"Прежние социокультурные формы перестали соответствовать обществу"
По факту, квалифицированный рабочий сейчас зарабатывает больше, серьёзно больше офисного клерка. Сейчас очень часто совмещается роль рабочего и хозяина дела. При высокой производительности труда фирма может работать стабильно и с хорошим доходом.
Проблема в том, что очень мало квалифицированных рабочих с хорошей трудовой культурой (не пить на работе, соблюдать регламенты, работать производительно и качественно).
Наряду с дефицитом квалифицированных рабочих существует дефицит хороших инженеров и технологов. Требуется гибкая организация производства, а её наладить это нелегко. Работают очень медленно, масса "перекуров" и "перетрынделок", не умеют использовать широкий набор специального удобного инструмента.
Если ты работаешь как-попало, то заработок будет низким. А в масс-медиа акцентируют именно такой тип рабочего - пьющего, малоквалифицированного, работающего медленно, некачественно, и имеющего маленький заработок.
Поэтому молодёжь выбирает между малоквалифицированым и малооплачиваемым рабочим и малоквалифицированным и малооплачиваемым клерком. Но сидеть за компом - всё же не мешки ворочать. Вот и весь выбор.
>Вызов, перед которым оказалась страна после деиндустриализации девяностых годов, — это необходимость новой индустриализации. Какой культурный тип, какая социальная группа, какое поколение будет тягловой силой, чтобы новую индустриализацию поднять? Социокультурная группа рабочих рассыпана, рабочие профессии считаются аутсайдерскими, и власть в ответ на этот вызов делает ставку на креативный класс (средний образованный класс, молодежь, которая идет в вузы). >Сергей Кара-Мурза убежден, что какой бы взлет ни испытывала общность рабочих в определенных технологических, организационных и культурных условиях, необходимы обновления всех этих условий. В 1970–1980-е годы этих обновлений не было. Машина экономики работала, экономические и культурные формы сохранялись, а общество менялось очень быстро. Эти формы стали отставать от реального общества.
>Общество фактически опережало эволюцию форм, в которых оно было помещено, и во многом неосознанно стало отчуждаться от этих форм. Отчуждение молодежи от индустриального уклада началось тогда же, в 1970–1980-е годы: завод, фабрика становились все более нежелаемой нишей для молодых людей.
В СССР действовала единая тарифная сетка. Представьте: везде одинаковая сетка окладов!!!
Заработки сами по себе были невелики (90 - 320 руб.) при таких низких окладах разница в 3,5 раза это очень мало, это демотивация труда.
Если учесть, что труд высшей квалификации - технолога, инженера, конструктора, управляющего - оценивался ниже труда рабочего, то получалась ситуация социальной шизофрении, расщеплённого сознания.
Более престижный и затратный труд оценивается меньше!
Плюс, в обществе ещё были живы стереотипы дореволюционной и сталинской эпохи, когда всё было "нормально". "Мастер" получал в разы больше разнорабочего николаевским золотом, а инженер средней руки снимал квартиру в 5 комнат с кухаркой и горничной.
Вот и влезьте в мозги молодёжи 70-х. Я по конкурсу пробиваюсь в институт и со своим дипломом сажусь на 120 "рэ" лет на 20. Пока соввласть даст мне и жене учительнице с двумя детьми двушку в хущёвке. А баран Петька с задней парты не парясь идёт в ПТУ и гонит брак за 240 рэ да ещё и свою двушку раньше получит.
Я не хочу сказать, что всё было мрак и нищета. Наоборот. Уровень жизни при Брежневе интенсивно рос. Зарплаты увеличивались, было много соцблаг, строили массово. Но вот эта социальная шизофрения создавала в обществе ощущение дискомфорта. Неправильности. Шутовского абсурда.
>Этот массивный сдвиг в молодежной среде — как можно на него повлиять? По мнению Оксаны Куропаткиной, большую роль, как обычно, может сыграть интеллигенция: именно интеллигенция гораздо более, чем другие общности, требовала обновления форм, именно она сейчас могла бы предложить новые формы и образы для восстановления общности рабочих.
В РФ государство интенсивно субсидирует кинопроизводство. Дайте заказ на фильмы и сериалы с образом честного рабочего. Церковь благословляет честный труд на благо ближнего. Долг мужчины обеспечивать семью и близких. Можно запускать специальные кредитные ипотечные программы для семей молодых рабочих.
Нужно наконец-то срезать объёмы обучения клерковским профессиям за госсчёт. Учиться на "экономиста" и "юриста" молодые люди должны за свой счёт, а не за государственный.