ОтI~RoudnevОтветить на сообщение
КAll
Дата23.05.2003 11:25:18Найти в дереве
РубрикиИстория; Образы будущего; Либерализм; Модернизация;Версия для печати

образы русского барства


Хотелось бы поднять и обсудить тему "русского барства". Почему мне она представляется важной? В культуре русского уклада существует освященный веками (и неограниченным самодержавием) архетип (неизжитый по сию пору) "русского барина", имеющий мало общего с таким феноменом как "западный феодал". Этот архетип постоянно воспроизводится на русской почве при создании соответствующих "благоприятных" условий и, sic, как мне кажется, это происходит и в современной России. Каковы эти условия? Самым важным, на мой взгляд, является наличие крепостной зависимости, предпосылкой к которой (или ее превращенным формам) сегодня выступает "неплатежеспособность населения". Конкретная форма и структура элиты в условиях крепостной зависимости и ее превращенных форм определяется вторичными факторами, имеющими локально-технический характер.
Отмена крепостного права в 1861 г. при всей кажущейся позитивности и прогрессивности (иногда между ними ставят знак равенства, что не совсем правильно), стала серьезным вызовом русскому барству, т.е. русской традиционной архетипике (стало быть, вызовом и русскому крестьянству). Фактически можно говорить об очередной попытке насильственной модернизации "сверху" через катастрофу, но не явную, а скрытую - через ломку традиционных структур. Но как же так, спросим мы себя, ведь русский барин был составной частью элиты страны, он не мог "пилить сук, на котором сидел"?
Чтобы разобраться в русском барстве вспомним комедию Грибоедова "Горе от ума". Фамусов - символ старорусского барства, Чацкий - представитель иного "племени", прогрессивной подрастающей элиты, от которой пахнет либерализмом за версту. Финал "комедии" - Чацкий бежит из дома Фамусова (фактически из России). Грибоедов блестяще рисует великую силу русского барства, черпающего ее из крестьянской стихии и ее архетипики. Заскорузлые плесневые образы помещиков Гоголя в "Мертвых душах", вызывающие у современного читателя справедливое негодование, оказались и поразительно точными и одновременно пророческими, побеждающими образы чичиковых, чацких, печориных, онегиных и пр. "лишних людей", томящихся в России от невыразимой скуки и духовного одиночества. Даже в своих крайних плесневых формах русское барство было сильнее прогрессивно мыслящей плеяды "новоделов", одним из ударов которых по этой ненавистной им традиционной России было восстание декабристов. Герцен и "западники" замечательно выразили умонастроения нового поколения элиты, ищущего идеологические обоснования для ликвидации старой элиты - русского барства. На Западе не было никогда барина, точнее, аристократия после буржуазных революций не играла ведущей общественно-политической роли, была отключена от легитимирующих ее статусы и существоание "низовых структур" (в силу разрушения традиционности и создания структур "гражданского общества"). Французы просто физически ликвидировали старую элиту и создали новую, энергичную, предприимчивую, прогрессивную, "породившую" Наполеона, покорившего западное пространство и до сих пор волнующего умы. Россия безнадежно заплесневела в своей традиционной матрице и самым "надежным" оплотом традиционализма является старая элита - русское барство. Вот итог "изысканий" западников. Но они не поняли главного: уничтожив русское барство, они не уничтожат саму матрицу, корнями уходящую в крестьянскую Россию. Чтобы ликвидировать "отсталость", придется ликвидировать народ и вывести новый (завести, например, маргиналов с Запада, как это было в случае США). Русское барство - не причина, а следствие. Достоевский прокричал об этом много позднее, когда многое было уже "понаворочано".
Т.о. русское барство - важнейший индикатор русской традиционной матрицы. С ним можно бороться, но оно всякий раз, как феникс из пепла, возрождается вновь, краше и сильнее прежнего. В силу того, что меняется сама матрица (меняется народ), меняется и качество русского барства. В СССР барство откровенно проявилось в номенклатуре. Сегодня мы наблюдаем становление качественно нового русского барства, тяготеющего к превращенным формам старорусской крепостной зависимости, реставрация 19 века. Поэтому, вполне вероятно, получат развитие идеи самодержавия с наделением аристократии (бывших олигархов) "дворами и уделами", реальной властью, с которой будет категорически несогласна контрэлита в лице радикальных западников, тяготеющих к западной матрице гражданских ценностей. И как ни странно, можно будет ожидать от СПС вполне патриотической риторики, обращенной непосредственно к закабаляемому русскому народу и неонародовольцев, терроризирующих властные структуры необарства. А там и не за горами и необольшевизм. Веселые времена наступают, увидим историю 19 века своими глазами (может быть что то уловил в этой девиации Бортко, снявший "Идиота" и показываемого по государственному каналу РТР).

И.Руднев