ОтМаринаОтветить на сообщение
КСепулька
Дата29.05.2003 15:41:59Найти в дереве
РубрикиПрочее; История; Манипуляция; Идеология;Версия для печати

Борьба с волшебниками


Здравствуйте, Сепулька!

>>А я спрашивала: что плохого в том, что якобы фентези "замаскировано" под сказку?
>
>Для нас плохо то, что под этим соусом "протаскиваются" чужие культурные установки
>(в частности, в "Г.П." - фашизм). Ребенок не может отличить добрую сказку от злой.

Брр. Повторю вопрос: не чем плох ГП, а чем плохо абстрактное произведение в жанре фентези, выполненное похожим на сказку?

Кстати, я вообще не пойму, откуда взялась эта "сказка". Может, я пред.письма Ваши невнимательно прочитала, -- в чем Вы эту маскировку в ГП видите?

>Он не может отличить мультик про Винни Пуха от "Тома и Джерри".

Ну это все-таки не так, ИМХО. Разницу дети отлично видят. Однако смотреть Тома и Джерри (или Ну погоди) это большинству не мешает, согласна.

>Взрослый человек уже все-таки более-менее установился в своем психическом развитии,
>у него определены культурные ценности. У ребенка - нет. Из ребенка можно воспитать
>"Маугли", а можно - Циолковского.

>>Вы утверждаете, что ГП "на самом деле" не сказка, а фентези. Это как-то порочит данное произведение?
>>(снова оговорюсь, что я борюсь не за ГП, а против охоты на ведьм и манипулятивных рецензий).
>
>Не порочит. Я писала уже об этом. Фэнтези - особый жанр, возникший в западной литературе.

(а каким определение фентези Вы пользуетесь? а то я в жанрах не сильно разбираюсь :-)

Откуда же следует, что он у нас не может прижиться как "родной"?
Поскольку мой сын многими вещами в этом жанре увлечен и без конца таскает домой соответствующие книги, то я тоже многое читала. Не вижу в этих книгах ничего плохого. И, кстати, достаточно много весьма неплохих продолжений/альтернативных взглядов на произведения "родоначальника" фентези Толкина как раз русскими авторами написано (навскидку могу назвать "Черную книгу Арды", "По ту сторону рассвета. Берен Белгарион", "Последнего кольценосца", их много вообще-то, но я и читала далеко не все, да и в голову сходу больше не приходит). Я тут не специалист, но сын говорил, что как раз бОльшая часть таких продолжений ВК написана на русском, на западе в основном только пародии.

>Он отражает западные ценности и "родимые пятна" их кульутры (в частности, деление на
>"цивилизованных" и "нецивилизованных", на "сверх" и "недо" и т.п.).

Ой. Это Вы про конкретное произведение или про жанр в целом? Если второе, то тогда еще более интересно услышать Ваше определение этого жанра.

Кстати, интересно, "Космическую трилогию" Клайва Льюиса Вы туда же, к фентези относите? (это я по поводу деления на "цивилизованных" и "нецивилизованных")

>>>Главный герой вообще не должен быть волшебником. :) В литературе для взрослых тоже. :)
>>
>>Категорически не согласна с этим Вашим утверждением. Почему -- я уже писала в предыдущем письме.
>>На мой взгляд, как раз весьма полезным было бы художественное исследование той проблематики,
>>которая появляется с появлением "сверхвозможностей", недоступных большинству.
>
>ИМХО, все это - проявление внутренне присущего западной культуре фашизма. Ничего более.

Не поняла. Что именно Вы считаете "проявлением внутренне присущего западной культуре фашизма"? Факт наличия в книге главного героя-волшебника, или факт наличия у некоторой личности "сверхвозможностей", недоступных большинству?

Правда, я не согласна с любой из этих формулировок :-)

А не могли бы Вы обосновать свою точку зрения?

>>Кстати, как Вы относитесь к "Человеку-невидимке"?
>
>"Человек-невидимка" - это как раз в большой мере "борьба с фашизмом".

Так все-таки не все книги с соответствующим главным героем вредны? ;-)

>"Сверх"-человек против обычных людей. Обычные люди побеждают, хотя (опять-таки!)
>читатель сочувствует главному герою (что в данном случае не есть хорошо :)).

У меня появилось ощущение, что Вы пытаетесь на художественные книги смотреть через черно-белые очки. Хороший герой/плохой герой, побеждает/проигрывает, читатель ненавидит/сочуствует герою. Вообще-то в действительно хорошей литературе все намного сложнее. Под таким углом можно рассматривать разве что совсем уж тупые произведения.

Иначе просто не было бы литературы.

>>А к "Сказанию о Райгардасе" Ольги Ларионовой и прочим достаточно многочисленным фантастическим произведениям, где описывается присутствие на "отсталой" (как минимум технически) планете "продвинутых" землян?
>
>Произведение Ларионовой не читала.

Кстати, советую (и не только это, а вообще), хорошие книги.

>Могу сказать, например, о "Трудно быть богом" Стругацких.
>Тоже, в общем-то (по моему мнению, конечно), "родимые пятна".
>Некоторые люди более цивилизованные, чем другие. Последних надо "доводить до уровня",
>не считаясь ни с какими страданиями этих последних.

Ну вообще-то там совсем не так, ИМХО. Но у ранних Стругацких все достаточно прямолинейно. И это, кстати, родимые пятна не фашизма, а скорее коммунизма :-)
А вот что Вы думаете в этом отношении о "Необитаемом острове"? У Максима там как раз возможностей существенно больше, чем у окружающих, причем не благодаря техничяескому оснащению, а "внутрениих".

>Кстати, скоро начнем выкладывать в альманах роман "Ликей". Там именно эта проблема рассматривается.

А что за альманах?

>>>От самого факта тоже зависит. Еще раз: разница в "человек" - "сверхчеловек".
>>
>>То есть Вы считаете, что сам факт вреден независимо от того, о чем конкретно и как написана книга?
>
>В большинстве случаев - да. Главному герою обычно сопереживают. Поэтому если он - образец
>для подражания, то с ним ассоциирует себя читатель.

Еще раз -- на мой взгляд, такой "черно-белый" подход к литературе неприменим.
Как Вам главный герой -- Обломов?
По-вашему, начитавшись Достоевского, подростки старушек пойдут убивать?

>Да, Вы употребили слово "вреден". Это опять-таки неверный подход.
>Для Зап. культуры это все естественно, как воздух.

Что? Фашизм? Мне кажется, западная культура весьма разнородна, нельзя ее вот так в один мешок :-)

>Вредно все это для нас, пока не выработался иммунитет к подобного рода сочинениям.

К сочинениям какого рода?

>Тем, что, если не сам Буш лично, то его потомки почувствуют на себе последствия его поступков
>(поскольку он живет в человеческом обществе, а не на свиной ферме, и над людьми просто
>так измываться вечно нельзя), а Г.П. не почувствует, поскольку люди для него - низшие существа.

Так мы ведь вовсе не о ГП уже говорим. Почему Вы априори считаете, что если у человека сверхвозможности, то уже сразу "люди для него - низшие существа"?

Тот же Толкин, кстати. У эльфов довольно много доп. возможностей по сравнению с людьми, скажем. Не говоря уж о магах. (хотя Толкина в этом плане не очень уместно в пример приводить, но его-то Вы уж не обвините в том, что это -- не фентези)

>>Почему тогда Вы протестуете против художественного осмысления того, что уже имеется в реальности?
>
>Да потому что это не художественное осмысление, а примитивная реклама. Реклама элитарности и фашизма.

Что "это"? "Художественного осмысление того, что уже имеется в реальности"? Ничего не понимаю. (опять -- мы ведь уже не о ГП говорим)

Всего доброго,
Марина