>Является ли капитализм последним общественным строем, построенным на эксплуатации?
>Прежде всего, нужно определить, что же все-таки понимать под капитализмом, и в чем его отличие, например, >от социализма. Это проделать более чем важно, поскольку капитализм прошел несколько стадий трансформации.
>Предлагаю капитализмом называть общественный строй, который: >1) основан на господстве крупного машинного и/или автоматизированного (не не автоматического) производства. >2) при обмене господствуют рыночные принципы, т.е. абсолютно бОльшая часть производимого является товаром, >и при распределение общественного продукта используется единый эквивалент стоимости товаров - деньги. >3) В социально-политической области капитализм характеризуется формальным социальным и юридическим равенством всех членов общества (хотя возможны экзотические исключения) и либеральной демократией в качестве формальной основы политической системы.
Для начала посмотрим какое определение капитализму дали классики, подводя итог многолетней работы над тремя томами «Капитала», который собственно и есть развернутый ответ на вопрос «что такое капитализм?»
«Две характерные черты с самого начала отличают капиталистический способ производства. Во-первых, он производит свои продукты как товары. ... Второе, что является специфическим отличием капиталистического способа производства, — это производство прибавочной стоимости как прямая цель и определяющий мотив производства.»(Капитал. Т.3 гл 51 ПСС т25-2 стр 451-453)
Как видим, под капитализмом Маркс и Энгельс подразумевали товарное производство, направленное на максимизацию прибавочной стоимости. Можно сформулировать несколько определений, эквивалентных данному — например товарное накопление с меновой счетностью, но суть от этого не изменится. Товарное производство действительно в конечном счете невозможно без машинной индустрии, включая её высшие форма — поточные и автоматизированные линии. Машинное производство это тайна капитала, без которой он был бы не эффективен, но оно не является определяющей чертой капитализма(хотя впервые возникает в его рамках), поскольку присуще также и социализму. Увязывание индустриальных производств в целостную системы не предполагает необходимости разрыва в административном поле, т. е. существования рынка — процессы преобразования мощности могут быть соединены в единую фабрику, производящую собственные элементы, где технологические регламенты непосредственно влияют на макроэкономическую структуру. Чтобы не повторятся, вот некоторые комментарии - http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/print/21037.htm- источник развития лежит за пределами товарного производства, и инновационный механизм, основаный на предпринимательской функции близок к исчерпанию. И прежде чем двигаться дальше, необходимо понять какие внутренние процессы подрывают господство капитала. А то ведь какой-нибудь Гуриев в недавнем публичном диспуте с Кагарлицким ( на голубом глазу заявляет что конкурентные рынки и частная собственность будут существовать вечно (наверное даже тогда, когда Солнце станет красным гигантом). И ведь наверняка, стоит спросить его существует ли что либо не являющееся конкурентным рынком, он затруднится с ответом — просто теоретико-игровой язык описания не предполагает иных объектов, но это еще не означает что их нет, или они невозможны .
>На практике это означает, что абсолютное большинство граждан не принимают существенного участия в управлении производстом в частности и обществом в целом. >Введение всеобщего избирательного права (т.е. отказ от принципов работющей демократии)
Можно подумать, что до всеобщего избирательного права была реально работающая демократия?! Разве что в полисах Др. Греции или родо-племеных обществах, и то с очень большой натяжкой — всё таки народное собрание свободны граждан полиса (т. е. рабовладельцев хотя бы потенциально) не было парламентом города-государства, а лишь криком одобряло или не одобряло решения ареопага или иного коллегиального органа олигархии.
>Под социализмом я бы предложил понимать общество с уровнем экономического развития не ниже капиталистического, с сохранением товарно-денежных отношений, но, в отличие от капитализма, опирающееся на непосредственное участие народа в реальном управлении.
Проблема в том, что в этом определении производственное перемешивается с политическом. В определении капитализма ничего не сказано относительно участия народа в управлении. Конечно же отчужденный характер труда предполагает, что в своей деятельности пролетарий выступает лишь объектом, а не субъектом. Коммунизм это процесс преодоления отчуждения , т. е. общество, где отчуждение убывает можно было бы называть социалистическими ( http://vif2ne.ru/vstrecha/forum/5/co/20816.htm)Но это отрицательное определение. Положительное можно дать на основе наработок Шушарина — социализм это общество, основным богатством которого являются не товары, а технологии.
>Привлечение народа к реальному управлению - как в экономике, так и в политике — требует не только наличия формальных механизмов, но и высокой степени образованности населения и выработки у него практических навыков реального управления в интересах больших групп (а не только в интересах собственной семьи).
Это все необходимые условия, которые, во многом достигнуты уже сейчас, даже в России — менеджеров вон как собак не резанных развелось. Вопрос каковы достаточные условия — как как синтезировать коллективную волю из индивидуальных воль десятков миллионов людей?