| От | Pout | |
К | Марина | |
Дата | 15.05.2003 07:04:28 | |
Рубрики | Прочее; | |
Популярная статья по LT-системе "Числа,,которые преобразовали мир"
Марина сообщил в новостях
следующее:94190@kmf...
>
> Хм. Я не физик ни разу, может, я не поняла -- какая глубокая мысль во
всем этом заключена? Какое отношение эта таблица имеет к законам
природы, и какую информацию получат от знакомства с ней физики? Или Вы
думаете, что они с понятием размерности не знакомы?
>
на Форуме выкладывалась статья из "Техники-молодежи" номер 1 за 1981г.
Бартини предложил Таблицу в 1961,Кузнецов ее чуть позже развил. она
имеет практические применения в экномике. Сейчас этим занимаются разные
люди ,потому что тема обширная. Вводна я по теме - статья Смирнова. Ее
лучше читать на сайте,где она в красивом виде и форумы наглядно видны.
Там же и сама таблица полностью. Здесь короткая выдержка
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/archive/21/21895.htm
"Числа, которые преобразовали мир"
таблица законов природы
к теме"физической экономики"
...
Мысль о том, что для построения всей системы единиц измерений достаточно
всего двух величин - длины и времени, - не нова; в 1873 году об этом
говорил Дж. Максвелл, а с 1941 года ее пропагандировал и отстаивал
английский ученый Б. Браун. В 1965 году опубликовал свою первую работу в
этой области известный советский авиаконструктор Р. ди Бартини, который
позднее получил ряд важных и интересных результатов совместно с
кандидатом химических наук П. Кузнецовым.
Разработанная ими кинематическая система физических величин состоит из
бесконечных вертикальных столбцов, представляющих собой ряд
целочисленных степеней длины (на рисунке их количество ограничено
интервалом от L-3 до L+6) и бесконечных горизонтальных строк -
целочисленных степеней времени (в нашем случае от Т-6 до Т+3).
Пересечение каждого столбца и каждой строки автоматически дает
размерность той или иной физической величины.
(далее рисунок таблицы)
. ...
XX век распространил сферу применения физических величин на
процессы экономической жизни, в которой потребовались надежные
критерии оценки работы промышленных предприятий и транспорта. И
оказалось, что здесь тоже действуют законы сохранения. Первый из
них был сформулирован Р. ди Бартини и П. Кузнецовым к 1973 году,
как закон сохранения мобильности - так
они назвали скорость переноса мощности L6 · T-6.
Чтобы понять смысл этой величины, рассмотрим работу экскаватора.
Приведение в действие его ковша и поворот стрелы характеризуются
некоторой - иногда весьма значительной - мощностью. Но, пока он не
у дел, о ней нет и речи, здесь требуется другая мощность - на
транспортировку автомобильной или железнодорожной платформы,
доставляющей экскаватор к месту работы. Это обстоятельство и
учитывается мобильностью - критерием с размерностью
L6 · Т-6.
...
Таблица позволила открыть еще один закон сохранения. Известно, как
важно найти объективный критерий для оценки эффективности работы
транспорта. Сейчас для этого используют произведение веса
перевозимых грузов на длину пути - так называемые тонно-километры
L4 · Т-2. Из этой величины логично выводится размерность часовой
производительности транспорта - L4 · Т-3 - произведение веса на
скорость. Нетрудно видеть: в этом критерии неявно предполагается,
что если вес поезда увеличить в 2 раза, то скорость его при той же
мощности должна уменьшиться во столько же раз. В действительности
этого не происходит, а скорость уменьшается всего в
1,26 раза. Причина такого сильного расхождения - некорректность
выбора критерия для оценки транспортных услуг, и таблица позволяет
предложить для этой цели иную величину. Работа транспортного
средства пропорциональна произведению мощности на время - кубу
скорости и массе. Поэтому легко убедиться, что критерием оценки
работы транспорта должна быть величина
L3 · T-2 · L3 · Т-3 · Т = L6 · Т-4.
В 1980 году П. Кузнецов и Р. Образцова предложили использовать в
экономических расчетах эту величину, которой они дали название .
Что же нового дает применение трана по сравнению с
тонно-километрами?
Из размерности трана можно усмотреть, что он учитывает массу груза,
длину пути и квадрат скорости, в то время как в тонно-километры
скорость вообще не входит. Поэтому оплата труда, скажем, в
железнодорожном транспорте при оценке с помощью тонно-километров
совершенно не учитывает скорости доставки грузов и пассажиров, то
есть не поощряет строгого соблюдения расписания. Применяя траны, мы
приходим к такой системе стимулирования, которая требует точного
выполнения графика движения поездов...
До сих пор все наши рассуждения ограничивались кругом понятий,
выводимых из поведения движущихся точек, наделенных массами.
Введение в рассмотрение представлений о гравитационном поле, о
динамике твердых, жидких и газообразных тел требует включения в
таблицу новых механических величин, не имеющих применения в
динамике точки. Учтя некоторые более сложные и тонкие детали, можно
включить в таблицу электромагнитные, тепловые и световые величины.
Вот почему расширение поля физических представлений ведет как к
заполнению пустующих клеток таблицы, так и к уже заполненных. В
последнем случае мы сталкиваемся со своеобразными, попадающими в
одну и ту же клетку таблицы величинами.
Выработка новых физических понятий на основе теории размерностей, а
также осознание глубинных связей между еще далеко не завершены, и
не исключено, что до окончания нашего столетия наука будет
обогащена открытием новых, пока еще не обнаруженных в природе
законов сохранения.
http://www.n-t.ru/tp/iz/chm.htm
===========
Статья из газеты про "Тран" по материалам Кузнецова-Образцовой
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/archive/66/66643.htm
=======