| От | Pout | |
К | Лом | |
Дата | 19.01.2003 14:02:51 | |
Рубрики | Россия-СССР; | |
типов смехов и веселий много. Эксцентрика
даже в эстетике есть разные подходы к сфере комического. А эстетикой
сфера не органичивается. Я ж сказал,что тут пахнет долгим разбором
позиций и например с Ольгой мы хоть в столкновении, достигли частичной
конвенции - она восприняла мой, я ее исходный подход, учитываем каждый
другого,но не можем не плыть так ,как каждый привык. СГ
приводит(вскользь) свою опорную базу - это еще один подход, от Бахтина,
историческое деление"смешного"по типам карнавальное-новое время. До
прикладной советской эстетики и ее истории мы еще и не добрались и
такими темпами и не доберемся. а будем собачиться короткими рублеными
фразами,которые каждый понимает в меру своего знання и испорченности. У
меня в отношении "юмора"не выходит конвенции по (исходному)базовому
делению на два основополагающих вида" культурем" - совет-антисовет. Это
делит все сразу напополам топором. Дальше что , нам, неспецам,перед
человеком более нас разбирающимся- "оправдывать" Платонова или даже
Неуловимых - что это-де первое, а не второе, что ли. Бред. Не контур
спора, а костер из дважды"перегнутых палок".
Тут разрыв, надо базу подводить, но долго. Коротко, всплеск на рубеже
60х - это особ случай. Общество стало сложней и начало
стурктурироваться.В это время максимальная производная жиз.уровня,
появление и выделение новой "индивидуальности"(не личности вообще, а
нового типа личности) с нацеленностью на самовыражение,автономизацию и
интимную сторону жизни. Плюс - резкий количественный рост людей и мидиа
,поколение самого большого бэби-бума (молодежное и радостное лицо
эпохи).
И еще. Мне в рамках заявленного контура не столь важно, кто икак
воспринимает , подход чисто массовидный, как у природе, благо
"примитивный жанр"( а я вижу его затравку -нутряной смех)позволяет.
Основной тезис,после всех этих пробросов, звучит так -это был поначалу
безыдейный и даже почти беспредметный "утробный" смех"без причины".
Радость, ра-ра-ра. От того же слова -"ражий"(здоровенный,детина). Но
этот"безфдейный"вовсе не такой же , как внешне похожий теперь"утробный"и
"нутряной", в фазе архаизации. Тот здоровый - а этот больной.
Лом сообщил в новостях следующее:84219@kmf...
> Почти все в этой ветке упорно взяли курс на обострение, почти все
хотят сказать, но никто не хочет слышать. Практически все говорят о
разных вещах и даже не попытались хоть немного прочитать соседей и
провести минимальную структуризацию...
>
это непросто. У каждого -своя получается. Опять.
> Итак, сначала о применении.
>
> То, что смех бывает доброжелательный надеюсь никто оспаривать не
станет. Первой это деление упомянула (и застолбила) конечно Ольга. Без
этого типа смеха лучше сразу пойти и тихо повеситься, поэтому дальше
рассматривать его не буду.
>
Есть и другие,тоже эффективные. Напр....ну чтоб опять все пополам - на
веселое и смешное. Бендер веселый,но не смешной герой. ДонКихот и
П.П.Шариков смешной,но не веселый. Бывают смешные и веселые сразу. Это
не относится к идейной сфере. Скорей то что Беглец сказал - два типа
исходного ха-ха.
> То есть тут все зависит от общей ситуации, надо знать меру, а тем кто
перехлестывает можно нейтрализовать шуткой, в крайнем случае отвесить
словесный подзатыльник. Эту часть тоже опустим, так как никакой
злонамеренности и целенаправленности тут нет, а есть просто люди с
плохим чувством юмора и меры.
>
> Третий вид смеха, из за которого весь сыр-бор . Смех как оружие.
