ОтArtem DrabkinОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата12.03.2010 08:31:21Найти в дереве
РубрикиСовременность; Армия;Версия для печати

Кстати о реформе


Добрый день,

Кусок интервью с ВП Брюховым о том как съели Огаркова

Огарков по своей природе был большая умница. Высокий стройный исключительно трудолюбивый. Работал с утра и до позднего вечера на износ. Быстро схватывал суть вопроса и обладал отличной памятью, никогда не читал доклады по шпаргалке. Слушать его было приятно. Устинов, ставший министром обороны после смерти Гречко и начальник Генштаба Огарков первое время работали очень дружно и были что называется не разлей водой. Устинов занимался вопросами вооружения и оснащения армии, а Огарков решал оперативно-стратегические вопросы. Вопросы подготовки, обучения войск.
Огарков понимал, что надо реформировать армию. Армия была 5 миллионов 200 тысяч человек. Он решил объединить ПВО и ВВС, сухопутные войска, ГО, ДОСААФ и военкоматы тоже объединить под началом главкома сухопутных войск. Это встретило резкое сопротивление. Началась закулисная борьба. И тут ввязался мой начальник Шкадов. Он начал вбивать клин между Огарковым и Устиновым. Он выслушивал главкомов и через помощников Устинова передавал их отношение к Огаркову министру обороны. Помимо этого он начал внушать Устинову мысль, что начальник ГШ подменяет во многих вопросах министра обороны и воде у нас два министра обороны. По началу Устинов не реагировал: «Мы работаем дружно, у нас ни каких трений и противоречий нет». Но щель потихоньку образовалась. Огарков решил создать главкоматы западного (ЗГВ), юго-западного (Одесский Закарпатский и Киевский округа), южного (Средняя Азия), юго-западное ((Закавказье) и восточного (Дальний Восток) направлений. А тут война в Афганистане и этот вопрос отпал.
Началось все с мелочей. Например, представление делается на нескольких командующих армией и начальников штабов округов. Я их оформляю и еду визировать. Если не срочно, то за неделю я собираю все необходимые подписи, а если требовалось срочно, то я обзванивал приемные и лично подъезжал в ГШ, ГлавПУР и ЦК. Меня принимали сразу. Как-то привез я представления. Огарков посмотрел: «Я был у этого начальника штаба округа. Он слабо себя показал. Давайте его придержим его немного». Он берет и вычеркивает его из списка. Я приехал, доложил Шкадову: «Все нормально, но Огарков вычеркнул такого-то». Тот на дыбы: «Какое он имел право вычеркивать? Только министр обороны имеет право вычеркивать! Он мог не ставить визу, но вычеркивать права не имел!» Он к министру: «Вот смотрите, что Огарков делает. Кого хочет вычеркивает, кого хочет вписывает». Я присутствовал при этом разговоре и мне было так не удобно. Я в следующий раз когда к Огаркову приехал визировать я ему всю эту историю рассказал и попросил больше ни какие фамилии не вычеркивать. Вот с таких мелочей начал рассыпаться этот тандем.
Устинов проводит учения в Забайкальском военном округе. Там отрабатывали мобилизацию округа. Она прошла отвратительно. Наше мобилдизование это было чистое очковтирательство. Все конечно расписано, какие машины куда, кто в какой военкомат должен идти, но как объявили тревогу начинается чехарда. Хватают тех кто под руку попадется не считаясь с предварительно составленными планами. Так получилось и тут. Устинов ругается. Начался поиск виноватого. Начальник округа обращается к министру: «Товарищ министр, это ГШ нам спустил такой план. Мы его проработали. Так что это результат планирования ГШ». – «Кто тут с ГШ» - «Начальник главка ГОМУ». Начальником был рослый подтянутый боевой генерал, друг Огаркова. Он подходит, доложился. Устинов на него
- Что же вы такие дурацкие распоряжения отдаете, которые войска выполнить не могут
- Товарищ министр обороны мы дурацких распоряжений не даем. Мы отрабатываем их, проверяем. У них все было правильно и расписано, но поскольку они не подготовлены, не проводили занятия, то получилось смешение. Поэтому они не справились с задачей.
