Транспортная услуга и ее измерение
прежде надо популярные введения в тему читать.И Вы гонору-то
поубавьте,г-н Ниткин("кто тут все напутал"). Иначе разговора с Вами
просто не будет. Тексты же выкладываются в ходе размещения всего досье,
а не для удовлетворения чьего-то гонора
Дмитрий Ниткин сообщил в новостях
следующее:75874@kmf...
> >Из размерности трана можно усмотреть, что он учитывает массу груза,
> >длину пути и квадрат скорости, в то время как в тонно-километры
скорость
> >вообще не входит. Поэтому оплата труда, скажем, в железнодорожном
> >транспорте при оценке с помощью тонно-километров совершенно не
учитывает
> >скорости доставки грузов и пассажиров, то есть не поощряет строгого
> >соблюдения расписания. Применяя траны, мы приходим к такой системе
> >стимулирования, которая требует точного выполнения графика движения
> >поездов...
>
> ..почему, если груз доставлен в два раза быстрее, то эта операция
должна оплачиваться в четыре раза выше (грубо говоря). По-моему груз
просто должен быть доставлен вовремя. По графику, не позже, но и не
раньше. Или я в чем не прав?
>
> А если более серьезно, то тран - явно мера затрат на транспортировку
грузов, но никак не мера результатов. Кто тут все перепутал?
==========
Транспортная услуга - "тран"
С Богатко (Правда 22.01.85)
<?Тонно-километры> - основной показатель работы транспорта - давно
подвергались критике. Неудовольствие этим измерителем высказывали, как
правило, практики-те, кому доводится пользоваться транспортными
услугами. Взамен предлагали <?просто тонны> или <?тонно- часы>, а чаще
всего <?что-то болев соответствующее...> А что же наука? Известен ли
ученым иной, более объективный и гибкий критерий оценки?
В научно-технических журналах появились недавно сообщения о единице
измерения, в достаточной степени реально отражающей интересы
транспортников и заказчиков,- так называемом <?тране>. По просьбе
читателей корреспондент "Правды" обратился к советским ученым,
занимающимся данной проблемой,- П. Г. Кузнецову и Р. И. Образцовой за
разъяснениями сути нового показателя.
- В чем вы видите недостатки старого показателя - <?тонно-километров>?
- Прежде всего в том, что он не способствует снижение общественных
затрат на доставку грузов, а также соблюдению графика. Ведь- что такое
транспортировка в народно-хозяйственном комплексе? В сущности это
услуга. А кому не приходилось нервничать, когда ожидаемая услуга не
соответствует расписанию движения! На первый взгляд кажется, что вопрос
о выполнении договорных условий касается лишь дисциплины,- плановой,
хозяйственной, технологической. Давайте, однако, посмотрим: что обещает
транспорт, когда предлагает свои услуги? Доставить груз по назначению в
<?заданное время>, которое дается расписанием движениям. То есть время
доставки - весьма существенная сторона дела. Учитывает ли основной
показатель-тонно-километры> - это важнейшее условие? Нет, не учитывает.
И нередко грузы задерживаются на складах и станционных путях или даже
идут отнюдь не кратчайшими путями. Ничего странного тут нет, ибо от
числа тонно-километров в решающей мере зависят финансовое положение,
материальное, и моральное поощрение транспортных организация. Попытки
оптимизировать с помощью ЭВМ маршруты перевозок встречают негласное, но
весьма ощутимое противодействие транспортников. То есть создается
ситуация, противоречащая как здравому смыслу, так и интересам общества.
- Однако во все времена никто из <?клиентов> не удивлялся, если скорая
доставка оплачивалась по более высокому. тарифу. И это справедливо. Еще
Карл Маркс в "Капитале" отмечал, что износ рельсов пропорционален числу
поездов, но растет быстрее в четыре раза при увеличении. скорости
движения поездов всего лишь в два раза. А что говорит о росте затрат
современная наука и практика: насколько велика должна быть доплата за
скорость?
