Из письма читателя С.Кара-Мурзе: не согласен с оценкой протестантизма
igor-s12:
с протестантским приветом!
Читаю Вашу книжку "Советская цивилизация". Коли Вы критики не чуждаетесь и ИСТИНА для Вас всего дороже, то хотел бы заметить по поводу следующих строк:
"Речь о том, что негры-рабы в США, которые фактически были на оброке (плантаторы не вмешивались в организацию их быта и труда), были поразительно эффективнее белых фермеров. Во время уборки хлопка рабов не хватало, и обычно на сезон нанимали белых рабочих. У них в среднем выработка была вдвое ниже, чем у негров-рабов (кстати, раб при этом получал и зарплату вдвое более высокую, чем свободный белый работник). Как пишут авторы исследования, белые протестанты были неспособны освоить сложную организацию коллективного труда, которая была у африканцев."
Дело в том, что протестантизм - ортодоксальное христианство, выкинувшее из своего учения опусы святых акакиев и кондрапупиев вместе с идолопоклонничеством иконам и вернувшееся к первоисточнику (Библии) - не может существовать без общинности (в православной лексике "соборности"). Хотя бы потому, что слово Церковь обозначает СОВОКУПНОСТЬ людей, проникнутых друг к другу и окружающим любовью (АГАПЕ). А любовь - это ведь не просто чувство, но и конкретные дела. Я видел много протестантских церквей в России и за рубежом, и хочу отметить, что АТОМИЗАЦИЯ общества проистекает не благодаря протестантизму (а равно, православию, католицизму и исламу), а вопреки ему. В протестантских церквях община существует в гораздо ярко выраженной форме, чем она есть где-либо на Руси. Механизмы накопления на "черный день" через вклад в "общак", например. Или перераспределение доходов через пожертвования деньгами, одеждой и продуктами для малоимущих. Стоит упомянуть строительство домов и совместное ведение хозяйства (к примеру, в баптистской общине города Прокопьевска молодоженам на общинные деньги и общими же усилиями строят новый дом). Не скажу, что так поступают все протестантские общины - времена нынче неденежные, однако по миру еще никто из протестантов не отправлялся (все есть внутри общины). Точно так же происходит и в протестантской "одноэтажной Америке". Самое интересное, что именно "общинность" протестантской церкви и привлекла меня в то время, когда я колебался в выборе конфессии (то, что Иисус - господь, я никогда особо не сомневался). Про сравнению с "атомизированной" православной общиной, где общинность наблюдается только в "узком" кругу монахов или монашек, разница значительная. А атомизация - это от секуляризации :-)) Чем крупнее город, тем "атомизированнее" население. В том числе и христианское. Так что не нужно видеть в Протестантизме разрушительную силу. Как сказал Д'Артаньян: "что с того, что эти бедные гугеноты хотят петь псалмы по-французски?" Протестантизм - проповедь Евангелия на родном языке. Вместо церковнославянского для русских или латинского для французов. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать.