ОтSavОтветить на сообщение
КВ. Кашин
Дата18.02.2004 16:24:17Найти в дереве
РубрикиПрочее; 11-19 век;Версия для печати

Re: 2Sav: О...


Приветствую!

> - Князь и его дружина. Таким образом - дружина князя это сравнительно компактное, исключительно конное соединение постоянной готовности.

Ну хорошо, пусть будет так, хотя насчет компактности и постоянной готовности - есть варианты.

> - Земские полки. Это собственно ополчение земли, составляющее в случае большой войны основу вооруженных сил княжества. Состояло оно из представителей местной, земской аристократии и свободных общинников и горожан.

Давайте разберемся кто такие "земская аристократия" и кто такие "горожане" - дело в том, что это пересекающиеся множества, ибо наша "земская аристократия", как правило не имела своих родовых гнезд ( за исключением ГВК, пожалуй) и жила в городах, составляя со своими клиентами - тиунами, мечниками и пр. "отроками" - часть горожан. Об этом не стоит забывать и не следует сводить наших "горожан" исключительно к купцам и ремесленникам.

Далее, цитата относящаяся к городским "низам" - события в Киеве 1068 года:

"Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними". Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: "Пойдем освободим дружину свою из темницы". И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор." Ну и т.д. и наконец:

"Пошел Изяслав с Болеславом на Всеслава; Всеслав же выступил навстречу. И пришел к Белгороду Всеслав, и с наступлением ночи тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк. Наутро же люди, увидев, что князь бежал, возвратились в Киев, и устроили вече, и обратились к Святославу и Всеволоду, говоря: "Мы уже дурное сделали, князя своего прогнав, а он ведет на нас Польскую землю: идите же в город отца своего; если не хотите, то поневоле придется поджечь город свой и уйти в Греческую землю". "

Вот Вам картина "мобилизационных мероприятий" в Киеве середины 11-го века - сперва "дай нам княже оружие и коней", потом бунт, все заканчивается тем, что посаженный восставшими на киевский стол князь Всеслав бежит под покровом ночной темноты в Полоцк, а "городское ополчение" - капитулирует.


> При этом местная знать и богатейшие горожане могли предоставлять конницу, сравнимую, а иногда и превосходящую дружину князя, а простолюдины образовывали пехоту, сражавшуюся "стеной". На применение "стены" все же есть многочисленные указания, относящиеся и к византийским источникам, да и в русских текстах тоже ("храбрые русичи щитами поле перегородив" и т.д.).

А нельзя ли уточнить к какому времени относятся эти византийские источники и что скрывается под т.д. - у нас ведь разговор идет о периодизации.


> Вернее, она потеряла всякое значение в крупных полевых сражениях. Но, ополчение должно было сохраняться хотя бы для обороны и осады крепостей (использование всадников для ведения осадных работ представляется сомнительным).

Что есть "осадные работы"? А ходить на приступ дружина могла и пешком - в конце концов в летописях легче найти однозначные описания ситуаций, когда именно княжеская дружина спешивается (и князья в т.ч. и не только при осаде городов), чем такие же однозначные указания на мобилизацию "пешего ополчения".

> Кроме того, находки арбалетов 13 в. (кроме спорной вщижской шестеренки есть достаточно бесспорный натяжной крюк для арбалета со стременем из Изяславля) говорят, что в качестве какой-то вспомогательной силы пехота была.

О месте самотрелов на Руси 13-го века можно судить по цитате из Ипатьевской летописи:

"Боурандаи к Холмови а Василко кн?зь с нимь . и с боаеръi своими и слоугами своими . пришедшимъ же имъ к Холмови. городъ же затворенъ бысть и сташа пришдше к немоу . ?даль его . н не оусп?ша вои ег ничто же . б?хоуть бо в немь боаер? и людье добрии. и оутвержение города кр?пко порокы и самостр?лы ."

Вот - "утвержение города". И "Изяславский самострел" ( а точнее, поясной крюк от него ) был утрачен при аналогичной ситуации - осада и штурм города монголами. С равной вероятностью из него мог стрелять и спешенный дружинник и какой-нибудь купец или кожевенник. Вот если бы таковой был найден на месте полевой битвы...

С уважением, Савельев Владимир