В настоящее время любой авиаконструктор знает, что при заданных
аэрогидродинамических характеристиках для увеличения скорости
транспортного средства в два раза необходимо увеличить мощность
двигателя в восемь раз. Это "закон природы" в том смысле , что любое
тело, движущееся в какой-либо среде, испытывает действие силы
сопротивления движению пропорционально квадрату скорости. И поскольку
данный закон не может быть отменен ни одним министерством, то должно
быть ясно для всех,- как для производителей, так и для потребителей
транспортной услуги,- что за скорость доставки надо платить!
- За удвоение скорости - в восемь раз?!..
- Нет, тут другой подсчет. Для увеличения скорости в два раза мы,
действительно, должны будем использовать в восемь раз большую мощность;
также в восемь раз возрастет и расход горюче-смазочных материалов, и
износ двигателя да и вообще транспортной системы. Но при удвоении
скорости нашему транспортному средству на преодоление того же расстояния
потребуется в два рада меньше времени. Это означает, что затраты
горюче-смазочных материалов и износ двигателя увеличатся только в четыре
раза. Транспортную единицу действия можно образовать как произведение
<?тонно-километра> на <?квадрат скорости доставки>. Вот что представляет
единица измерения, названная нами -<?тран>.
- Сам по себе термин, похоже, выбран удачно-сразу напоминает об услуге
именно транспортной. Но насколько будет понятен новый измеритель? Мы
живем в обществе, где традиции и привычки довольно сильны. Вспомним хотя
бы судьбу "гектопаскалей", которые все-таки пришлось заменить на старые,
привычные "миллиметры ртутного столба", или "лошадиные силы", которые
никак не хотят уступать <?киловаттам>... Что , надо делать, чтобы
традиционные "тонно-километры" увязать с <?транами>?
- За <?базу> можно принять скорость доставки равную 10 километрам в
час. Это будет означать, что тонно-километры, доставленные со скоростью
10 километров в час составляют такое же число <?тран>. Расчетные единицы
услуги транспорта получатся другие, если скорость будет иная.
Все знают, что <?тонно-километры> автомобилистов почти в 10 раз дороже,
чем других транспортных средств. Зачем же мы усиленно развиваем столь
<?неэкономичный> способ перевозок? А дело в том, что здравый смысл
начинает игнорировать устарелую единицу измерения раньше, чем наука
разберется, в чем тут суть Автомобильные транспорт перевозит грузы от
двери до двери со средней скоростью 40 километров час, то есть в четыре
раза быстрее, чем названная нами базовая скорость 10 километров в час.
Показатель относительной скорости доставки равен 4, и множитель,
переводящий "тонно-километры" в <?траны>, соответственно в 16 раз больше.
- В постановлениях партии и правительства о соблюдении договорных
обязательств, о бережливом расходования ресурсов отмечалась
необходимость усиления экономической заинтересованности транспортных
организаций в точности выполнения планов перевозок, снижения затрат.
Способствуют ли -<?траны> работе в этом направлении?
- Безусловно. "Траны" стимулируют сокращение сроков доставки и прежде
всего подталкивают самих транспортников к поиску кратчайших маршрутов,
ибо выгода при сокращении времени доставки значительно перекрывает убыль
"километража". С другой стороны, нарушение графика доставки оказывается
крайне невыгодным для транспорта.
Что же касается расчета расхода горючего по <?тонно-километрам>, то тут
совершенно очевидно, что старая формула не годится по самому своему
существу. Любой водитель знает, что при меньшей скорости можно экономить
горючее, за это полагается, премия, тогда как за нарушение, графика
доставки могут только пожурить. Этот факт особенно становится заметен.
когда вводят <?экономическое стимулирование> за экономию горючего, исходя
из тех же <?тонно-километров>.
Но это уже следствия сугубо практические. Наша же задача - привлечь
внимание специалистов к тому факту, что вопрос об адекватной единице
измерения услуг транспорта можно решить с высокой степенью эффективности
для всего народного хозяйства.
- Итак, новая единица - <?тран> покоится на -<?трех китах>: <?тонны>,
<?километры> и <?квадрат скорости доставки>. Как вы пришли к этому выводу?
