ОтExeterОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата15.08.2010 23:29:13Найти в дереве
РубрикиСовременность; ВВС; Политек;Версия для печати

Вернемся к противопожарной авиации


По наводке уважаемого А. никольского заинтересовался я этим вопросом, порылся слегка и составил примерный список противопожарных самолетов, эксплуатируемых сейчас в Северной Америке и Европе (без учета всякой мелочи, вроде Air Tractor, польских Dromader, Ан-2 и т.п., а также легких самолетов противопожарной разведки).

Крупнейшим парком противопожарных самолетов располагает Канада. Пять провинций Канады имеют собственные парки аэротанкеров:

Манитоба (Government Air Services) – имеет 7 CL-215P (заказано 4 CL-415)

Ньюфаунленд и Лабрадор – 6 CL-215P, 4 CL-415

Онтарио (Ministry of Natural Resources) - 9 CL-215Т, 9 CL-415, 6 DHC-6-200, 5 DHC-2 Mk III (модернизированные с установкой ТВД)

Квебек (Ministry of Natural Resources and Wildlife) – 4 CL-215P, 2 CL-215Т, 8 CL-415

Саскатчеван (Ministry of the Environment) – 6 CL-215P, 1 S-2 Firecat


Частные компании в Канаде, располагающие противопожарными самолетами:

Conair Group (фактически основатель и ведущий разработчик систем пожарной авиации) – 4 CL-215P, 7 Convair CV580, 4 DC-6, 11 S-2 Firecat

Air Spray – 6 L-188

Caulson Air Tankers – 2 JRM-3 Mars

Buffalo Airways – 4 CL-215, 3 PBY-5A

Bombardier Aerospace (сам производитель) – 4 CL-215T



США

В США фактически единственным более-менее значительным государственным парком противопожарных самолетов обладает только штат Калифорния, в котором California Department of Forestry and Fire Protection имеет 23 самолета S-2T Turbo Firecat.

Единичные машины имеются еще в собственности правительств штатов:

Миннесота (Department of Natural Resources) – 2 CL-215, 1 P-3 Orion

Северная Каролина (Division of Forest Resources) – 1 CL-215 (нелетный)

Как известно, традиционно основную роль по авиационной борьбе с пожарами на территории США выполняли по подрядам специализированные авиакомпании, эксплуатировавшие для этого большое количество самых разнотипных старых военных и гражданских самолетов, частью еще периода ВМВ. Ввиду высокой аварийности этого авиапарка, с 90-х гг. на эти компании властями США оказывалось все возрастающее давление, особенно активизировавшееся после катастроф 2002 г. и приведшее к 2004 г. к полному разрыву контрактов правительства с этит компаниями, с последующим перезаключением лишь с несколькими после тщательных проверок. В результате за последние шесть лет большая часть экзотического пожарного авиапарка в США была ликвидирована, и большая часть компаний данного толка ликвидировались либо переориентировались (в частности, прекратила существование некогда лидировавшая на этом рынке Hawkins & Powers Аviation, в лучшие времена имевшая до полусотни летающих гробов). Была запрещена эксплуатация всех старых С-130, Р-2 и Р-3 (небольшую часть бортов двух последних типов потом все-таки допустили к эксплуатации). В результате частный противопожарный флот сильно усох. Сейчас действуют компании:

Aero Union – 8 P-3A Orion, 4 P-2 Neptun, 2 C-54

Neptun Aviation – 10 P-2 Neptun, 1 Dash 8 Q300

Aero Flite – 5 CL-215

Minden Air – 1 P-2

International Air Response – 1 DC-7B

10 Tanker – 1 DC-10 (и еще один на переоборудовании)

Evergreen International Aviation – 1 Boeing 747 (вообще данная компания, владеющая флотом из 16 грузовых В-747, работает в основном как частный грузовой подрядчик Пентагона и ЦРУ).


Следует указать, что сейчас одним из основных авиационных средств борьбы с лесными пожарами в США является использование контейнеризированных систем MAFFS, устанавливаемых в случае необходимости на самолетах С-130 ВВС (резерва и Национальной гвардии). Систему эту разработала и производит компания Aero Union. В рекордном 1994 г. самолеты четырех авиакрыльев совершили около 2000 вылетов на пожаротушение с системами MAFFS. Системы также поставлялись ВВС Бразилии. С 2007 г. ведутся испытания усовершенствованной системы MAFFS II.


Франция

Государственная Securite Civile имеет 12 CL-415, 2 Dash 8 Q400 и 9 S-2T Turbo Firecat.


Италия

Государственная Protezione Civile имеет 19 CL-415

Также борьбой с пожарами занимается итальянская государственная метеорологическая служба Societa Ricerche Esperienze Meteorologiche (SoREM), которая сейчас имеет 5 CL-215, причем не собственных, а арендованных (в т.ч. 4 турецкие)


Испания

Противопожарная авиация входит в состав ВВС страны (43-я группа) – 14 CL-215T, 3 CL-415 (еще два заказаны)

Еще два CL-415 заказаны для испанской военной службы чрезвычайных ситуаций (Unidad Militar Emergencias)

Противопожарными работами в Испании занимается также компания Compania de Extincion General de Incendios (CEGISA), имеющая 5 CL-215


Греция

Противопожарная авиация входит в состав ВВС страны (356-я и 383-я эскадрильи) – 13 CL-215, 7 CL-415GR


Турция

Турецкое объединение аэронавтики (Turk Hava Kurumu – THK) – эдакое турецкое государственное ДОСААФ, с добавлением госавиации – имеет 7 CL-215

Кроме того, по 2 CL-215 в Турции принадлежат министерству лесов и муниципалитету Стамбула, но все четыре этих борта в настоящее время находятся в аренде у итальянского SoREM.


Хорватия

Противопожарная авиация входит в состав ВВС страны (885-я эскадрилья) – 6 CL-415




Итого, краткая мораль:

Ни одна даже самая богатая страна не может позволить себе содержать флот больших дорогостоящих специализированных противопожарных самолетов в духе Бе-200 или Ил-76. То есть критические вопли по этому поводу в адрес российских властей малообснованны. Скорее, стоит задуматься, не является ли производство и закупка Бе-200 дорогостоящим попилом. Во всем мире обходятся либо более легкими машинками в духе CL-415 (которые пригодны для «очаговых» задач, скорее), либо приспособленным собранием антиквариата. И, наконец, при наличии значительной военно-транспортной авиации в составе ВВС, можно приспосабливать ее для противопожарных задач с оснащением системами вроде MAFFS.

То есть, выскажу предположение, что, видимо, МЧС РФ и российским властям в целом по хорошему нужно не новые Бе-200 покупать, а заняться конвертацией и юзанием старья, да созданием и внедрением контейнеризированных авиационных противопожарных систем.




С уважением, Exeter