ОтPokrovsky~stanislavОтветить на сообщение
КГалина
Дата07.06.2003 04:14:28Найти в дереве
РубрикиРоссия-СССР; Манипуляция;Версия для печати

Re: Мы здесь сталкиваемся характерным для переломных времен расщеплением


...сознания. И даже дуализмом традиционного и модернистсткого.
По большому счету преклонение перед старшими родственниками - ЗАКОН ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ.
А Советская власть, будучи властью изначально модернистской, для собственного существования и развития просто обязана была противопоставить молодое поколение отцам и дедам, сделать себя более важной, чем вековая традиция. В этом смысле она просто взламывала молодые души идеологией коммунистической, как сейчас взламывают молодые души идеологией потребительской.
В случае с Павликом Морозовым произошло трагическое столкновение двух непримиримых начал. Родители Павлика защищали всеми средствами веками утверждавшийся принцип "один за всех, все за одного", который только и мог помочь крестьянам противостоять всем невзгодам, всем ВНЕШНИМ по отношению к общине воздействиям, главным образом - вредным и опасным. Павлик тоже не был стукачом, он, в его детской искренности и наивности, поступал в соответствии с той идеологией, которую ему преподносили в школе и в пионерской организации. Вместо малой сельской общины строилась община общенародная.
Это просто трагедия переломных времен. Для создания общенародной общины надо было руками младшего поколения ломать через колено общинные же правила, но только локальные. И такая ломка всегда переступает через существующие нормы морали и нравственности. Недаром Ленин в обращении к комсомольцам говорил по поводу морали и нравственности: "Наша мораль - коммунистическое строительство".
Сейчас, идеологи реформ, пытаясь сломать общинный характер жизни советского(русского) народа, аппелируют к морали и нравственности минимальной ячейки - семьи,- противопоставляя ее мораль морали государства. В этой дилемме - тупик. Со стороны Павлика было покушение на мораль семьи, со стороны родителей - тоже на мораль семьи. Но в тот период это было не так. Родители Павлика ЖЕРТВОВАЛИ своими детьми, а в конечном итоге - и собой,- ради которых собственно и велось все хозяйство - ради идеи вековой общинной традиции. сельской общины. Ради нескольких мешков зерна убивать собственных потомков - такое бывает разве что спьяну. Но родители убивали детей, борясь за сохранение святой для них идеи: Тарас Бульба - Андрея, Петр Первый - сына Алексея.
Нам сейчас просто никчему упрекать или восхвалять Павлика. Он оказался просто орудием эпохи. В этом трагедия и его и его семьи. Он, сознавая или не сознавая опасность для себя, но работал на ту правду, которая всего через несколько лет спасла страну от фашистского разорения. Он преступил устоявшуюся деревенскую мораль ради морали коммунистического строительства, давшей стране индустрию и колхозы. Но и родителей зверями представлять, я думаю, нельзя. После поступка Павлика, они сами для сельчан становились родителями предателя. Предавшего в первую очередь не семью, а деревенскую общину, - в ее круговой поруке против ЛЮБОЙ власти.
Спекуляция на примере Павлика Морозова плоха для любой стороны. Это просто факт. Факт накала борьбы государства, претворяющего в жизнь некую идеологию, с собственным народом, который необходимо хоть дубиной, но загнать в новую жизнь. Факт накала борьбы крестьянского народа за право жить так, чтобы все было по-человечески, по веками выработанным правилам крестьянского общежития, против невесть откуда пришедших людей с ружьем, пытающихся отобрать основу крестьянского благополучия - хлеб, а заодно - сделать детей чурающимися жизненных правил своих предков.
******************
По моим представлениям неверно представлять популяризацию Павлика в Советское время, как популяризацию идеи СТУЧАТЬ.
Пафос популяризации был в другом - в ЖЕРТВЕ даже отношениями с самыми близкими людьми ради идеи коммунизма. Жертве - в разных формах. Ябедничество, стукачество - не самое главное. И для государства тех времен это тоже было не самым главным. Ему было важно, чтобы молодежь рвала с жизнью по привычным канонам ради той жизни, которую несла Советская власть. Только такую молодежь можно было забирать на учебу в ФЗУ, сажать за трактор, учить коллективному труду. Ее надо было вырвать из-под влияния родителей, церкви, общины. Правда власти должна была для этой молодежи стать дороже правды патриархальной.