- А вы чем занимаетесь здесь? Какой х… вас сюда послал?
А командующий округом подливает масла в огонь, говорит что они тут командуют, а мы ничего не можем сделать. Устинов еще больше завелся, перешел на оскорбления. Тогда это генерал говорит:
- Товарищ министр обороны я прошу вас меня не оскорблять! Я генерал-полковник и потрудитесь со мной разговаривать подобающе!
- Да кто ты такой!? Да я тебя в порошок сотру! Тебя родная мать не узнает!
- Товарищ министр обороны разрештите мне написать рапорт и сложить с себя полномочия.
- Ну и пиши! Немедленно! Прямо тут!
Он написал.
- Все вон отсюда ты мне больше не нужен.
Он улетел. В Москве доложил Огаркову о произошедшем. Тот его успокоил, пообещав не увольнять, а поговорить с министром по возвращении с учений. Сам же закрутился и забыл поговорить с Устиновым. А тут опять у них какая-то стычка и Устинов ему выложил:
- Вы ведете себя так как будто у нас не один, а два министра обороны. Фамилии из представлений вычеркиваете, я приказал эого генерал-полковника уволить, а вы его до сего момента не увольняете. Какое вы имеете право? Я принял решение и вы обязаны его исполнить!
- Дмитрий Федорович, я хотел с вами поговориьть по поводу этого генерала. Он талантливый человек, отлично справляется со своими обязанностями.
- Вы должны выполнить мой приказ!
Оба расстроились, не разговаривали друг с другом несколько дней. Тут Огарков едет в отпуск:
- Товарищ министр обороны Разрешите мне поехать в отпуск.
- Поезжай поезжай отдохни успокойся
Он уезжает в Сочи
Вдруг в воскресенье звонит мне Шкадов
- Бери самую надежную машинистку и срочно ко мне!
Я послал за машинисткой машину, сам вызвал свою и приехал в ГУК. Шкадов сообщает:
- Только что пришлорешение ЦК создать главкоматы направлений. Надо подобрать главкомов. Главкомом западного направления будем рекомендовать Огаркова. Он зхнает войска, мыслит стретегически. Именно такой человек нужен на главном направлении, где сосредоточено 2/3 войск. Лучшей кандидатуры быть не может. Начальником ГШ думаю надо поставить Ахромеева.
Мы долго сидели работали над характеристикой Огаркова. Надо было написать так, чтобы было понятно всем, что только он и может возглавить западное направление, управлять группировкой, противостоящей войскам капиталистических стран в Европе. Переписывли раза три.
На остальных и на Ахромеева быстро написали. Надо сказать, что штат Главкоматов был утвержден в 186 человек. Это смехотворная цифра.
В тот же день Шкадов повез представления на подпись к министру. Оттуда в Завидово к Черненко. Тот подписал.
Слух понесся, что Огарков с Должности снят и назначен Ахромеев. А ведь мы сидели втроем. Шкадов предупредил: «Если кто-то только расскажет – голову снесу!»
Я потом еще несколько недель сидел, вызывал на собеседования офицеров. Ну на западное и юго-западной направление желающих было достаточно, а когда дошло до восточного и южного направления то тут желающих стало совсем мало. Пришло обещать досрочное представление к званию, повышение категории.
Потом мне рассказывал порученец Огаркова Фролов. Приезжает Огарков и к министру в кабинет. Устинов встает из-за стола обнимает его:
- Привет Николай Васильевич! Как отдохнул? Отлично выглядишь. Ну теперь можно снова за работу браться
- Отдохнул хорошо, могу работать. Но я слышал, что я уже не начальник ГШ.
- Что ты такое говоришь? Кто тебе сказал
- В санотории все знают кроме меня.
- Это болтовня.
- Вы скажите я начальник или не начальник ГШ.
- Ну какая разница? Да вас назначили на очень ответственную должность главкомом западного направления.
- Так бы и сказали. Если было бы нужно я бы пошел, а так решили вопрос за моей спиной, не спросив меня.
Поругались они крепко. Но приказ уже вышел. Вот так убрали Огаркова.




Под шумящие колеса песня девки горяча