ОтКирдинаОтветить на сообщение
КWLDИнформация о пользователе
Дата17.05.2005 16:36:58Позвать санитаровВерсия для печати
РубрикиМетодология;Игнорировать веткуНайти в дереве

Экономика или хозяйство?


>понимание проблемы навеяно преимущественно зарубежной литературой по экономике, а не отечественной социально-философской и историософской литературой.
Понимание было навеяно многократными столкновениями с реальной экономикой России, которая "вопила" - "я другая". Вы говорите о возможности двух "литературных традиций", Видимо, Вы читаете много больше меня, рассматривая чтение как более значимый фактор познания мира. Я, по-моему, больше из опыта, самого разного. Литература либо подтверждает его для меня и позволяет осымыслить, либо отвергает,. Так что выходит - осознала сейчас по мере написания - что моя методологическая установка (боее объективистская) есть просто продолжение меня самой какая есть. Все мы разные...Интересно.

>В дотошную дискуссию о Вашем видении институциональных матриц ввязываться просто не могу, время большой дефицит. Но несколько уточняющих замечаний по преимуществу методологического характера.
Вы очень точно поняли мою позицию, а я понимаю Вашу. Как приятно иметь дело с теми, у кого есть позиция - возможна осмысленная коммуникация. И как это редко бывает.
> Вообще-то я здесь склонен взять в союзники В.С. Соловьева, который полагал, что «подчинение материальных интересов и отношений в человеческом обществе каким-то особым, от себя действующим экономическим законам есть лишь вымысел плохой метафизики, не имеющей и тени основания в действительности…»
Мой союзник - Дюркгейм с его "обществом sui generis - существующиv самj по себе", со своими собственными законами. Здесь Dы и скажете, что это "западное влияние". Может быть, а может, просто совпадение позиций, независимо сформированных?
Что касается делания Добра, то я полагаю этот императив направленным к личности, человеку. Не понимаю, как это можно адресовать обществу, у которого нет души, она у человека. Можно приписывать обществу душу и добрые и злые дела, но это - натяжка, это результаты коллективных действий разных хороших или злых людей, это другой фокус анализа. Это больше к внутренней работе с самим собой для меня.
Я согласна с Вашим мнением относительно слабости и беспредметности теоретической социологии, особенно современной. ыталась в книге очертить особенности ее предмета. Сейчас пойдет длинная цитата на эту тему, чтобы не отсылать вас к книге. Ее можно пропустить, если неинтересно. "Заявленная и подчеркиваемая еще О. Контом предметная обособленность социологической науки постоянно обсуждается и осмысливается учеными, относящими себя к социологам. Содержание этой проблемы каждый раз углубляется и развивается. В конце XIX в. актуальным было отделение социологии от рассмотрения влияния физиологических и биологических закономерностей на поведение индивида (Comte, 1907), затем актуальным стало доказательство несводимости общественных процессов не только к биологическим, но и к психологическим структурам (Elias, 1987, Элиас, 2000). К настоящему времени задача состоит в обособлении социологии от политологии, социальной антропологии, этнографии, культурологии и других социальных наук.

Где границы между этими науками, в чем сходство, но в чем специфика, что характеризует социологию как самостоятельную научную дисциплину? На наш взгляд, три важнейших черты обособляют социологию от смежных областей гуманитарного знания.

Во-первых, социология претендует на то, чтобы рассматривать общество как целостный феномен. Это отличает ее от политологии, демографии и других наук, имеющих своим объектом ту или иную сферу социальной жизни. Предметы названных и иных конкретных социальных наук представляют собой разнообразные проекции общественного целого, в то время как социология ставит задачей рассмотреть воспроизводство социума как единой функционирующей системы. Этот целостный взгляд реализуется и при изучении индивида как "совокупности общественных отношений", и при рассмотрении социальной структуры, сосредотачивающей внимание исследователя на взаимосвязи ее частей - независимо от того, понимается ли социальная структура как совокупность социальных групп, ролей и учреждений, проявляющихся "на поверхности" общественной жизни, или же как механизмы и процессы, скрытые от непосредственного наблюдения, но организующие социальную жизнь. Поэтому социология избегает моноказуальных объяснений, сводящих причины траекторий общественного развития либо к экономическим причинам, либо к борьбе политических элит, либо к национальному менталитету и т.п.