сыр-бор начался с жанра кинокомедии (экранизации театральной комедии,
точней). Их по жанрам делят,и жанров тоже(прикладная
киноэстетика)несколько.Специфически советские тоже есть, были гранды
сов.школы(см.приложение -Эйзенштейн,.Пудовкин,Козинцев и т.п.) ,Рязанов
мэтр нескольких под-жанров комедии.Он ученик Козинцева -основателя ФЭКС,
советской эксцентрики. Эксцентрика самый низовой, нутряной,телесный,но
вовсе не простой предмет. Мне представляется, ключ к всплеску "веселых
"60х лежит в всплеске такой подосновы. Это пробрасывается потому, что
вносить на первом же шагу идеологичеески нагруженные деления
методологически неверно. В другой стороны,она "имеет отношение" к общей
кульутрной ситуации. Первые советские комедии как и первые комедии
вобще, и базовые комедийные задолбы 60х - это эксцентрика.
"Новые приключения мистера Веста" и кстати"Красные дьяволята". (римейк
последних - "Неуловимые", Кеосаян). "Политый поливальщик" -первый фильм
вообще. И появление их на рубеже 60х, прям со старта с
откровенного"цирка"(КарнавальнойНочи)начиная -это знамение эпохи.
Это жанр впрямую , вчистую "трагедии эпохи" разумеется мало
сответствует и поэтому дозировался. Но не пропадал,а мутировал и
расчленяясь уходил в "чистый цирк",балаган (Козинцев,отец
сов.эксцентрики,даже в идеологически выдержанных сталинских картинах
испольовал "низовой раешный юмор" и даже героя. Максим.) Возникали
другие помеси. "Веселые ребята", голливудский музикал по-русску.. Дикая
эксцентрика, скачущие козлы, но подгадали по времени. Почти каждый раз
возникал идеологический спор,"соответствует ли" Максим или козел
утесовского скока "трагедии эпохи"."Вы что, с ума сошли- смеяться в
реконструктивный период? Смеяться грешно. Когда я вижу наши
достижения,мне не хочется смеяться. Мне хочется молиться" (Предисловие к
"Золотому теленку")
> Пост Сергея Георгиевича :
>
> Я согласен с тезисом что смеховая культура карнавала и зачинавшаяся
сатира которой надо было все острее и острее (Ольга) вошла в автокатализ
со многими социальными процессами, в часности урбанизацией и
атомизацией, с индивидуализацией, разбеганием по своим норам после
работы производственных коллективов. Согласен что накопление яда
поразило значительное количество коллективов.
>
> Но не согласен с тем что весь смех был ядовитым. Тут я согласен с
Поутом в том что не существовало тотальной злонаправленности смеха в
60-е и что этим были поражены все смехогенерирующие коллективы.
> Даже в восьмидесятые было полно здоровых просоветских коллективов без
кукиша в кармане и со здоровым юмором . по себе помню.
>
Я оправдываться не собираюсь. Рассказывал уже. Правда,это начало70х,но
киношных остряков и циников я вокруг своих и " в субкультуре"не видел,ни
среди хор.знакомых,ни в своей среде. . Ну не знаю,блин, заява что
КВНщики,студенты 60-70х "физики" (не химики) елси не сразу, то
потом -"антисоветчики",антиситемники , если "политически правильно"
порубить подкорку пополам и потом наждаком с документами от НКВД
поскрести. Скрыто,но..
. В моей группе был один(1)фарцовщик, ушел на 2 курсе, и один(1) хоть
как-то богемистый самовыраженец. Надь-стюардесс видал, Электронов не
сподобился.
> Я не согласен что фильмы Бумбараш, Неуловимые и Белое солнце .
<?юмористические>. Я бы сказал что это фильмы в которых наравне с
трагедией есть место человеческой радости и смеху. Я на демков вроде не
похож, но я не мыслю свое советское мироощущение без этих трех фильмов,
при этом сакральная часть из поля зрения абсолютно не выпадает. Проблема
явно не здесь.
