Они способны выполнять весь спектр боевой деятельности: от политики демонстрации силы и устрашения до выполнения локальных боевых задач в любом месте Земли. Сомали, Ирак, Босния - это страны, у берегов которых только за несколько последних лет действовали авианосцы США. В дополнение к тому, что авианосец является наиболее многоцелевым боевым кораблем, он является еще и самым дешевым (!) типом таких кораблей по критерию "стоимость-эффективность". Стоимость постройки одной тонны водоизмещения авианосца почти в 5 раз ниже таковой у атомных подводных лодок или крейсеров".


Атомные авианосцы… экранопланы… десантные корабли…. тральщики и прочая и прочая и прочая.

(Юрий ЕГОРОВ "Самый большой флот в мире")

Как это все могло уложиться в менее чем 17 - 20% ВВП?

"Таким образом, невысокий уровень конечного потребления советских граждан не был связан с перекошенностью структуры ВВП в сторону гипертрофированного накопления. Уровень накопления был достаточно разумным. Неразумным был объем расходов на нерыночные услуги, прежде всего – на оборону. Развитая система нерыночных индивидуальных услуг не могла компенсировать это отста-вание. Созданная добавленная стоимость не инвестировалась в дальнейшее развитие и даже не проедалась. Она просто тратилась на бессмысленное вооружение".

Вот это резюме Пономаренко мне кажется важным.