>Мне кажется, что более продуктивным было бы не копаться в архивах, а напрячься (в первую очередь сторонникам цивилизационного подхода) и родить что-то наиболее выкристаллизованное, нечто такое, что именно они считают явными и основными признаками такого подхода. Даже если они уже высказывали такие мысли, было бы полезно повторить их — в обновлённом виде, кратко и в одном месте — для облегчения работы себе и другим.
Превосходно. Вот давайте и попробуем прямо сейчас. В 20-е-30-е годы ХХ века в среде русской эмиграции существовало пореволюционное идейно-политическое течение - евразийство, основанное рядом блестящих ученых, которые поставили себе две задачи - "преодоление марксизма" и "построение новой идеологии". За ХХ век евразийство успело умереть (с сер. 30х годов до сер. 50-х) и воскреснуть в трудах Л.Н. Гумилева, а затем и как идейно-политическое течение в ряде современных течений , таких как неоевразийство А.Г. Дугина, евразийство последователей Л.Н. Гумилева, правое "академическое" евразийство (А.С. Панарин, Б.С. Ерасов, Ф.М. Гиренок, В.Я. Пащенко), правое "славянофильское" евразийство (В.В. Кожинов), левое "советское" евразийство (Р.Р. Вахитов, С.Г. Кара-Мурза)
Вот краткие базисные тезисы евразийства, которое на мой взгляд и является цивилизационным подходом, уже адаптированным для России. В принципе если кому-то не нравиться само слово "евразийство", то его можно и убрать или заменить.
1) Россия-Евразия – это не Запад и не Восток, особая цивилизация, соединяющая в себе европейские и азиатские влияния, но имеющая самобытную основу в виде великорусской культуры. Россия-Евразия является традиционной цивилизацией соборного типа, в которой доминирующей скрепой является общие культурные ценности и сильная державная государственность. 2) Россия-Евразия как цивилизация сформировалась в результате трех культурных влияний: византийского, монгольского-азийского (туранского), и европейского. Об этом писал еще П.Н. Савицкий в статье «Два мира». Если первые два влияния в целом положительно оцениваются евразийцами, то второе оценивается более отрицательно, нежели положительно. В результате уже в ХV-ХVII вв. сложилась самобытная русско-евразийская культура и русско-евразийская государственность, которая пережила в ХIХ веке свой культурный, а в ХХ веке – геополитический расцвет. 3) Россия-Евразия в этническом плане сложилась в результате славяно-тюркского синтеза. Русский этнический стереотип впервые был выработан в ХIII-ХIV веке, его завершающая стадия – Куликовская битва («Воины Дмитрия Донского пришли на Куликово поле славянами, а ушли русскими» В.В. Кожинов.) 4) Как геополитическое целое Россия-Евразия является наследником первого супергосударства на евразийском континенте – империи Чингисхана. Географически Россия-Евразия представляет собой союз Леса (земледельческих народов) и Степи (кочевых народов). 5) История России-Евразии как цивилизации начинается с монгольского завоевания или со второго культурного влияния. Тогда же начинается и ее собственно этническая история. Все остальное – только ее предыстория, предцивилизационный этап (Киевская Русь). Культурным и политическим эталоном всех евразийцев является Московский период русской истории (1480-1666/67) и (для левых евразийцев) – Советский период русской истории (1917-1991). 6) Политический строй России-Евразии базируется на идеократии, то есть власти евразийской метаидеологии, проявляющейся в форме новой органической элиты - евразийского отбора и демотии – свободной многоступенчатой системе Советов. Формы осуществления идеократии и демотии зависят от конкретной исторической ситуации. 7) Экономический строй России-Евразии евразийцы основывали на особой государственно-частной системе хозяйства, в которой приоритет был бы отдан плановой экономике закрытого, континентального типа с приоритетом государственной собственности на средства производства, принципом полной занятости и социальных гарантий («гарантийное государство»). Конкретные виды соотношения государственной, частной, общественной, кооперативной (коллективно-частной), муниципальной и других форм собственности устанавливаются в зависимости от исторической ситуации. 8) В мировых отношениях евразийцы выступают за мировую миссию России-Евразии по освобождению народов от колониального владычества западных держав и создания поликультурного плюрализма народов и цивилизаций, основанных на равноправии и уважении традиции и культур разных стран, на подтверждении государственного суверенитета и на праве самостоятельного выбора для каждой страны и народа политических, экономических и культурных форм. Европа должна отказаться от навязывания своих культурных и политических стереотипов другим народам. Геополитические задачи определяются по разному в зависимости от политического выбора и исторической ситуации.
В данном виде евразийские тезисы принимаются практически всеми течениями и разновидностями внутри евразийства.
Краткие пояснения: "идеократия" - власть идеи, система правления и режим, базирующийся на отборе элиты не по принципу обладания властью или богатством или же знатностью, но по принципу преданности основной идее (она и выражена в этих 8 тезисах). "Демотия" - органическая демократия, основанная на праве граждан избирать только первую ступень власти - Советов, далее сами Советы по принципу замещения посылают своих представителей в Советы все более высокого властного уровня. Это позволяет ликвидировать дистанцию и исключить манипуляции с выборными технологиями.