ОтPoutОтветить на сообщение
КKОтветить по почте
Дата01.11.2002 10:57:55Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Re: Таблица готова



K сообщил в новостях следующее:75804@kmf...
> Большое спасибо, Pout, Datamove, Виктор и Self! Предварительный
вариант перекроенной таблицы Кузнецова-Бартини лежит в копилке .
pobisk.rar. Какого черта меня понесло в эти дебри? Вопрос исключительно
практический, так как нет склонности к пустопорожнему теоретизированию.
Все просто.
>

>
> Есть вариант - очень хитрый кувырок через голову. Задача исключительно
инженерная. Но для этого надобно знать, а как на самом деле устроен наш
мир. Если у вас нет возможности <?ударять по площадям>, то необходимо
знать, где спрятался противник. Предположим, у вас есть некие подозрения
на первичные законы, назовем их первопринципами (да хоть как их
обзовите, хоть валенком). Как вы их можете проверить и отпозиционировать
(точно определить их суть)? Выход один . постоянное их применение к
месту и не к месту. А так как все мы во всем не специалисты, то
приходится порой оказываться в неловкой ситуации. А куда деваться? И
обществом и физикой управляют единые законы, см. материал присланный
Self-ом - http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/75712.htm.
>

Дык верно сказали,только Вы недочитали Смирнова, для начала.
У меня уже раз 15 тут в Форуме этот пример с "траном"проходил. На
пальцах, конечно, а не подробно.
Даже из этих 40 строк ясно - короче выразить "инженерный" ,прямо
применимый к экономике и планированию, смысл "таблицы законов природы"
просто невозможно



========


Не правда ли, стройная и логическая система! Но в ней скрыты два
подводных камня. Прежде всего: при выбранных нами пределах в целиком
заполненной таблице насчитывается сто физических величин. По самому
скромному подсчету, более половины из них пока не используется в науке.
В то же время, как мы уже указывали, в научном обиходе сейчас
применяется не менее 200 основных и производных единиц измерений,
большей части которых мы не видим в нашей логично построенной системе.

В чем же дело? Почему возникает столь значительное количественное
расхождение?

Причина в том, что одну и ту же размерность могут иметь различные
физические величины. Скажем, в метрах измеряется и длина отрезка, и
путь, пройденный точкой, и величина радиус-вектора, соединяющего
движущуюся точку с полюсом. Поэтому каждая клетка таблицы определяет не
одну, а целый набор разных физических величин, имеющих, однако,
одинаковую размерность.

....
можно утверждать, что в каждой ее клетке, образно говоря, гнездятся как
известные, так и не открытые еще законы природы.

Скажем, в клетку L2T-4 ложится закон Гука, который можно рассматривать
как закон постоянства модуля упругости, имеющего именно эту размерность.
А в клетку L1T-2 - закон колебательного движения маятника, суть которого
состоит в постоянстве ускорения силы тяжести, и т.д. Но наиболее важную
роль в истории развития науки сыграли так называемые законы
сохранения...
....
XX век распространил сферу применения физических величин на процессы
экономической жизни, в которой потребовались надежные критерии оценки
работы промышленных предприятий и транспорта. И оказалось, что здесь
тоже действуют законы сохранения. Первый из них был сформулирован Р. ди
Бартини и П. Кузнецовым к 1973 году, как закон сохранения мобильности -
так они назвали скорость переноса мощности L6 · T-6. Чтобы понять смысл
этой величины, рассмотрим работу экскаватора. Приведение в действие его
ковша и поворот стрелы характеризуются некоторой - иногда весьма
значительной - мощностью. Но, пока он не у дел, о ней нет и речи, здесь
требуется другая мощность - на транспортировку автомобильной или
железнодорожной платформы, доставляющей экскаватор к месту работы. Это
обстоятельство и учитывается мобильностью - критерием с размерностью L6
· Т-6.

Мобильность наличного парка экскаваторов есть величина постоянная,
поэтому при планировании земляных работ сроки должны назначаться так,
чтобы она не оказалась превышенной. В противном случае руководитель
может оказаться в положении короля из сказки Сент-Экзюпери. <?Если я
прикажу моему генералу обернуться чайкой, и он не выполнит этого
приказания, то кто будет в этом виноват: я или он?> - допытывался король
у Маленького Принца. И получал на это совершенно справедливый ответ:
<?Вы, ваше величество!>

Таблица позволила открыть еще один закон сохранения. Известно, как важно
найти объективный критерий для оценки эффективности работы транспорта.
Сейчас для этого используют произведение веса перевозимых грузов на
длину пути - так называемые тонно-километры L4 · Т-2. Из этой величины
логично выводится размерность часовой производительности транспорта - L4
· Т-3 - произведение веса на скорость. Нетрудно видеть: в этом критерии
неявно предполагается, что если вес поезда увеличить в 2 раза, то
скорость его при той же мощности должна уменьшиться во столько же раз. В
действительности этого не происходит, а скорость уменьшается всего в
21/3, то есть в 1,26 раза.

Причина такого сильного расхождения - некорректность выбора критерия для
оценки транспортных услуг, и таблица позволяет предложить для этой цели
иную величину. Работа транспортного средства пропорциональна
произведению мощности на время - кубу скорости и массе. Поэтому легко
убедиться, что критерием оценки работы транспорта должна быть величина
L3 · T-2 · L3 · Т-3 · Т - L6 · Т-4.
В 1980 году П. Кузнецов и Р. Образцова предложили использовать в
экономических расчетах эту величину, которой они дали название <?тран>.

Что же нового дает применение трана по сравнению с тонно-километрами?

Из размерности трана можно усмотреть, что он учитывает массу груза,
длину пути и квадрат скорости, в то время как в тонно-километры скорость
вообще не входит. Поэтому оплата труда, скажем, в железнодорожном
транспорте при оценке с помощью тонно-километров совершенно не учитывает
скорости доставки грузов и пассажиров, то есть не поощряет строгого
соблюдения расписания. Применяя траны, мы приходим к такой системе
стимулирования, которая требует точного выполнения графика движения
поездов...

До сих пор все наши рассуждения ограничивались кругом понятий, выводимых
из поведения движущихся точек, наделенных массами. Введение в
рассмотрение представлений о гравитационном поле, о динамике твердых,
жидких и газообразных тел требует включения в таблицу новых механических
величин, не имеющих применения в динамике точки. Учтя некоторые более
сложные и тонкие детали, можно включить в таблицу электромагнитные,
тепловые и световые величины.

Вот почему расширение поля физических представлений ведет как к
заполнению пустующих клеток таблицы, так и к <?разбуханию> уже
заполненных. В последнем случае мы сталкиваемся со своеобразными,
попадающими в одну и ту же клетку таблицы величинами.

Выработка новых физических понятий на основе теории размерностей, а
также осознание глубинных связей между <?размерными изотопами> еще далеко
не завершены, и не исключено, что до окончания нашего столетия наука
будет обогащена открытием новых, пока еще не обнаруженных в природе
законов сохранения.
========