>
Это (первые два и самые первые рязановские - "Человек
ниоткуда")эксцентрические фильмы ,знаковые проявления "эпохи смеха без
причины"
> Игорю Кудинову и рикошетом пост Сильвера:
>
> Всего одна <?маленькая> деталь которая делает огромную разницу .
чувство ответственности. Именно из за этой маленькой детали я не
принимаю Платонова никак, особенно после ссылки Поута по НКВД. Он именно
носит на руках свою несчастную жизнь и свой талант. Да, талант есть, но
с таким духом много не напишешь и уж доброго юмора точно.
Это выборка документов проскреба - наждаком по живому до крови -
смертельно больного человека, имхо памятник стойкости духа и ремеслу
писателя. В общем,по Платонову достаточно много набрали, и если есть
желание -лучше познакомиться впрямую с текстами . Не стоит судить
сгоряча.
Юмор тоже определенного и странного типа(траги-ирония)это у Платонова
"среднего"периода, начало 30х.
Возврашаясь к эволюции юмора в мидиа и обществе - что там и как
происходило с заквасочным "здоровым детским смехом" , это еще надо
раскидывать и разбираться.
=========
а ля Ольга. Из словарей ( нудно и долго)
приложение
(советских времен энциклопедия Кино)
кинокомедия - жанр кинопроизведения, основной предмет которых -
явления, относящиеся к эстетической категории комического. Имеет много
жанровых разновидностей, различающихся по характеру авторского отношения
к изображаемому материалу (кинокомедия сатирическая, лирическая,
кинопародия и др.) и степени условности (эксцентрическая, киноводевиль и
др.). Первая кинокомедия - <?Политый поливальщик> (1895, режиссёр Л.
Люмьер). Первые <?комические>, как стали называться фильмы такого рода,
использовали жанровые формы цирка, варьете и т. д. Почти одновременно
возникла и другая разновидность кинокомедии строившейся по принципу
водевиля и театральной комедии.
Советская кинокомедия с самого начала была связана с насущными задачами
своего времени. Это усиливало социальные функции, популярность и
действенность кинокомедии, которая стала важным общественным явлением.
Одно из первых принципиальных достижений в области кинокомедии -
<?Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков> (1924,
режиссёр Л. В. Кулешов). Значителен вклад режиссёра Я. А. Протазанова,
развивавшего традиции бытовой и сатирической кинокомедии. В фильмах
<?Закройщик из Торжка> (1925), <?Дон Диего и Пелагея> (1928), <?Праздник
святого Иоргена> (1930), <?Марионетки> (1934). Активным утверждением
новых начал жизни отличаются фильмы <?Девушка с коробкой> (1927) и <?Дом
на Трубной> (1928) - оба режиссёра Б. В. Барнета, <?Два друга, модель и
подруга> (1928, режиссёр А. Д. Попов). Широкую популярность приобрели
поставленные в предвоенные годы фильмы Г. В. Александрова (<?Весёлые
ребята>, <?Волга-Волга>, <?Цирк>), И. А. Пырьева (<?Богатая невеста>,
<?Трактористы>), К. К. Юдина, А. В. Ивановского, Барнета. Собственно
сатирическая кинокомедия не получила в эти годы широкого развития, но и
в кинокомедии других жанров значительное место отводилось разоблачению
бюрократов, очковтирателей, карьеристов. Один из ведущих жанров
кинокомедии в этот период - музыкальная кинокомедия (см. Музыкальный
фильм).
Во второй половине 50-х и в 60-е гг. в советском киноискусстве
выдвигается и успешно работает новая группа талантливых
режиссёров-комедиографов: Э. А. Рязанов (<?Карнавальная ночь>, <?Гусарская
баллада>), Ю. С. Чулюкин (<?Неподдающиеся>, <?Девчата>), Л. И. Гайдай
(короткометражные фильмы <?Пёс Барбос и необычайный кросс> и
<?Самогонщики>, фильм <?Операция "Ы" и другие приключения Шурика>), Э. Г.
Климов (<?Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён>), Г. Н.
