>Чем же хорош экономический рост? Вообще, какими социальными индикаторами он определяется?
Я вообще не обсуждаю, хорош он, или плох. И не определяю его социальными индикаторами. Я говорю, что он есть. Не согласны?
>> Экспортироваться стали не потребности, а товары. И не в середине XX века, а парой сотен лет раньше. > >Напротив, потребности как раз и экспортируются как составная часть американского образа жизни. Ну кому нужны были пепси-кола и мак-дональдс? А какая давка была при открытии...
Наверное, нужны были тем, кто давился.
По-моему, все элементарно. Сначала человек узнает о существовании товара, потом осознает, что этот товар может удовлетворять его потребность (ранее осознанную или неосознанную). Тогда возникает потребность в данном конкретном товаре. Если очень хочется распространение информации о товарах (идущее чаще всего параллельно с самими товарами в виде рекламы) называть "экспортом потребностей" - то называйте. Но что любопытно, человек все-таки должен осознать, во-первых, существование потребности, во-вторых, пригодность нового товара для ее удовлетворения.
Вы можете сколько угодно нахваливать галстуки - но в Саудовской Аравии Вы их много не продадите.
>>Наличие товара создает потребность в нем в рамках определенной культуры. Это азы политэкономии. > >Вот здесь Вы сами себе противоречите. Если Вы согласны с тем, что потребности социальны, то как они могут создаваться объективно существующими товарами?
Никаких противоречий. Есть общество, находящееся на достаточно высоком уровне материального и культурного развития. Живет без персональных компьютеров, и не страдает от этого. Потом появляется производитель ПК - и самим фактом предложения своего товара создает потребность в нем у миллионов людей. Но если он со своими ПК поедет куда-нибудь к папуасам - он не создаст у них потребности. Потому что там другая культура.
>Напротив, сначала имеем общество, затем обусловленные его ценностями потребности, после чего уже имеем реализацию этих потребностей через различные общественные механизмы (например, в виде товаров). После этого проблемы, создаваемые навязыванием гедонизма, должны быть прозрачны.
А если гедонизм и есть ценность общества?
>> Можем. И ездим, если денег мало. А если хочется ездить на иномарках - так чаще всего не ради лейбла, а из-за того, что у них лучше соотношение цена/качество. > >"Чаще всего" как определяется?
Поведением знакомых мне нормальных людей, покупающих недорогие иномарки.
>> Сколько производил "высокоэффективный" СССР? >А чем определяется эффективность, по-Вашему?
Отношением результатов к затратам при сопоставимых условиях :)