Во-вторых, социология концентрирует свое внимание на выявлении и изучении "жесткого каркаса", скелета общества, т. е. на закономерностях социальной системы. Не случайно авторитетный методолог общественных наук В. Г. Федотова замечает, что общества, не имеющие жестких структур и институтов (или в отношении которых эти структуры не выявлены - С.К.), изучаются, скорее, культурологией и этнографией, а не социологией (Федотова, 2000). Вычленение и анализ образующих общество структур - в виде ли фигураций, институтов, структурно-функциональных систем, общественных способов производства и т.д. - специфика подхода социологов к изучению общества.

Наконец, третья особенность социологии состоит в выработке таких понятий и категорий, с помощью которых можно было бы изучать разные государства в разные периоды их развития. Как пишет И. Валлерштайн, ученый историко-социо-логического плана "анализирует общие законы определенных систем и определенные последовательности, через которые прошли эти системы" (Валлерштайн, 1998, с. 136). Другими словами, социологические концепции претендуют на роль методологии, универсального общенаучного средства для комплекса социальных наук. Явно или латентно, но эта функция постоянно реализуется. Социологические концепции, понятия, язык социологии регулярно выступают одним из средств концептуализации социальных фактов в истории, антропологии, экономике, политической науке и других дисциплинах.

Стремление к такой системной универсализации отличает, в частности, социологию от культурологии, рассматривающей общественную культуру как целостное образование, но с иных позиций. Нельзя не согласиться с тезисом Н. И. Лапина, что социальность (как предмет социологии) и культура (как предмет культурологии) характеризуются "фундаментальной их несводимостью и невыводимостью одной из другой" (Лапин, 2000а). Действительно, социология стремится к выявлению связей, обеспечивающих функционирование общества как целого, независимо от форм их проявления в том или ином культурном контексте, но последнее составляет предмет изучения культурологов. Теоретическая социология концентрируется, если можно так сказать, на "сухой теории" общества, а не "пышно зеленеющем древе жизни", в то время как культурология изучает многообразные формы проявления социальных связей в конкретных обществах, системы представлений человека о материальном и символическом мире, о месте личности в нем, достижения человеческого гения в разных областях и т.д.

Три отмеченных черты социологии как автономной науки, обособляющие ее сегодня от иных социальных дисциплин, а именно, рассмотрение общества как целого, ориентация на выявление образующих его структур и универсализация понятий - задают, соответственно, направления формирования новых теорий и парадигм социологического знания".

Про поиск фактологического материала согласна, больше его надо.

Про редистрибуцию и обмен. В книге на примере сопоставления Египта и Месопотамии была сделана попытка показать, что это равнососущетвующие формы организации отношений.
Но есть еще над чем думать.
Редистрибуция не низший тип хоз.связей (для коммунистов это даже высший тип), а равнозначный обмену.
Про экономику и хозяство. Хозяйство действительно легче представить как реальный многослойный (с экономикой, культурой и социалкой) феномен. Не случайно разделяют хозяйство и экономику как науку о хозяйстве, то есть вещь более одностороннюю, бледную и убогую - и здесь экономика выглядит также, как и любая наука по сравнению с пышно зеленеющим древом жизни.
Просто российской экономической науки пока еще толком нет, а прячась за термином хозяйство, мы рискуем ее не создать, потому что наука предметна, а не про все сразу, что в этом хозяйстве есть - люди, нравственные законы и т.д.
Немного сумбурный ответ, извините, надеюсь на понимание.


 Re: Экономика или...- WLD22.05.2005 07:34:49 (93, 5316 b)
 Согласие почти по всем позициям- Кирдина27.05.2005 17:44:15 (94, 4902 b)
 Re: осталась одна- WLD02.06.2005 16:18:27 (80, 4897 b)
 Да, наверное- Кирдина04.06.2005 13:57:25 (65, 969 b)
 Статья Маршала Сахлинса про "коллективное Я"- Александр28.05.2005 07:04:41 (80, 433 b)
 Предлагаю вернуться к практическим- ИгорьИ20.05.2005 09:24:08 (71, 356 b)
 - Кирдина20.05.2005 11:20:40 (62, 699 b)

Ответить на сообщение
АвторКирдинаВремя17.05.2005 16:36:58
ТемаЭкономика или хозяйство?
РубрикиМетодология;

Тема

Поместить в корень <b> </b> <i> </i> <s> </s> <u> </u> <pre> </pre> <li> 

Ё  Ж  Й  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  ё  ж  й  ч  ш  щ  ы  ь  э  ю  я