Данелия (<?Я шагаю по Москве>, <?Тридцать три>). В конце 60-х и в 70-е гг.
наблюдается ярко выраженное стремление кинокомедии к стилистическому
разнообразию. В фильмах Рязанова, поставленных по сценарию Рязанова и Э.
В. Брагинского, даётся гротескно-эксцентрический вариант героя,
противопоставляющего корысти и несправедливости высокие нравственные
устремления (<?Берегись автомобиля>, 1966). Герои других фильмов
Рязанова - подчёркнуто скромные рядовые люди, застигнутые и
преображённые ситуацией <?чуда> (<?Ирония судьбы, или с лёгким паром>,
1976, телефильм; <?Служебный роман>, 1977). Яркая сатирическая
направленность, гротесковая заострённость характеров отличают его фильмы
<?Гараж> (1980), <?Вокзал для двоих> (1983). В фильмах Гайдая продолжают
осваиваться традиции комедийной эксцентрики (<?Кавказская пленница>,
1967, <?Иван Васильевич меняет профессию>, 1973, <?За спичками>, 1980).
Здесь приёмы немой <?комической> ставятся на службу точным сатирическим
задачам. Традиции эксцентрической немой кинокомедии разрабатываются
также в короткометражных фильмах М. Г. Кобахидзе (<?Свадьба>, 1965,
<?Зонтик>, 1967) и других лентах грузинских кинематографистов. Широкий
жанровый диапазон - от гротеска до трагикомедии и мьюзикла - свойствен
кинокомедиям режиссёра Э. Н. Шенгелая (<?Необыкновенная выставка>, 1969,
<?Чудаки>, 1974), Г. Н. Шенгелая (<?Мелодии Верийского квартала>, 1973).
Перспективные пути развития кинокомедии намечает в 70-е гг. творчество
Данелии. Меткая сатира на негативные явления действительности органично
сочетается у него с большой психологической и бытовой достоверностью
(<?Афоня>, 1975), точность в обрисовке среды и характеров - с лирической
атмосферой действия (<?Не горюй!>, 1969, <?Мимино>, 1978, <?Осенний
марафон>, 1979).
Наряду с выдающимися комедийными актёрами старшего поколения И. В.
Ильинским, С. А. Мартинсоном, Э. П. Гариным, М. И. Жаровым, Ф. Г.
Раневской, Р. Я. Пляттом в жанре кинокомедии приобрели популярность М.
И. Пуговкин, Г. М. Вицин, Л. М. Гурченко, Р. А. Быков, Е. П. Леонов, А.
А. Миронов, Л. В. Куравлёв, А. В. Мягков, Л. М. Ахеджакова и др.
Энциклопедический словарь <?Кино>
Полный текст энциклопедического словаря <?Кино>, выпущенного
издательством <?Советская энциклопедия> в 1987 году.
Эксцентрика
Эксцентрика в цирке, театре, кино, на эстраде, заостренно-комедийный
приём изображения действительности. Алогичное, с точки зрения
общепринятых норм, поведение персонажей. Употребление предметов в
несвойственных им функциях (исполнение музыкальных произведений на пиле,
сковородках, метлах с натянутыми на них струнами и резонатором из
бычьего пузыря и др.).
ЭКСЦЕНТРИКА в цирке, театре, кино, на эстраде, заостренно-комедийное и
пародийное изображение действительности, выявляющее алогизм и нелепость
"нормального", обыденного. В результате нарушения последовательности и
взаимосвязи привычных действий, наделения предметов несвойственными им
функциями, буквального овеществления метафор и т.д. жизненные явления
предстают в новом свете, получают неожиданное переосмысление. Для цирка
и эстрады использование приемов эксцентрики традиционно. Цирковой жанр
музыкальной эксцентрики - исполнение мелодий на необычных инструментах,
бытовых предметах (пилах, бутылках и др.). В 1920-х гг. в СССР
режиссеры-экспериментаторы (организаторы Фабрики эксцентричного актера -
ФЭКС - Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг, а также В.Э. Мейерхольд, С.М.
