ОтИгорьОтветить на сообщение
КДмитрий НиткинОтветить по почте
Дата26.06.2003 12:19:16Найти в дереве
РубрикиПрочее; Крах СССР; Образы будущего; Либерализм;Версия для печати

Я не писал, что везде должно быть по-другому. Я говорю, что может быть по другом


у и было по другому.

>>>Иными словами, закон стоимости состоит в том, что производство
>>>должно быть рентабельным. Если это правило не выдерживается, то
>>>предприятие начинает работать на проедание продуктов других
>>>предприятий.
>
>>Ниткин, объясните, зачем в системе централизованного планирования
>>каждое предприятие должно быть рентабельным?
>>Почему это должно быть справедливо непременно для каждого
>>отдельного предприятия? Что с того, что "предприятие начинает
>>работать на проедание продуктов других предприятий" - чему это
>>противоречит-то? Подобные предприятия, субсидируемые из госбюджета
>>существуют в любой экономике.
>
>Субсидируемые из бюджета - вовсе не обязательно значит убыточные.

Это значит, что без субсидирования такие предприятия станут убыточными и прекратят свое существование.

Возможно, что они
>удовлетворяют какую-то общественную потребность, которая почему-то не может оплачиваться в
>индивидуальном порядке. То же самое относится к предприятиям на госзаказе.

>Вопрос в другом: предприятие должно получать плату за свою продукцию или предприятию
>должны в обязательном порядке покрываться издержки производства, независимо от их
>величины?

На военных предприятиях часто приходится так делать. Безопасность дороже. Однако никто в СССР не ставил вопрос в том виде, что и Вы - мол делайте, что хотите, все издержки, каковы бы они ни были, государство оплатит. Издержки всегда заставляли сокращать.


>>И вовсе это не приводит к оттоку кадров с них, так как зарплаты на
>>них вовсе не обязаны быть меньше, чем на других предприятиях.
>Если убытки покрываются из госбюджета - зарплаты могут быть и повыше, чем на других
>предприятиях. Тут имеет место другой случай: проедание продуктов труда других предприятий.

Налогообложение и субсидирование на этой основе из госбюджета предприятий которые
"удовлетворяют какую-то общественную потребность, которая почему-то не может оплачиваться в
индивидуальном порядке" всегда и означает "проеданите продуктов труда других предприятий", хотя и анонимных. Или Вы полагаете, что в СССР специально делали предприятия, которые не удовлетворяли никакие общественные потребности, а исключительно с целью проедать труда других предприятий? Такие предприятия специально и на законной основе организуют при капитализме. Никто там не спрашивает с частных предпринимателей, наносит ли его деятельность пользу или вред обществу, за иключением крайних кризисных ситуаций, как во время Великой Депрессии, или сейчас, когда Америку потрясли скандалы с липовой финансовой отчетностью крупнейших корпораций. Вон даже новые законы на этот счет напринимали - до двадцати лет тюрьмы за финансовые махинации, скоро до расстрелов дойдут.

>>Важно, чтобы баланс затрат и доходов соблюдался в целом по
>>экономике страны
>Вот именно, очень важно. Если он будет соблюдаться на каждом предприятии - тогда будет
>соблюдаться и в государстве в целом.

Это не есть необходимое, а всего лишь достаточное условие, сильно затрудняющее макрооптимизацию экономики.

Если на части предприятий не будет соблюдаться -
>тогда уровень государственного баланса будет хуже, Вы не находите?

Нет не нахожу. Если это "несоблюдение" плановое, т.е заранее предусмотренное и просчитанное на основе параметров макрооптимизации.

>Игорь, вопрос очень простой: если предприятие делает что-то нужное, то почему за его
>продукцию нельзя заплатить, чтобы оно было рентабельным? А если оно делает что-то
>ненужное, или с недопустимо высокими издержками - почему за это надо платить?

А кто в СССР платил за "ненужное" в большем размере, чем за это "ненужное" платили на Западе. Может кому то в CCCР навязывали, что следует покупать, а чего не следует c помощью назойливой рекламы?

>>Потом не надоело Вам повторять, что де возросшая сложность
>>хозяйственных процессов в СССР превысила возможности
>>централизованного регулирования его экономики. Где критерий по
>>которому это можно утверждать?
>Предлагаю критерий: исчезновение корреляции между плановыми и фактическими темпами роста.

Т.е. запланировали рост национального дохода на 10%, а выросло на 4% или вообще не выросло, а даже и упало ? Да даже если и так, смысл планов в советской экономике был в механизме приведения производств в действие, в этом смысле он был экивалентен рынку. А то что там чего то не выполнялось, еще ничего не значит, как не значат проигрыши в рискованных предприятиях при частном предпринимательстве.

>Планы утверждались, но не выполнялись, что говорит об их недопустимо низком качестве. В
>чем Вы видите причину низкого качества планирования?
Полная чушь. Любая система не идеальна. На сколько процентов в среднем не выполнялись планы? Вы знаете? Напишите, а потом уже будем говорить об "их недопустимо низком качестве".



>>Почему нельзя было нарастить планирующие и координирующие мощности
>>централизованного управления в стране? Что тому объективно
>>препятствовало? Почему мощности центральных процессоров в
>>современных компьютерах нарастают пропорционально сложности
>>обслуживаемой перефирии, а в управлении экономикой СССР этот
>>принцип ну никак нельзя было соблюсти?
>
>А это лучше Вы мне расскажите. Меня эти вопросы в свое время тоже очень волновали.

Сейчас, значит, волновать перестали?
>По-возможности, не забывайте при этом о соблюдении принципа партийного руководства
>экономикой. Заодно можете рассказать, откуда в современных крупных корпорациях пошла мода
>на выделение центров прибыли и аутсортинг - не от нехватки ли мощностей процессоров?