ОтAlexandre PuttОтветить на сообщение
КmironОтветить по почте
Дата16.07.2007 17:11:20Найти в дереве
РубрикиКрах СССР; Образы будущего; Идеология; Катастрофа;Версия для печати

Отличная статья


Оппоненты игнорируют очевидный факт, что философия как она была до XX в. не может быть актуальным и адекватным методом познания, потому что опиралась на метафизику, отвергнутую наукой и даже самой философией позднее.

Поэтому философы от Фалеса и до, произвольно скажем, Ницше не представляют сейчас самостоятельного интереса. Во всяком случае для будущего учёного. Философии же сегодняшней ещё предстоит найти и отстоять своё место.

Вот пара цитат

"...Мы не можем понять символическое выражение, если уже заранее интуитивно не понимаем его контекст, поскольку неспособны своими силами превратить бесспорно наличествующее фоновое знание нашей культуры в знание эксплицитное. Всякое решение и всякая интерпретация какой-либо проблемы зависят от необозримой сети предпосылок; и эту сеть, в силу её одновременно и целостного, и частного характера, нельзя извлечь путём анализа, нацеливающегося на всеобщее. Таково то направление аргументации, в котором и миф о данности, с его различиями между чувственностью и рассудком, созерцанием и понятием, формой и содержанием, подвергается критике в той же мере, что и различия между аналитическими и синтетическими суждениями, между априори и апостериори."

"Преимущества прагматической и герменевтической точек зрения неоспоримы. Ориентация на результаты работы сознания сменяется ориентацией на объективации, осуществляемые в действиях и языке. Фиксация на познавательной функции сознания и на изобразительной функции языка, на зрительной метафоре "зеркала природы" отвергается в пользу программы выявления оправданных мнений, которая после Виттгенштейна и Остина развёртывается по всей широте иллокутивных сил, т.е. распространяется на всё, что может быть сказано, а не только на содержательную стороно речевой констатации фактов. "Сказать, как с чем-либо обстоят дела", тем самым становится особым случаем по отношению к общему: "сказать что-либо"."

"Но совместимы ли эти воззрения только с их интерпретацией в прагматизме и герменевтической философии, что ведёт к отказу от притязаний философского мышления на разумность, а вместе с тем и к расставанию с самой философией, или же они характеризуют новую парадигму, которая, хотя и приходит на смену развёртывающейся в философии сознания умственной языковой игре, однако не лишает силы усвоенные и выверенные в ходе самокритики способы обоснования, используемые в этой философии?..."

Юрген Хабермас. "Философия как "местоблюститель" и "интерпретатор"". В "Моральное сознание и коммуникативное действие". Из-во "Наука": СПб, 2006, стр 19-21.