- Еще 35 лет назад профессор Н. Г. Винниченко предложил единицу
измерения услуг транспорта - <?транспортную единицу действия>, которая
образуется как произведение тонно-километров на скорость доставки,
выраженную в километрах в час. Измеритель был испытан на Московском
железнодорожном узле диспетчером К. П. Королевой и нашел свое отражение
в мировой литературе. На том дело и кончилось, а на всех видах
транспорта <?тонно-километр> остался верховным судьей. Но сколько
веревочке не виться... И мы вновь возвращаемся к этому вопросу.
<?Транспортная единица действия> профессора Н. Г. Винниченко не была
забыта; она дала толчок к поиску более точной и объективной меры для
оценки услуг современного транспорта. Серьезное влияние на направление
мысли оказали исследования ведущих советских ученых в области теория
управления. Блестящие математические результаты, подтверждающие
эффективность показателя, получены нашим молодым коллегой С. Б.
Пшеничниковым. Все это позволило наконец сформулировать вывод: услуга
транспорта пропорциональна произведению числа тонно-километров на
квадрат относительной скорости доставки.
Хочется надеяться, что ведомства, заинтересованные в разрешении трудного
вопроса, не оставят без внимания новую разработку отечественной науки,
что в транспортники, в заказчики, и прежде всего плановые органы примут
на вооружение "траны" - универсальный показатель усилий, затрат и
результатов работы транспортных систем.
=========
из переписки автора статьи с откликнувшимися на нее
Уважаемый т. Лесков!
Учитывая ваш большой опыт работы в транспорте, мне хотелось бы
поставить на обсуждение действительно важный вопрос -<?Существует ли
аналог машины Карно для систем транспорта?>. Вся техническая
термодинамика и начиналась с этой <?идеальной машины>. Пока у нас нет
подобной теории для технических средств транспорта, мы будем в плену
субъективных предпочтений. А такой теории у нас пока нет. В таком
случае:каждый сам себе авторитет.
Трудность начинается с элементарной физики. Транспортировку грузов
можно осуществлять как по ВЕРТИКАЛИ ВВЕРХ, так и ПО ГОРИЗОНТАЛИ. Физики
предпочитают считать пространство <?ИЗОТРОПНЫМ>, т.е. принимают, что
свойства пространства не зависят от НАПРАВЛЕНИЯ. Но то, что может
позволить себе физик - не может себе позволить инженер.
Термодинамика утверждает, что для любого ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
(который не <?совершается сам собою>) всегда необходимо совершение той
или иной РАБОТЫ. Вот об этой-то <?теоретически необходимой работе> и
приходится говорить при анализе любого технологического процесса. А
вычисление этой теоретически необходимой работы при использовании любого
технического средства транспортировки грузов и требует аналога <?цикла
Карно>. Какие у нас есть исходные данные? С одной стороны., мы будем
иметь физическую МОЩНОСТЬ двигателя. Но этого, очевидно, мало.
Традиционное рассуждение строится на понятии <?сила>. Здесь нам нужен
обратный путь (что всегда приходится делать в технике - сначала
МОЩНОСТЬ, а лишь потом <?силы>). Мощность разлагается на <?силу> и
<?скорость перемещения точки приложения силы>. Сама же сила сопротивления
транспортному средству, по закону Бернулли, пропорциональная квадрату
скорости. Из этих соображений мы и связываем мощность двигателя с КУБОМ
скорости транспортировки.
Работа оказывается связана с величиной энергии, которую транспортное
средство рассеивает на единицу пути. Это и есть физическое содержание
<?трана> , которое выражается в произведении энергии на пройденный путь.
Популярное изложение этих новых физических величин есть в <?Технике
Молодежи> ном.1 за 1981. Там на обложке есть <?Таблица физических
величин>, которую мы делали вместе с Р.О. ди Бартини (был такой у нас
авиаконструктор). Там же в тексте есть и связь этих величин с
математическим описанием различных процессов.
Кузнецов П.Г.
06.02.1985
========