>>По идее, идеальный общественный строй должен был бы использовать людей так, чтобы каждый находил себе работу согласно заложенным в него качествам. >А у Маркса была другая идея - что разделение труда должно быть вообще уничтожено. По-моему, бредовая идея.
Может, не такая и бредовая. Что понимать под разделением труда. Кстати, если не трудно - приведите ссылку на Маркса по этому вопросу. Тема интересная, хотелось бы еще раз посмотреть, "что там у классика".
>>Скорее, напротив, именно склонность должна была бы возникать в результате ПРОБУЖДЕНИЯ и РАЗВИТИЯ способностей. При этом пришлось бы уповать на то, что Мать-Природа (или Господь Бог) так мудро распределила дарования между людьми, что при таком подходе все "ниши", необходимые для функционирования общества, оказались бы заняты. > >Беспочвенное упование, если спуститься от идеала на грешную землю. Биекции не получится, пока есть разделение труда - всегда будут люди, занимающиеся "не своим" делом. И всегда будет необходимость в инструментах, побуждающих таких людей к труду.
Тоже не факт ("заниматься не своим делом"). Не так уж много "ниш" надо, чтобы обеспечить функционирование общества. Более серьезной потенциальной проблемой я считаю не недостаток, а как раз избыток кандидатов, желающих заняться некоторыми областями. Впрочем, я согласен насчет того, что всегда будут работы "вынужденные" (хотя бы периодически). Но применительно к этому я вижу принципиальную разницу между следующими фразами:
"И всегда будет необходимость в инструментах, побуждающих таких людей к труду" (Д. Ниткин) и "И всегда будет необходимость в инструментах, побуждающих людей к такому труду".
Возможно, здесь и кроется различное толкование "отсутствия разделения труда". С одной стороны, человек, вынужденно и на постоянной основе занимающийся не своим делом ("специалист"); с другой - человек, временно оторвавшись от своего дела, занимающийся чем-то необходимым для общества ("поездка на картошку").
Впрочем, о чистке гальюнов речь вряд ли пойдет :)
>>ЗЫ. А кого Бог предназначил к тому, чтобы быть дворником или чистильщиком гальюнов? >Да он как бы всем предписал "в поте лица своего"... То есть удовольствия от процесса труда Бог никому не обещал.
А как вы, Георгий, представляет идеального чистильщика гальюнов? У него, что ли, доджно быть очень развито (или, наоборот, совсем отсутстовать) обоняние?
Опыт показывает, что развитые и талантливые люди (отнюдь не гении) вполне комфортно, с удовольствием и с успехом могут заниматься различными делами.
Что касается удовольствия от труда, то даже в "своем деле" всегда значительная часть - это более или менее рутинные (нетворческие) действия, так что преодолевать некоторый дискомфорт и проявлять упорство и терпение приходится решительно всем. По-моему, это не слишком серьезная проблема.