ОтГлеб БараевОтветить на сообщение
КАлексей МелияОтветить по почте
Дата11.06.2004 04:29:37Найти в дереве
РубрикиСпецслужбы; 1917-1939;Версия для печати

Эти меры нельзя назвать неэкономическими


>Вопрос политической стабильности тыла тесно связан с вопросами экономического планирования (основная тема книги), прежде всего через требование избежать значительного снижения выпуска потребительских товаров, планирование труда и заработной платы т.д. Но наряду с этим планировались и неэкономические меры о которых идет речь в статье.

Даже в условиях идущей, а не ожидаемой войны, даже в отношении задержанных с оружием в руках - истребление является лишь крайней мерой, а не чем-то рутинным. Самого вражьего врага можно заставить приносить пользу на лесоповале, стройке или рудниках. Поэтому даже в экстремальных условиях только стоящему у руководства страной недоумку может прийти в голову заниматься истреблением собственных граждан, какими бы плохими они ему не казались. Поэтому в рамках обеспечения политической стабильности тыла возможно ограничение свободы и принудительный труд, осуществляющиеся в рамках введение в действие мобилизационного плана, но не более того.
Массовые аресты по надуманным обвинениям или просто по национальному признаку, следствие и суд по упрощенной процедуре, массовые растрелы, санкционируемые непосредственно высшим государственным руководством в картину мобилизационной подготовки не вписываются. Напротив, такие меры способны повредить политической стабильности тыла. После каждого расстрелянного остается значительное количество родных и знакомых, против которых репрессии не применяются, но оказывается публичное недоверие в той или иной степени. Т.е. возникает новый неустойчивый контингент, численно едва ли меньший первого. От такого контингента нельзя ожидать подготовки и проведения вооруженного восстания, впрочем, как нельзя было ожидать такого восстания от расстрелянных, а вот в случае прихода интервентов в данный регион значительное количество коллаборантов обеспечено, что и подтвердилось с приходом немцев.
Те меры, о которых Вы говорите в связи с мобилизационным планированием, похоже реализовавались в массовых депортациях по социальному и национальному признакам в 1940-41 гг., но уж никак не во время расстрельной вакханалии 1937-38 гг.