Эйзенштейн и др.), стремившиеся сблизить театр и кино с наиболее
демократичным зрелищным искусством - цирком, стали привносить элементы
эксцентрики в драматические спектакли и фильмы.
Иллюстрированный энциклопедический
словарь
----
<?Рязанов> Эльдар Александрович (р. 18.11.1927), советский режиссёр,
сценарист, драматург. Народный артист СССР (1984). В 1950 окончил ВГИК
(мастерская Г. М. Козинцева). В 1950-55 на ЦСДФ поставил фильмы <?Твои
книжки> (с З. П. Фоминой), <?Остров Сахалин> (с В. В. Катаняном). Первый
художественный фильм <?Карнавальная ночь> (1956, премия Всесоюзного
кинофестиваля, 1958) был поставлен в жанре музыкальной
комедии-обозрения. Сатирический образ руководителя - бюрократа от
искусства создал в ней И. В. Ильинский. Дальнейший путь режиссёра связан
с кинокомедией. Вслед за успехом дебюта наступил период поисков, проб,
разведки жанра и разнообразных жанровых сочетаний: лирические комедии
(<?Девушка без адреса>, 1958), фантастики, сатиры и эксцентрики (<?Человек
ниоткуда>, 1961), бытовой комедии (<?Дайте жалобную книгу>, 1965) и др. В
1962 <?Рязанов> снял героическую комедию о 1812 годе <?Гусарская баллада>
(по пьесе А. К. Гладкова <?Давным-давно>, музыка Т. Н. Хренникова).
В соавторстве с Э. В. Брагинским (с 1966) <?Рязанов> пишет сценарии своих
картин, создав особый жанр кинематографической комедийной прозы. В
центре внимания режиссёра - современная тема, жизнь сегодняшнего города
и его людей, тружеников, представителей скромных интеллигентных
профессий. В основу сюжета зачастую кладётся комедийно-остранённая
парадоксальная ситуация, необыкновенный случай, легенда, городской
анекдот: <?дело> уникального похитителя машин, борца с нечестно нажитой
собственностью (<?Берегись автомобиля>, 1966), приключения счастливца,
выигравшего крупную сумму по облигации (<?Зигзаг удачи>, 1968),
инсценировка кражи знаменитого живописного полотна из музея
(<?Старики-разбойники>, 1972) и др. Эксцентрические по завязкам и
причудливым поворотам интриги сюжеты обретают на экране достоверность
реальных жизненных историй, погружаются в среду, богатую наблюдениями и
подробностями, характеры героев и человеческие отношения проработаны
психологически точно и тонко. В фильме <?Ирония судьбы, или с Лёгким
паром> (1975, телефильм, в прокате 1976, Государственная премия СССР,
1977) и <?Служебный роман> (по пьесе <?Рязанова> и Брагинского
<?Сослуживцы>, 1977, Государственная премия РСФСР, 1979) использование
стихов и песен создают эмоционально насыщенную атмосферу лирических
раздумий над жизнью. В фильмах <?Рязанова> важную роль играет музыка
(работал с композиторами А. Я. Лепиным, М. Л. Таривердиевым, А. П.
Петровым, К. Рустикелли), органично входящая в постановочное решение и
приобретающая функцию поэтической и психологической автохарактеристики
героя. В 1980 снял сатирическую комедию <?Гараж> и телефильм <?О бедном
гусаре замолвите слово>, в 1983 - фильм <?Вокзал для двоих>, в 1984 -
<?Жестокий романс> (по мотивам пьесы А. Н. Островского <?Бесприданница>).
В 1983 получил премию Всесоюзного кинофестиваля за вклад в развитие
советской кинокомедии.
Другие фильмы:
<?Весенние голоса> (1955, с С. Н. Гуровым), новелла <?Как создавался
Робинзон> (в фильме <?Совершенно серьёзно>, 1961), <?Невероятные
приключения итальянцев в России> (1974, с Италией).
========